Курс ЦБ на 31 мая 2024 года
EUR: 97.1347 USD: 89.7869 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 № 05АП-7061/22

Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.11.2022.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л. А. Бессчасной,
судей А. В. Пятковой, Т. А. Солохиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Владивостокская клиническая больница № 1» апелляционное производство № 05АП-7061/2022 на Решение от 29.09.2022 судьи Е. И. Андросовой по делу № А51-6183/2022 Арбитражного суда Приморского края по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Владивостокская клиническая больница № 1» (ИНН 2504001670, ОГРН 1022502284892) к Государственному учреждению «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края» (ИНН 2540013343, ОГРН 1022502260648) о признании незаконными требований о возмещении средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 2 221 233, 02 руб., и штрафа 222 123,30 руб., содержащихся в акте № 1 от 25.02.2022 г. и в ответе на возражения на акт от 14.03.2022 г., при участии:

от краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Владивостокская клиническая больница № 1» – Еремин С. В. по доверенности от 27.07.2021, сроком действия на 2 года, паспорт, диплом (регистрационный номер 12-28), от Государственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края» – Говор О. В. по доверенности от 11.01.2022, сроком действия до 31.01.2023, паспорт, диплом (регистрационный номер 19637),

установил:

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Владивостокская клиническая больница № 1» (далее– заявитель, медицинское учреждение, КГБУЗ «ВКБ № 1») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственному учреждению «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края» (далее – Фонд, учреждение) о признании незаконными требований о возмещении средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 2 221 233, 02 руб., и штрафа 222 123,30 руб., содержащихся в акте № 1 от 25.02.2022 и в ответе на возражения на акт от 14.03.2022.

Решением суда от 29.09.2022 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, медицинское учреждение обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 29.09.2022, медицинское учреждение просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований КГБУЗ «ВКБ № 1».

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель считает необоснованными и сделанными на основе неверного толкования норм действующего законодательства выводы суда первой инстанции и Фонда о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) на расходы на выплату заработной платы специалисту по связям с общественностью, должность которого необходима медицинской организации для обеспечения ее деятельности. Выражает несогласие и с выводами суда относительно неправомерного приобретения за счет средств ОМС вакцины «КОКАВ», которая применяется в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи для лечения заболеваний, помощь при которых оказывается в рамках территориальной программы ОМС, входят в тариф на оплату медицинской помощи. Кроме этого, по мнению заявителя жалобы, медицинской организацией были правомерно израсходованы средства ОМС на выплату заработной платы заместителю главного врача по хирургии, поскольку именно выполнение заместителем главного врача по хирургии обязанностей отсутствовавшего в соответствующие периоды главного врача является императивно установленным трудовым законодательством основанием для установления доплаты за дополнительную работу.

ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края» в представленном в материалы дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) письменном отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям указанным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

На основании Приказа от 14.01.2022 № 8-П Фондом проведена плановая комплексная проверка деятельности заявителя по вопросу использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС) за период с 01.01.2018 по 31.12.2021, по результатам которой составлен акт от 25.02.2022 № 1.

В ходе проверки, помимо иных, выявлены следующие оспариваемые заявителем нарушения:

– КГБУЗ «ВКБ № 1» в период с 01.03.2019 по 31.03.2021 произвело выплату заработной платы сотруднику, занимающей должность согласно штатному расписанию «специалист по связям с общественностью», должность которой не предусмотрена штатными нормативами, утвержденными Приказом Минздрава от 09.06.2003 № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» (В редакции Приказа Минздрава России от 19.12.2003 № 607) (далее – Приказ № 230). Указанная должность не является участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в связи с чем отнесение расходов по выплате им заработной платы за счет средств ТФОМС не является целевым использованием средств Фонда. Указанные обстоятельства привели к необоснованному получению денежных средств за счет ОМС на общую сумму 2 188 621,95 руб.;

– КГБУЗ «ВКБ № 1» допустило приобретение за счет средств обязательного медицинского страхования в 2019, 2021 гг. концентрированной вакцины антирабической (Кокав); произведенные необоснованные расходы из средств ОМС на приобретение иммунобиологических препаратов «Кокав» в общей сумме 24 436 руб., (в том числе: 14 000 руб. – за 2019 год, 10 436 руб. – за 2021 год) являются средствами ОМС, использованными не по целевому назначению и подлежащими восстановлению на счет ГУ ТФОМС ПК;

– в нарушение статьи 12 Закона Приморского края от 09.08.2000 № 99-КЗ «Об управлении собственностью Приморского края», предусматривающей, что в компетенцию Правительства Приморского края входит установление порядка условий труда, в том числе заместителей руководителя, медицинской организацией произведены расходы без согласования на выплату заработной платы заместителю главного врача по хирургии на время болезни главного врача, что является нецелевым использованием средств ОМС.

Общая сумма нецелевого использования средств на выплату неправомерно установленной заработной платы заместителю главного врача по хирургии составляет 8 175,07 руб., в том числе заработная плата — 6 998,30 руб. и начисления на оплату труда – 1 176,77 руб.

На основании установленных фактов Фондом сделан вывод о том, что указанные расходы из средств ОМС являются средствами, использованными не по целевому назначению, подлежащими возврату фонду с уплатой штрафа в размере 10% от суммы средств, использованных не по целевому назначению.

В заключительную часть акта проверки от 25.02.2022 № 1 включено требование о возврате учреждением средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 2 239 565,81 руб. (в том числе 2 221 233,02руб. по оспариваемым заявителем эпизодам) и уплате штрафа в сумме 223 956,58 руб. за использование не по целевому назначению средств.

В связи с несогласием с отдельными положениями акта проверки № 1 от 25.02.2022 года учреждение 04.03.2022 года направило в ГУ ТФОМС ПК письменные возражения на акт проверки. Не оспариваемые средства в размере 18 332,79 руб. были перечислены учреждением на счет ГУ ТФОМС ПК 05.03.2022.

ГУ ТФОМС ПК по результатам рассмотрения возражений направило КГБУЗ «ВКВ № 1» 14.03.2022 (исх.№ 1097/06) ответ на возражения, подписанный директором территориального фонда, в соответствии с которым возражения были признаны необоснованными. Ответ на возражения содержит требование перечислить на счет государственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края» средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 2 221 233,02 рублей и штрафа за использование не по целевому назначению средств в размере 223 956,58 рублей. Сумма штрафа в размере 1833,28 рублей также им не оспаривается, и была оплачена учреждением 28 марта 2022 года, в связи с чем заявитель оспаривает требование о перечислении суммы средств, которые ГУ ТФОМС ПК считает использованными не по назначению – 2 221 233,02 рублей и штрафа в размере 10% от этих средств – 222 123,30 руб.

КГБУЗ «ВКВ № 1», полагая незаконными требования о возмещении средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 2 221 233, 02 руб., и штрафа 222 123,30 руб., содержащихся в акте № 1 от 25.02.2022 и в ответе на возражения на акт от 14.03.2022 как не соответствующие закону и нарушающими его права и законные интересы в части указанных эпизодов, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе медицинской организации и в отзыве Фонда на нее, суд апелляционной инстанции считает Решение Арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В силу положений статьи 38 БК РФ, устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи 147 данного Кодекса, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нецелевым использованием бюджетных средств согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ (далее – Закон № 326-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Частью 1 статьи 3 Закона № 326-ФЗ определено, что обязательное медицинское страхование – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии со статьей 4 Закона № 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.

Медицинская организация является участником ОМС (часть 2 статьи 9 Закона № 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Закона № 326-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.

При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ).

В силу части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона № 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.

В соответствии с частью 8 статьи 26 Закона № 326-ФЗ средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Пунктом 2 статьи 28 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены Территориальной программой ОМС.

Частью 2 статьи 39 Закона № 326-ФЗ установлено, что по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

В силу части 1 статьи 30 Закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Структура тарифа включает в себя перечень расходов медицинских организаций, которые они несут в связи с оказанием медицинской помощи по программам ОМС.

Согласно подпунктам 2, 12 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 № 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее – Правила), регулирующие правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Закона № 326-ФЗ.

В пунктах 158.1 – 158.16 Правил ОМС перечислены виды затрат, которые включаются в состав тарифа.

