Курс ЦБ на 31 мая 2024 года
EUR: 97.1347 USD: 89.7869 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС ПО от 07.12.2022 № Ф06-24701/2022

Дело № А65-12754/2022

Резолютивная часть Постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Полный текст Постановления изготовлен 07 декабря 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л. Ф.,
судей Закировой И. Ш., Мухаметшина Р. Р.,

при участии представителей:

ответчика – Нуриева Р. Р., доверенность от 29.12.2021,

третьего лица – Нуриева Р. Р., доверенность от 04.05.2022,

в отсутствие иных лиц, участвующих деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Лизинговая компания «КАМАЗ» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2022 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по делу № А65-12754/2022 по заявлению акционерного общества «Лизинговая компания «КАМАЗ» (ИНН 1650130591, ОГРН 1051614089944) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан об оспаривании решений,

установил:

акционерное общество «Лизинговая компания «КАМАЗ» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее – инспекция) от 14.12.2021 № 2386 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения инспекции от 14.12.2021 № 117 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее – управление).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2018 года. По результатам проверки составлен акт от 22.10.2021 № 10805 и вынесены решение от 14.12.2021 № 2386 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором обществу предложено уменьшить излишне заявленный к возмещению налог на добавленную стоимость в сумме 9 979 401 руб. и решение от 14.12.2021 № 117 об отказе в возмещении налога в сумме 9 979 401 руб.

Основанием для принятия решений послужил вывод инспекции о занижении обществом налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на сумму субсидии (65 420 518 руб.), полученной из федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники и (или) оборудования (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2017 № 518, далее – Правила № 518).

Решением управления от 14.02.2022 № 2.7-18/004474@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решения инспекции без изменения.

Не согласившись с вынесенными решениями инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды правомерно исходили из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения налога на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В силу пункта 2 статьи 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса предусмотрено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Судами установлено, что в III квартале 2018 года общество получило субсидию в общей сумме 65 420 518 руб. в соответствии с Правилами № 518.

В Приложении № 3 к Правилам № 518 утверждена форма Расчета размера субсидии, предоставляемой на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники и (или) оборудования, согласно которой при расчете выпадающей суммы дохода в связи с предоставлением скидок стоимость товаров применяется с учетом налога на добавленную стоимость.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 154 Кодекса (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ) суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Согласно разъяснениям Минфина России, содержащимся в письмах от 02.04.2018 № 03-07-15/20870, от 25.04.2018 № 03-07-11/28036, от 29.03.2019 № 03-03-06/1/21939, в случае, если субсидии из федерального бюджета предоставляются налогоплательщику в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением им отдельным покупателям скидки на реализуемые товары (работы, услуги) с учетом налога на добавленную стоимость, то, суммы таких субсидий включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в налоговом периоде, в котором получены данные суммы субсидий. Обществом скидка на цену товаров рассчитана с учетом налога на добавленную стоимость.

Полученная обществом из бюджета субсидия компенсировала скидку на цену товара с учетом сумм налога на добавленную стоимость, приходящихся на эту цену товара.

Поэтому суды признали, что полученная обществом субсидия в сумме 65 420 518 руб. подлежала включению в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2018 года.

Учитывая установленные обстоятельства суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества.

Довод подателя жалобы о том, что изменения в абзацах 2 и 3 пункта 2 статьи 154 Кодекса, внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 № 303-ФЗ, вступили в силу 01.10.2018 и, соответственно, не подлежали применению к рассматриваемому периоду (III квартал 2018 года), был исследован судами и признан несостоятельным, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 5 Закона № 303-ФЗ действие положений абзацев 2 и 3 пункта 2 статьи 154 Кодекса (в редакции данного закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2018.

Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку. Доводы подателя жалобы были рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права к конкретным установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.

Кассационная инстанция, поддерживая выводы судов, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами.

Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к требованию о переоценке фактических обстоятельств и доказательств, что в силу статьей 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.06.2022 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по делу № А65-12754/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.




Председательствующий судья
Л. Ф. Хабибуллин

Судьи
И. Ш. Закирова
Р. Р. Мухаметшин

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно