Принят Государственной Думой
11 декабря 2002 года
Одобрен Советом Федерации
18 декабря 2002 года
Утвердить федеральный бюджет на 2003 год по расходам в сумме 2 345 641,4 млн рублей и доходам в сумме 2 417 791,8 млн рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 13 050,0 млрд рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 10 – 12 процентов (декабрь 2003 года к декабрю 2002 года).
Установить, что в доходы федерального бюджета на 2003 год зачисляются поступления единого социального налога, направляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии.
Превышение доходов над расходами в сумме 72 150,4 млн рублей направляется в 2003 году в сумме 51 415,2 млн рублей на погашение государственного долга Российской Федерации и в сумме 20 735,2 млн рублей на пополнение финансового резерва.
Правительство Российской Федерации вправе направлять в 2003 году на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства Российской Федерации:
сальдо поступлений от операций на рынке с государственными ценными бумагами;
поступления от продажи государственного имущества;
поступления от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, а также права на заключение договоров их аренды;
сумму превышения доходов от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней над расходами на финансирование государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм;
средства финансового резерва.
Установить, что отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации осуществляется в 2003 году в установленном порядке на сумму до 32,0 млрд рублей.
Установить, что источником образования финансового резерва в 2003 году являются свободные остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2003 года, а также средства, полученные сверх сумм, установленных частями первой и третьей статьи 1 настоящего Федерального закона, за исключением средств единого социального налога, предназначенных для выплаты базовой части трудовой пенсии, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, средств целевого бюджетного фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии и других доходов, по которым настоящим Федеральным законом установлен иной порядок использования.
Средства финансового резерва могут использоваться для:
замещения внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета – поступлений от размещения государственных ценных бумаг и от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
замещения внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета;
погашения государственного долга Российской Федерации.
Управление средствами финансового резерва осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год».
Установить в 2003 году предельный размер ассигнований федерального бюджета на предоставление кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам, а также на инвестиции за пределами территории Российской Федерации в сумме до 27 217,0 млн рублей, эквивалентной 800,5 млн долларов США.
Предоставление государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам по межправительственным соглашениям (договорам), заключенным с 1 января 2003 года, осуществляется при условии исполнения указанными государствами и их юридическими лицами обязательств по уплате процентных платежей и погашению основной суммы задолженности по ранее предоставленным кредитам.
В случае неиспользования каким-либо иностранным государством, его юридическим лицом кредита или части кредита, предоставляемого Российской Федерацией в 2003 году, Правительство Российской Федерации вправе в пределах суммы, утвержденной настоящей статьей, перераспределять в течение 2003 года средства федерального бюджета между странами-заемщиками, включенными в Программу предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам, а также инвестиций за пределами территории Российской Федерации на 2003 год.
Установить предельные объемы ассигнований федерального бюджета на реализацию межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств в 2003 году в сумме до 2 236,43 млн рублей, в том числе предельные долевые взносы в бюджет Союзного государства в сумме до 1 530,82 млн рублей, в единый бюджет органов Содружества Независимых Государств в сумме до 99,56 млн рублей и в бюджет Евразийского экономического сообщества в сумме до 36,3 млн рублей.
Указанные расходы осуществляются в 2003 году по разделу «Международная деятельность» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в валюте Российской Федерации в соответствии со структурой расходов федерального бюджета согласно приложению 1 (секретно) к настоящему Федеральному закону.
Установить, что использование средств бюджета Союзного государства, единого бюджета органов Содружества Независимых Государств и бюджета Евразийского экономического сообщества, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, бюджетам субъектов Российской Федерации и другим получателям бюджетных средств на реализацию совместных проектов, программ и мероприятий, осуществляется исключительно после их утверждения в установленном порядке.
Установить, что в федеральный бюджет на 2003 год включаются средства целевого бюджетного фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии.
Установить, что доходы федерального бюджета, поступающие в 2003 году, формируются за счет:
доходов от уплаты федеральных налогов и сборов – в соответствии с нормативами отчислений согласно приложениям 2 и 3 к настоящему Федеральному закону;
единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога – по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации;
дивидендов по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации, – в размере 100 процентов доходов;
доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории Российской Федерации, – в размере 100 процентов доходов;
консульского сбора, взимаемого на территории Российской Федерации, – в размере 100 процентов доходов;
платы за выдаваемые паспорта, в том числе заграничные, документы о приглашении в Российскую Федерацию лиц из других государств, визы и вид на жительство в Российской Федерации, выдаваемые иностранным гражданам и лицам без гражданства, – в размере 100 процентов доходов;
платы за предоставление информации по единому государственному реестру налогоплательщиков – в размере 100 процентов доходов;
платы за предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, – в размере 100 процентов доходов;
пробирной платы (пробирного сбора), платы за сертификацию драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них – в размере 100 процентов доходов;
платы за заимствование материальных ценностей из государственного материального резерва и прочих доходов от операций с государственным материальным резервом – в размере 100 процентов доходов;
платы за отдельные виды услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти;
прибыли Центрального банка Российской Федерации;
патентных пошлин и регистрационных сборов за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, за исключением средств, поступающих от Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности, – в размере 100 процентов доходов;
доходов от деятельности совместного предприятия «Вьетсовпетро» – в соответствии с законодательством Российской Федерации;
части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, обязательных платежей и сборов, – в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
доходов от реализации имущества государственных унитарных предприятий, учреждений и военного имущества – в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
доходов, поступающих от выдачи Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации сертификатов, паспортов бартерных сделок и от оказания им консультационных услуг, – в размере 100 процентов доходов;
средств от распоряжения и реализации имущества, конфискованного во исполнение судебных решений или актов иных органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, признанного в установленном порядке бесхозяйным, а также изъятого федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, и иного имущества, обращенного в федеральную собственность по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, – в размере 100 процентов доходов за вычетом затрат на распоряжение и реализацию указанным имуществом в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
доходов, поступающих от уплаты платежей при пользовании недрами, и доходов от платы за геологическую информацию о недрах – в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона;
доходов от эксплуатации и использования имущества федеральных автомобильных дорог – в размере 100 процентов доходов;
доходов от использования лесного фонда, находящегося в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей среды, обеспечения экологической безопасности (средств, поступающих за счет отчислений от лесных податей и арендной платы сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, платы за другие виды лесопользования, а также платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда), – в размере 50 процентов доходов;
прочих поступлений от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, а также поступлений от разрешенных видов деятельности федеральных учреждений, финансируемых из федерального бюджета (за исключением доходов, по которым настоящим Федеральным законом установлен иной порядок исполнения);
доходов от продажи нематериальных активов – в соответствии с законодательством Российской Федерации;
доходов от применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафов, компенсаций, возмещения ущерба, – в соответствии с законодательством Российской Федерации;
средств исполнительского сбора, взимаемого в процессе исполнительного производства, – в размере 80 процентов доходов;
доходов от внешнеэкономической деятельности – в размере 100 процентов доходов;
доходов от реализации на экспорт урановой продукции:
природного сырьевого компонента низкообогащенного урана, возвращаемого Российской Федерации в результате исполнения обязательств Российской Федерацией в области разоружения и контроля над вооружениями, – в размере 100 процентов доходов;
высокообогащенного урана, поставляемого в рамках исполнения Российской Федерацией международных договоров о научно-техническом сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, – в размере 100 процентов доходов;
прочих налогов, сборов, пошлин и платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установить, что в доходы федерального бюджета зачисляются средства:
поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности по состоянию на 1 января 2001 года по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, пени и штрафы за несвоевременную уплату указанного налога в части, зачислявшейся в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, а также доходы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации до 1 января 2001 года являлись источниками формирования других федеральных целевых бюджетных фондов (за исключением 15 процентов сумм штрафов, налагаемых в административном порядке, зачислявшихся ранее в Государственный фонд борьбы с преступностью);
поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2002 года по платежам за пользование недрами, отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизу на нефть и стабильный газовый конденсат, а также пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных налогов – по нормативам отчислений согласно приложениям 2 и 3 к настоящему Федеральному закону;
поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности по состоянию на 1 января 2002 года по единому социальному налогу, пени и штрафы за несвоевременную уплату указанного налога в части, зачислявшейся ранее в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2001 года по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных взносов, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (соглашениями);
целевого бюджетного фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии.
Установить, что средства, поступающие на лицевые счета получателей средств федерального бюджета в погашение дебиторской задолженности прошлых лет, в полном объеме зачисляются в доходы федерального бюджета.
Установить, что в целях обеспечения полноты учета и распределения доходов в соответствии с нормативами отчислений, установленными настоящим Федеральным законом, федеральные налоги и сборы, иные платежи, включая единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог, указанные в настоящей статье, статьях 10 – 14 и 19 настоящего Федерального закона, подлежат зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства для распределения этими органами доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и бюджетами закрытых административно-территориальных образований, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Установить, что в 2003 году в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге сумма налога на прибыль организаций, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты указанных субъектов Российской Федерации. Установить, что в 2003 году в местные бюджеты муниципальных образований, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, налог на прибыль организаций зачисляется в размере, определяемом законодательными (представительными) органами указанных субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения полноты контроля за соблюдением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации установить, что региональные и местные налоги и сборы, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (за исключением бюджетов субъектов Российской Федерации, не получающих в 2003 году дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 46 настоящего Федерального закона), зачисляются на счета органов федерального казначейства для последующего перечисления доходов в бюджеты разных уровней не позднее следующего рабочего дня после получения выписки банка со счета органа федерального казначейства.
Установить, что суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве налоговых санкций, предусмотренных статьями 116, 117, 118, 120 (пункты 1 и 2), 125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 134, 135 (пункт 2) и 135.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, зачисляются в федеральный бюджет, бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в следующем объеме:
федеральный бюджет – 50 процентов;
бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации и местные бюджеты – 50 процентов.
Установить, что в 2003 году доходы от платы за пользование водными биологическими ресурсами, включая средства от реализации квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, по следующим нормативам:
федеральный бюджет – 70 процентов средств от реализации квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов и 100 процентов доходов по межправительственным соглашениям;
бюджеты субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, – по нормативам согласно приложению 33 к настоящему Федеральному закону.
Установить, что в 2003 году плательщики земельного налога за земли городов и поселков, а также арендной платы за земли городов и поселков, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам:
бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) – 50 процентов;
бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты закрытых административно-территориальных образований – 100 процентов;
бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав городов Москвы и Санкт-Петербурга) – 50 процентов.
Установить, что в 2003 году плательщики земельного налога за сельскохозяйственные угодья, иные земли сельскохозяйственного назначения, а также арендной платы за указанные земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
После разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований плательщики арендной платы за земельные участки перечисляют указанные платежи на счета органов федерального казначейства для последующего зачисления их в доходы бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от установленного права собственности на земельные участки.
Установить, что в 2003 году средства от продажи земельных участков и от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков за вычетом расходов на их продажу по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, поступают на счета органов федерального казначейства и перечисляются ими по нормативам:
за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся до отчуждения в федеральной собственности, – 100 процентов в федеральный бюджет;
за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся до отчуждения в собственности субъектов Российской Федерации, – 100 процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации;
за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, на которых расположены иные объекты недвижимого имущества, – 100 процентов в местные бюджеты;
за иные земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю:
в федеральный бюджет – 15 процентов;
в бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) – 35 процентов;
в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты закрытых административно-территориальных образований – 85 процентов;
в местные бюджеты (за исключением бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга) – 50 процентов.
Установить, что после разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований средства от продажи земельных участков и от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков за вычетом расходов на их продажу по нормам, установленным Правительством Российской Федерации – для земель, находящихся в федеральной собственности, органом государственной власти субъекта Российской Федерации – для земель, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и органом местного самоуправления – для земель, находящихся в муниципальной собственности, поступают на счета органов федерального казначейства и перечисляются ими в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от установленного права собственности на земельные участки.
Установить, что в 2003 году доходы от использования лесного фонда, находящегося в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей среды, обеспечения экологической безопасности (средств, поступающих за счет отчислений от лесных податей и арендной платы сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, платы за другие виды лесопользования, а также платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда), зачисляются в размере 50 процентов в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Установить, что определение размера платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда, ее взимание и учет осуществляются в 2003 году в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Установить, что в 2003 году суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании), перечисляются в местные бюджеты, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Установить, что в 2003 году доходы от проведения на рынке интервенций зерна и других продуктов из запасов Федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия учитываются в полном объеме в доходах федерального бюджета.
Установить, что средства, получаемые Российским агентством по патентам и товарным знакам от Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года и Протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, подписанным в Мадриде 28 июня 1989 года, зачисляются в доходы федерального бюджета, за исключением сумм, предназначенных для уплаты ежегодного взноса Российской Федерации в бюджет Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности.
Установить, что в 2003 году средства исполнительского сбора, поступающие на счета органов Министерства юстиции Российской Федерации в процессе исполнительного производства, распределяются по следующим нормативам:
в доходы федерального бюджета – 80 процентов поступлений;
на счета Министерства юстиции Российской Федерации по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открываемые в установленном порядке в органах федерального казначейства, – 20 процентов поступлений. Указанные средства направляются на цели, установленные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Установить, что доходы от уплаты разовых и регулярных платежей за пользование недрами, доходы от платы за геологическую информацию о недрах и доходы от платы за договорную акваторию и участки морского дна, включая доходы, полученные от реализации соглашений о разделе продукции при пользовании недрами на территории Российской Федерации, распределяются по следующим нормативам:
федеральный бюджет – 40 процентов;
бюджеты субъектов Российской Федерации – 60 процентов.
Доходы от возмещения инвестором прошлых затрат государства на проведение геолого-разведочных работ, полученные от реализации соглашений о разделе продукции при пользовании недрами на территории Российской Федерации, распределяются по следующим нормативам:
федеральный бюджет – 50 процентов;
бюджеты субъектов Российской Федерации – 50 процентов.
Предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи доходы при пользовании недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, зачисляются в федеральный бюджет, за исключением таких доходов, полученных от реализации соглашения о разделе продукции по нефтегазоконденсатным месторождениям Чайво, Одопту и Аркутун-Дагинское на шельфе острова Сахалин и соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции.
Установить, что в 2003 году средства, уплачиваемые получателями материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва в связи с освежением, заменой, разбронированием или по другим основаниям, а также плата за заимствование, штрафы, пени, неустойки, взимаемые Российским агентством по государственным резервам, его территориальными органами и учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 года № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» и статьей 22 настоящего Федерального закона, зачисляются в доходы федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.