Проверяя обоснованность выводов суда первой инстанции и соответствующих утверждений Фонда в части нецелевого использования средств ОМС на заработную плату по должности специалист по связям с общественностью за период 2019-2021 в сумме 2 188 621,95 руб., апелляционный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, и не оспаривается фондом, спорные выплаты произведены по статье «заработная плата», то есть средства использовались с учетом части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», предусматривающей, что тариф на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации на цели их получения.

Материалами дела подтверждается, что в 2019 и 2021 годах медицинская организация начисляла и выплачивала работнику (специалист по связям с общественностью) заработную плату из средств фонда ОМС.

Статьей 37 Закона № 323-ФЗ установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя, в том числе, рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений. Структура и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи.

В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденными постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом. Оно содержит перечень структурных подразделений, наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.

В соответствии с пунктом 2 Порядка составления штатного расписания, утвержденного Приказом Минздравмедпрома России от 18.01.1996 № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения» (далее – Приказ № 16), штатная структура и штатное расписание разрабатываются учреждениями здравоохранения самостоятельно.

Порядок расположения структурных подразделений и должностей в них определяется руководителем учреждения здравоохранения (пункт 5 Приказа № 16). На основании пункта 6 Приказа № 16 в каждое структурное подразделение должны включаться штатные должности по всем категориям персонала с указанием специальности, начиная с высшего и заканчивая младшим звеном. Например, врач терапевт, медицинская сестра палатная, санитарка-буфетчица. Должности, не относящиеся к медицинским или фармацевтическим, приводятся в штатном расписании, как правило, по не медицинским структурным подразделениям. Наименования структурных подразделений и должностей в них пишутся в именительном падеже в соответствии с номенклатурами врачебных и провизорских должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке (пункт 8 Приказа № 16).

Основой составления штатного расписания является смета фонда заработной платы, которой должно соответствовать общее количество должностей (пункт 7 Приказа № 16).

Согласно пункту 11 Приказа Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» в плане ФХД (в расчет (обоснование) плановых показателей выплат персоналу (строка 210 Таблицы 2) включаются расходы на оплату труда, компенсационные выплаты, включая пособия, выплачиваемые из фонда оплаты труда, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на обязательное медицинское страхование.

При расчете плановых показателей в плане ФХД по оплате труда учитывается расчетная численность работников, включая основной персонал, вспомогательный персонал, административно-управленческий персонал, обслуживающий персонал, расчетные должностные оклады, ежемесячные надбавки к должностному окладу, районные коэффициенты, стимулирующие выплаты, компенсационные выплаты, в том числе за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, а также иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами учреждения в соответствии с утвержденным штатным расписанием. Таким образом, использование средств ОМС, направляемых на расходы на заработную плату, признается целевым при соблюдении следующих условий:

– медицинский работник участвует в оказании медицинской помощи застрахованным лицам в рамках территориальной программы ОМС;

– должность медицинского работника включена в штатное расписание медицинской организации и соответствует Номенклатуре должностей медицинских работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н;

– оказываемые медицинским работником работы (услуги) предусмотрены лицензией медицинской организации.

Приказом Минздрава России от 09.06.2003 № 230 (далее – Приказ № 230) утверждены штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которые носят рекомендательный характер и не ограничивают право руководителя учреждения на определение структуры, численности и штата, но в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

Приказ № 230 издан в целях совершенствования организации и нормирования труда работников учреждений здравоохранения и допускает замену должностей при экономическом обосновании целесообразности этой замены, зафиксированной в ведомости замены должностей или ином документе, которые отсутствуют в медицинской организации.

Согласно пункту 2 примечания 1 приложения 1 к Приказу № 230 руководитель учреждения, исходя из производственной необходимости, имеет право усиливать отдельные структурные подразделения или вводить должности (профессии рабочих), не предусмотренные настоящими штатными нормативами, за счет должностей других структурных подразделений в пределах установленного учреждению фонда оплаты труда. Введение дополнительных должностей сверх действующих штатных нормативов допускается только при наличии должностной инструкции о функциональных обязанностях работника, дополнительно вводимого в штат учреждения, и экономического обоснования целесообразности введения указанной должности.

При этом наименования должностей служащих и профессий рабочих должны соответствовать их наименованиям, предусмотренным в действующих штатных нормативах, тарифно-квалификационных характеристиках по общеотраслевым должностям служащих и профессиям рабочих, утверждаемых Минтрудом России. Наименования профессий рабочих, не предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, устанавливаются в соответствии с наименованиями, содержащимися в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений, согласно статьи 144 ТК РФ, вводятся с учетом рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (статья 135 ТК РФ). Единые рекомендации содержат положения в отношении установления систем оплаты труда, как единые для всех государственных (муниципальных) учреждений, так и касающиеся организаций системы здравоохранения.

Постановлениями Администрации Приморского края от 28.12.2018 № 665-па и от 27.12.2019 № 917-па, Правительства Приморского края от 28.12.2020 № 1080-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2019 год, на 2020 год и 2021 год, соответственно (далее – ТПГГ). Согласно разделу IV ТПГГ тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются тарифным соглашением между министерством здравоохранения Приморского края, ГУ ТФОМС ПК, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и Приморской краевой организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации.

Разделом 3 Территориального тарифного соглашения по оплате медицинской помощи (медицинских услуг) в системе обязательного медицинского страхования на территории Приморского края на 2019 год от 29.12.2018, на 2020 год от 31.12.2019, на 2021 год от 19.01.2021 предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи включают расходы медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

В структуру тарифа не включаются и не подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования расходы медицинских организаций, в том числе:

– не связанные с деятельностью по территориальной программе обязательного медицинского страхования;

– на приобретение иммунобиологических препаратов для вакцинации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

– прочие расходы, финансируемые согласно ТПГГ за счет бюджетов всех уровней.

Как указано в пункте 206 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинской организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги), определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем медицинской организации, с учетом действующей системы оплаты труда

На период спорных правоотношений действовали Единые рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год, ежегодно утверждаемые решениями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.12.2017 (протокол № 11), от 25.12.2018 (протокол № 12), от 24.12.2019 (протокол № 11).

На основании изложенного суд сделал верный вывод о том, что формирование штатных расписаний учреждений здравоохранения осуществляется с учетом потребности в кадрах врачебного, среднего, младшего медицинского персонала, иных категорий работников, исходя из необходимости обеспечения качества и объемов оказываемых медицинских услуг с учетом рекомендуемых штатных нормативов медицинской организации, предусмотренных в Порядке оказания различных видов медицинской помощи в соответствии с требованиями части 3 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2019 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также с учетом Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1183н

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 01.03.2019 до 31.03.2021 штатным расписанием КГБУЗ «ВКБ№ 1» предусмотрена должность, финансируемая за счет средств ОМС, «специалист по связям с общественностью» (1,0 ставка). С 01.04.2021 согласно приказу главного врача от 01.04.2021 № 206 О/Д Приложение № 1 к Приказу от 20.09.2018 № 241 О/Д «О системе оплаты труда сотрудников КГБУЗ «ВКБ № 1» дополнено пунктом 2.5.18. – «2.5.18. Заработная плата специалиста по связям с общественностью выплачивается из средств от приносящей доход деятельности___», утверждено штатное расписание по состоянию на 01.04.2021, предусматривающее финансовое обеспечение указанной должности за счет средств от приносящей доход деятельности. Кроме этого, издан Приказ от 22.04.2021 № 222 О/Д «О начислении и выплате заработной платы специалисту по связям с общественностью», в котором также указан источник финансового обеспечения с 01.04.2021 – средства от приносящей доход деятельности.

В проверяемом периоде должность «специалист по связям с общественностью» занимала Шлемен М. С. (трудовой договор от 27.02.2019; Приказ от 01.03.2019 № 54 л/с о приеме работника на работу с 01.03.2019; табельный № 40041).

Согласно должностной инструкции специалиста по связям с общественностью КГБУЗ «ВКБ № 1», утвержденной главным врачом 01.03.2019, к функциям специалиста отнесено проведение мероприятий рекламно-информационного характера, контроль за своевременным предоставлением материалов о деятельности организации; перечень должностных обязанностей: проведение брифингов, пресс-конференций, подготовка пресс-релизов, разработка информационно-рекламных материалов для WEB-pecypca. Функциональные обязанности специалиста по связям с общественностью напрямую не соответствуют целям и задачам организации медицинской помощи по Территориальной программе ОМС.

В структуру тарифа не включаются и не подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования расходы медицинских организаций, не связанные с деятельностью по Территориальной программе ОМС. Нормами Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ не предусмотрено обязательное распространение, либо доведение до потребителя какой-либо информации рекламного характера. Приказом Минздрава России от 09.06.2003 № 230 должность «специалист по связям с общественностью» не предусмотрена.

Таким образом, ТФОМС сделан обоснованный вывод о том, что расходы КГБУЗ «ВКБ № 1» из средств ОМС в проверяемом периоде по оплате труда специалиста по связям с общественностью в общей сумме 2 188 621,95 руб. являются нецелевым использованием средств ОМС, в связи с чем указанные расходы не могут быть отнесены к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации. Указанные выводы послужили основание для требования о возврате в бюджет ГУ ТФОМС ПК с уплатой штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС.

Вопреки доводам апелляционной жалобы в данной части, источник финансового обеспечения каждой должности определяется по функциональным обязанностям работников, которые прямо или опосредованно задействованы в реализации тех или иных полномочий.

Информирование граждан в целях реализации Приказа Минздрава России от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» не предусмотрено законодательством об обязательном медицинском страховании. Функциональные обязанности специалиста по связям с общественностью, определенные трудовым договором от 27.02.2019 № 1969 и должностной инструкцией, утвержденной главным врачом 01.03.2019, как, например, реализация политики учреждения, разработка конкретных планов внутренней и внешней политики учреждения в области связей с общественностью и средствами массовой информации, проведение мероприятий информационно – рекламного характера, участие в подготовке и проведении брифингов, пресс-конференций, других мероприятий и акций информационно-рекламного характера с участием представителей средств массовой информации, разработка информационно­рекламных материалов, подготовка текстов для корпоративного издания, официального WEE-ресурса учреждения, блага в I№stagram, участие в подготовке заданий для социологических исследований и составлении итоговых отчетов по результатам проведения мероприятий информационно-рекламного характера ни прямо, ни опосредованно не соответствуют целям и задачам организации медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Нормами Закона № 326-ФЗ не предусмотрено обязательное распространение либо доведение до потребителя в рамках компетенции медицинской организации какой-либо информации. В соответствие с Правилами ОМС (раздел XV «Порядок информационного сопровождения застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи») страховая медицинская организация осуществляет информационное сопровождение застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи и обеспечивает информирование застрахованных лиц и их законных представителей, в том числе по обращениям, путем организации работы с застрахованными лицами уполномоченных лиц страховой медицинской организации (страховых представителей) по целому ряду вопросов.

Согласно Методическим рекомендациям по организации работы страховых представителей страховых медицинских организаций в медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, направленным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования Письмом от 29.12.2017 № 15410/30-2/и, страховой представитель, находящийся в медицинской организации, в пределах своей компетенции консультирует граждан по всем вопросам обязательного медицинского страхования, в том числе, проводит опрос граждан в целях оценки удовлетворенности прикрепленного населения работой медицинской организации и качеством оказанной медицинской помощи. Деятельность страховых представителей осуществляется с 2017 года. Таким образом, расходы на выплату заработной платы специалисту по связям с общественностью не могут быть отнесены к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации и выплачены за счет средств ОМС. Ранее, до 01.03.2019, данная должность отсутствовала в медицинской организации.

Поскольку исключение из штатного расписания с 01.04.2021 должности специалиста по связям с общественностью, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования, и отнесение этой должности на источник финансового обеспечения из средств от приносящей доход деятельности является обоснованным, то вывод Фонда о неправомерности финансирования введенной должности специалиста по связям с общественностью за счет средств ОМС, коллегия находит правомерным. В связи с чем доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основные на неверном толковании норм действующего законодательства.

В отношении доводов заявителя, повторно заявленных в апелляционной жалобе со ссылкой на ст. 79, ч. 15 ст. 79.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приложение № 1, № 2 к Приказу Минздрава России от 30.12.2014 № 956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», пп. 33 п. 17 Приказа Минздрава России от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», отклоненных судом первой инстанции, которым верно отмечено, что в указанных нормативных правовых актах регламентированы обязанности медицинской организации в целом как профессионального участника системы оказания медицинской помощи населению, причем за счет всех источников, включая и федеральный бюджет, краевой бюджет, платные услуги. Более того, ряд перечисленных выше нормативно-правовых актов действует задолго до введения медицинской организацией должности специалиста по связям с общественностью и исполнялись медицинской организацией. Исходя из трудового договора и должностной инструкции указанному специалисту ни в какой части обязанности медицинской организации, закрепленные в указанных НПА, не делегировались.

Относительно выявленных Фондом нарушений, связанных с вопросом приобретения иммунобиологических препаратов «КОКАВ» за средства ОМС в размере 24 436,00 руб., апелляционный суд приходит к следующему.

В ходе проверки Фондом выявлено, что медицинской организацией приобретена и оплачена антирабическая вакцина (Кокав) за счет средств ОМС на общую сумму 24 436 руб., в том числе: в 2019 году – 14 000 руб., в 2021 году – 10 436 руб., тогда как Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за счет средств ОМС профилактика заболеваний людей бешенством не предусмотрена, что признано нецелевым использованием средств ОМС.

Согласно части 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя, в том числе расходы на приобретение лекарственных средств.

Вместе с тем, пунктом 158 «Правил обязательного медицинского страхования», утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 № 158н (действовавшие до 27.05.2019, далее – Правила), а также пунктом 192 «Правил обязательного медицинского страхования» утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н установлено, что в расчет тарифов по ОМС включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Согласно п. 5.1. «СП 3.1.7.2627-10.

Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила» при обращении человека за медицинской помощью по поводу нападения и укуса животного или ослюнения поврежденных кожных покровов или наружных слизистых оболочек медицинские работники обязаны определить объем и оказать медицинскую помощь, назначить и начать курс лечебнопрофилактических прививок, проинформировать пострадавшего о необходимости прохождения профилактических прививок и возможных последствиях при нарушении курса прививок.

Вакцина антирабическая, в соответствие с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст), относится к группе 21.20.21.125 «Вакцины вирусные профилактические, инактивированные, применяемые в медицине».

Согласно Инструкции по применению вакцины антирабической культуральной концентрированной очищенной инактивированной сухой, лиофилизата для приготовления раствора для внутримышечного введения и антирабического иммуноглобулина, утвержденной Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.03.2009 № 01-11/34-09, вакцина антирабическая индуцирует выработку иммунитета против бешенства. Назначение: лечебно-профилактическая и профилактическая иммунизация человека против бешенства.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определены в статье 16 Закона № 323-ФЗ.

В частности, к ним относится организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации; организация осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.09.1998 № 1 57-ФЗ «Об

иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Закон об иммунопрофилактике), государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней. В области иммунопрофилактики государство гарантирует, в том числе использование для осуществления иммунопрофилактики эффективных медицинских иммунобиологических препаратов. Реализацию государственной политики в области иммунопрофилактики обеспечивают Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Закона об иммунопрофилактике финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают расходные обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий.

Статьей 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Согласно пункту 8.9 санитарных правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 № 54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627-10» специфическое антирабическое лечение предусматривает вакцинацию лиц, укушенных животными, иммуноглобулином и вакциной антирабической. Пунктом 9.10. СП 3.1.7.2627-10 предусмотрено, что органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации ежегодно проводят расчет потребности антирабических препаратов (вакцин, иммуноглобулинов) и принимают меры по обеспечению ими в необходимом количестве антирабических центров (кабинетов), травматологических пунктов.

Документ СП 3.1.7.2627-10 утратил силу с 01.09.2021 в связи с принятием постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно­эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней». Согласно п. 1772 СанПиН 3.3686-21 оказание квалифицированной медицинской (антирабической) помощи лицам, подвергшимся риску заражения, служит основным мерой для предупреждения заболеваний людей бешенством. Постэкспозиционная профилактика бешенства (лечебно-профилактические прививки) оказывается по жизненным показаниям путем проведения курса иммунизации с использованием антирабического иммуноглобулина и антирабической вакцины, согласно инструкциям по их применению.

В силу методических указаний 3.3.2.1172-02. 3.3.2. Медицинские иммунобиологические препараты. Порядок обеспечения государственных муниципальных организаций здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Методические указания (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 14.11.2002) оплата и доставка медицинских иммунобиологических препаратов (вакцинами, анатоксинами, иммуноглобулинами, предназначенными для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням) производятся за счет средств федерального и местного бюджетов.

Минздравом РФ издан приказ № 297 от 07.10.1997 «О совершенствовании мероприятий по профилактике заболевания людей бешенством» (далее – приказ № 297), пунктом 3 которого руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации предписано обеспечить работу подведомственных учреждений в соответствии с инструкцией «О порядке работы лечебно-профилактических учреждений и центров госсанэпиднадзора по профилактике заболевания людей бешенством», обеспечить расширение применения концентрированной очищенной культуральной антирабической вакцины (КОКАВ) и осуществлять строгий контроль за наличием антирабических препаратов и условиями их хранения в лечебно-профилактических учреждениях.

Материально-техническое обеспечение центров, созданных в соответствии с данным приказом осуществляется органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации за счет финансовых средств, выделяемых лечебно­профилактическому учреждению, на базе которого он создан (п.1.9), деятельность Центра осуществляется в тесном контакте с лечебно-профилактическими учреждениями, центрами госсанэпиднадзора, ветеринарной службой, обеспечивающими единство при оказании лечебной, консультативной и профилактической помощи (п. 1.7).

Согласно пункту 1.9 Приложения 1 к Приказу № 297 «Положение о центре антирабической помощи в субъекте Российской Федерации» материально-техническое обеспечение Центров антирабической помощи осуществляется органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации за счет финансовых средств, выделяемых лечебно-профилактическому учреждению, на базе которого он создан.

Пунктом 4.3 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 01.02.2012 № 13 «Об усилении мероприятий, направленных на профилактику бешенства в Российской Федерации» рекомендовано руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан принять меры по обеспечению лечебно-профилактических организаций, оказывающих антирабическую помощь населению, неснижаемым запасом антирабических иммунобиологических препаратов.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

На территории Приморского края обязанность по мониторингу закупок, использования и наличия антирабических препаратов возложена на центр вакцинопрофилактики ГАУЗ «Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи» Приказом от 20.12.2016 № 1213-О «Об усилении мер по профилактике заболевания бешенством».

В соответствии с приказом Департамента здравоохранения Приморского края от 0407.2019 № 18/пр/675 «О разнарядке на вакцину против бешенства, поступившую за счет средств краевого бюджета» в целях обеспечения потребности краевых государственных медицинских организаций в антирабичсских препаратах для постэкспозиционной профилактики бешенства в 2019 году КГБУЗ «ВКБ № 1» выдано 20 доз вакцины «Кокав».

Кроме того, при появлении лиц, нуждающихся в проведении антирабического лечения, не включенных в разнарядку на получение вакцины согласно настоящего приказа, медицинским организациям следует направлять заявки с обоснованием в центр вакцинопрофилактики ГАУЗ «Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи» для решения вопроса о возможности дополнительного выделения вакцин против бешенства (пункт 3.4 приказа).

При этом Территориальная программа государственных гарантий, в частности, «Перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы» (Приложение № 7) среди перечисляемых мероприятий не содержит постэкспозиционную профилактику бешенства.

Изложенное свидетельствует о том, что снабжение медицинских организаций антирабическими препаратами осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации. Следовательно, оказание антирабической помощи осуществляется за счет средств субъекта РФ, и средства обязательного медицинского страхования в сумме 24 436 руб., направленные на приобретение антирабической вакцины, израсходованы медицинской организацией не по целевому назначению.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что снабжение медицинских организаций антирабическими препаратами осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации. Обратного заявителем жалобы не доказано.

Относительно выявленных в ходе проверки нарушений, связанных с вопросом выплаты заработной платы заместителю главного врача по хирургии в сумме 8 175,07 руб. суд первой инстанции также пришел к выводу о нецелевом использовании средств ОМС, с чем не может не согласиться суд апелляционной инстанции в силу следующего.

Пунктом 8(1) статьи 12 Закона Приморского края от 09.08.2000 № 99-КЗ «Об управлении собственностью Приморского края» (далее – Закон № 99-КЗ) предусмотрено, что Правительство Приморского края устанавливает порядок определения условий оплаты труда руководителей.

Согласно абз. «д» пункта 8 трудового договора главного врача от 10.07.2018 № 188/18 руководитель медицинской организации имеет право распределять обязанности между своими заместителями, а в случае необходимости – передачу им части своих полномочий в установленном порядке. Обязанности заместителей главного врача по лечебной работе и по хирургии были определены соответствующими должностными инструкциями, утвержденными главным врачом.

При этом должностная инструкция заместителя главного врача по хирургии, утвержденная 04.06.2018, не содержит полномочия по исполнению обязанностей главного врача в связи с его временным отсутствием в отличие от должностной инструкции заместителя главного врача по лечебной части, в пункте б которой указано: «Заместитель главного врача по лечебной работе в отсутствие главного врача (болезнь, отпуск, командировка и др.) исполняет обязанности главного врача и пользуется всеми правами, предусмотренными для главного врача больницы».

Выборочной проверкой правильности начисления и выплаты заработной платы В периоды временной нетрудоспособности главного врача КГБУЗ «ВКБ № 1» (29.07.2020 – 07.08.2020 и 16.11.2020 – 02.12.2020) в нарушение установленного распределения обязанностей между заместителями обязанности руководителя были возложены на заместителя главного врача по хирургии приказами от 29.07.2020 № 268к и от 16.11.2020 № 446к соответственно.

Апеллянт, ссылаясь на норму статьи 60.2 ТК РФ в связи с обстоятельствами возложения обязанностей на заместителя главного врача по хирургии, не предоставил дополнительное соглашение, определявшее бы условия и порядок совмещения профессий (должностей), продолжительность, содержание и объем, размер оплаты.

Согласно статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В силу статьи 57 ТК РФ трудовая функция и оплата труда относятся к обязательным для включения в трудовой договор условиям. Согласно статье 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В трудовых договорах (должностных инструкциях) отдельных категорий работников могут предусматриваться положения, в соответствии с которыми работник исполняет обязанности отсутствующего работника со схожей трудовой функцией, такая работа осуществляется в рамках заключенного трудового договора. При этом, соответствующие трудовые обязанности должны быть указаны в трудовом договоре, а условия его оплаты труда устанавливаются с учетом возможного увеличения объема работ. Таким образом, при заключении трудового договора работник имеет полную информацию о своей трудовой функции (должностных обязанностях) и оплате труда.

Возложение обязанностей временно отсутствующего работника может быть осуществлено в соответствии со статьями 60.2 и 151 ТК РФ путем заключения дополнительного соглашения, в соответствии с которым он берет на себя выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности), а работодатель устанавливает за выполнение дополнительного объема работ дополнительную оплату.

Соответствующие разъяснения даны в Письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.07.2021 № 14-1/ООГ-6636.

Заявителем не представлено доказательств заключения предусмотренного законом дополнительного соглашения с заместителем главного врача по хирургии об исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, в связи с чем суд первой инстанции верно пришел к выводу о неправомерности приказов главного врача медицинской организации от 29.07.2020 № 268 к, от 16.11.2020 № 446 к, об исполнении обязанностей главного врача на время болезни заместителем главного врача по хирургии с установлением должностного оклада главного врача. Следовательно, в рассматриваемом эпизоде нарушений имеет место нецелевое использование средств на выплату неправомерно установленной заработной платы заместителю главного врача по хирургии в общем размере 8 175,07 руб.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что выводы ТФОМС Приморского края, изложенное в акте от 25.02.2022 № 1, в части восстановления средств ОМС, использованных не по целевому назначению, в сумме 2 221 233, 02 руб., и штрафа 222 123,30 руб., является законным и обоснованным.

Также суд первой инстанции в своем решении признал правомерным начисление оспариваемым актом штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ.

В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Проверив размер начисленного штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств бюджета ОМС, апелляционный суд пришел к выводу о его обоснованности и соответствию части 9 статьи 39 Закона № 326– ФЗ.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал Учреждению в признании недействительным требования о возмещении средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 2 221 233, 02 руб., и штрафа 222 123,30 руб., содержащихся в акте № 1 от 25.02.2022 и в ответе на возражения на акт от 14.03.2022.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Решение суда первой инстанции является законным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.09.2022 по делу № А51– 6183/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражном суде Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.



Председательствующий
Л. А. Бессчасная

Судьи
А. В. Пяткова
Т. А. Солохина

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно