Курс ЦБ на 20 мая 2024 года
EUR: 98.7776 USD: 90.9873 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2022 № 15АП-19647/2022

Дело № А32-13662/2022

Резолютивная часть Постановления объявлена 26 декабря 2022 года.
Полный текст Постановления изготовлен 29 декабря 2022 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С. В.
судей О. Ю. Ефимовой, М. В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н. П.

при участии: от Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в режиме веб-конференции: Петросян Р. Л., по доверенности от 03.08.2022 № 03-08/8, диплом, паспорт,

от Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль» Хисамов Т. Р. по доверенности от 15.03.2022, диплом, паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2022 по делу № А32-13662/2022 по заявлению государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль» (ИНН 2308093957, ОГРН 1032304161460) к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399)

о признании незаконным и отмене представления,

установил:

Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Кубаньземконтроль» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным представления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее – Департамент) от 27.01.2022 № 21-061.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2022 в удовлетворении требований Учреждения отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указывает, что сведения в ЕГРЮЛ о том, что Смоляков А.В., как исполняющий обязанности директора Учреждения, являлся лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, не является фактом, указывающим на наличие возникших и действующих трудовых отношений между Смоляковым А.А. как директором Учреждения и Департаментом.

Обращаем внимание, что трудовой договор с Смоляковым А.В., как с руководителем Учреждения и Департаментом с 21.10.2019, не заключался.

Таким образом. Смоляков А.В., занимая должность заместителя директора Учреждения получал заработную плату по основной должности заместителя.

Выплаты Смолякову А.В. соответствуют требованиям предусмотренным Постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.09.2010 № 742 «Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края» и Приказу Департамента от 31.03.2010 № 193 «Об утверждении положения о порядке выплаты руководителям государственных учреждений Краснодарского края, подведомственных Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность и напряженность труда, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи».

Требования статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации Учреждением не нарушены.

Исполнение в том или ином виде Учреждением пункта I представления приведет к привлечению Учреждения к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, представление не отвечает критерию исполнимости и как следствие Департаментом нарушен порядок, предусмотренный Федеральным стандартом № 1095.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края и Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль» об участии в судебном заседании в режиме веб-конференции.

В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель Департамента просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края, извещенный надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Департамента имущественных отношений Краснодарского края, надлежащим способом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Департаментом проведена внеплановая выездная проверка Учреждения, по результатам которой установлено нецелевое использование средств краевого бюджета в общей сумме 746330 руб. 99 коп., выразившееся в начислении и выплатах премий в пользу Смолякова А.В., с нарушением порядка их осуществления и не имевшего правовых оснований для их получения.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 08.12.2021.

В связи с выявленными нарушениями, 17.01.2022 Департаментом выдано Учреждению представления № 21-061 о необходимости в срок не позднее 12.01.2023 устранить нарушения путем возврата в доход краевого бюджета денежных средств в общей сумме 746330 руб. 99 коп., а также принять меры по устранению их причин и условий.

Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 4 Закона Краснодарского края от 11.11.2008 № 1572-КЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края» (далее – Закон № 1572-КЗ) установлено, что базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

Статьей 6 Закона № 1572-КЗ установлено, что перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в государственных учреждениях Краснодарского края устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

В силу статьи 273 Трудового кодекса Российской Федерации руководителем организации является физическое лицо, которое в соответствии с Кодексом, другими законами и нормативными правовыми актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

В соответствии с положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в котором разъяснено, что если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным. Наличие трудового правоотношения между сторонами презюмируется и, соответственно, трудовой договор считается заключенным, если работник приступил к выполнению своей трудовой функции и выполнял ее с ведома и по поручению работодателя или его уполномоченного лица (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.02.2019 № 8-КГ18-9).

Датой заключения трудового договора в таком случае будет являться дата фактического допущения работника к работе (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2019 № 77-КГ19-4).

Таким образом, на исполняющего обязанности директора Смолякова А.В., как руководителя учреждения распространяются положения и требования Постановления главы Администрации Краснодарского края от 09.09.2010 № 742 «Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края» (далее – Положение № 742), Приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 31.03.2010 № 193, которым утверждено Положение о порядке выплаты руководителям государственных учреждений Краснодарского края, подведомственных департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность и напряженность труда, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (далее – Положение № 193), а также Положения об оплате труда, утвержденное директором Учреждения 29.06.2017 (далее – Положение об оплате труда).

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

В абзаце 5 пункта 1 разъяснения Госкомтруда СССР № 30, ВЦСПС от 29.12.1965 № 39 с изменениями от 11.03.2003 «О порядке оплаты временного заместительства» (далее – Разъяснения № 30/39) указано, что исполняющий обязанности руководителя работник премируется на условиях и в размерах, установленных по должности замещаемого им работника.

В Разъяснениях № 30/39 не содержится исключения относительно его применения к работникам организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней (Определении Верховного Суда РФ от 11.03.2003 № КАС 03-25).

В соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации оплата труда работников казенных учреждений должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Приказами департамента имущественные отношений Краснодарского края от 21.10.2019 № 2195, от 19.10.2021 № 2726 на Смолякова А.В. заместителя директора с 21.10.2019 и с 19.10.2021 возложено исполнение обязанностей директора Учреждения.

Названными Приказами на Смолякова А.В. возложено исполнение обязанностей руководителя с его согласия, он был ознакомлен с должностной инструкцией руководителя, что подтверждается его подписью от 21.10.2019 и 19.10.2021.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ Смоляков А.В., как исполняющий обязанности директора Учреждения, в спорные периоды является лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Согласно нормам пункта 9 Раздела 2 Положения № 742, руководителю государственного учреждения Краснодарского края премии по результатам работы устанавливаются по решению исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующего государственного учреждения Краснодарского края, с учетом показателей деятельности учреждения.

Пунктом 5 Раздела 3 Положения № 193 предусмотрено, что решение о премировании руководителей государственных учреждений, подведомственных департаменту имущественных отношений Краснодарского края оформляется Приказом Департаментом имущественных отношений, однако Приказы явились правовым основанием для выплаты премий Смолякову А.В., в период проверки представлены не были.

Фактически выплаты спорных премий осуществлялись на основании Приказов Учреждения за подписью исполняющего обязанности директора Смолякова А.В., что не соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, установление Смоляковым А.В. самому себе премий по результатам работы, а также выплаты за ежегодный оплачиваемый отпуск, противоречит требованиям пункта 9 Раздела 2 Положения № 742, пункта 5 Раздела 3 Положения № 193 и пункта 3 Раздела 5 Положения Учреждения об оплате труда.

Приказом Департамента имущественных отношений от 21.10.2019 № 2195 на Смолякова А.В. заместителя директора с 21.10.2019 возложено исполнение обязанностей директора Учреждения. С должностной инструкцией руководителя Смоляков А.В. ознакомлен 21.10.2019, о чем имеется соответствующая запись и подпись работника.

Согласно представленным к проверке документам установлено, что Приказами Учреждения в декабре 2019 года за подписью исполняющего обязанности директора Смолякова А.В., выплачивались премии по результатам работы за декабрь 2019 года, по итогам работы за 2019 год, работникам Учреждения, в том числе и Смолякову А.В..

Документов о премировании в период проверке не предоставлено.

Таким образом, установление Смоляковым А.В. самому себе премий по результатам работы за декабрь 2019 года, по итогам работы за 2019 год, противоречит нормам, предусмотренным пунктом 9 Раздела 2 Положения № 742, пунктом 5 Раздела 3 Положения № 193 и пунктом 3 Раздела 5 Положения Учреждения об оплате труда.

На основании Приказов Учреждения от 20.12.2019 № 280-л «О начислении заработной платы за декабрь 2019» и от 23.12.2019 № 282-л «О выплате премии по результатам работы за 2019 год», подписанных исполняющим обязанности директора Смоляковым А.В., премии по итогам работы за месяц – за декабрь 2019 года, в том числе исполняющему обязанности директора Смолякову А.В. в сумме 15 865,50 руб., и по итогам работы за 2019 год, в том числе исполняющему обязанности директора Смолякову А.В. в сумме 65 000 руб., перечислены Учреждением согласно списку сотрудников (реестр № 101 от 19.12.2019, № 102 от 24.12.2019) платежным поручением от 20.12.2019 № 184356, от 26.12.2019 № 257718.

Нарушение требований пункта 9 Раздела 2 Положения № 742, пункта 5 Раздела 3 Положения № 193, пункта 3 Раздела 5 Положения Учреждения об оплате труда, привело к выплатам денежных средств (премии по результатам работы за месяц – декабрь 2019 года, по итогам работы за 2019 год,) в пользу Смолякова А.В., не имевшего правовых оснований к их получению в размере 80865 руб. 50 коп., а также к излишней уплате страховых взносов в сумме 22076 руб. 28 коп., в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 17790 руб. 41 коп. (платежное поручение от 26.12.2019 № 257722), страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 4124 руб. 14 коп. (платежное поручение от 26.12.2019 № 269130), страховые взносы на случай временной нетрудоспособности – 161 руб. 73 коп. (платежное поручение от 26.12.2019 № 257716).

Всего в 2019 году объем средств краевого бюджета, использованных не по целевому назначению, составил 102941 руб. 78 копеек.

Согласно представленным к проверке документам установлено, что Приказами Учреждения в период с января 2020 года по декабрь 2020 года за подписью исполняющего обязанности директора Смолякова А.В., выплачивались премии по результатам работы за месяц – с января 2020 года по декабрь 2020 года, по итогам работы за 1 квартал 2020 года, за 1 полугодие 2020 года, за 9 месяцев 2020 года, по итогам работы за 2020 год, работникам Учреждения, в том числе и Смолякову А.В.. Документов о премировании в период проверки не предоставлено.

Таким образом, установление Смоляковым А.В. самому себе премий по результатам работы за месяц – с января 2020 года по декабрь 2020 года, по итогам работы за 1 квартал 2020 года, за 1 полугодие 2020 года, за 9 месяцев 2020 года, по итогам работы за 2020 год, противоречит нормам, предусмотренным пунктом 9 Раздела 2 Положения № 742, пунктом 5 Раздела 3 Положения № 193 и пунктом 3 Раздела 5 Положения Учреждения об оплате труда.

На основании Приказов Учреждения: от 31.01.2020 № 21-л «О начислении заработной платы за январь 2020», от 02.03.2020 № 57-л «О начислении заработной платы за февраль 2020», от 25.03.2020 № 73-л «О начислении заработной платы за март 2020», от 27.04.2020 № 83-л «О начислении заработной платы за апрель 2020», от 01.06.2020 № 107-л «О начислении заработной платы за май 2020», от 29.06.2020 № 141-л «О начислении заработной платы за июнь 2020», от 31.07.2020 № 167-л «О начислении заработной платы за июль 2020», от 01.09.2020 № 200-л «О начислении заработной платы за август 2020», от 30.09.2020 № 237-л «О начислении заработной платы за сентябрь 2020», от 29.10.2020 № 265-л «О начислении заработной платы за октябрь 2020», от 30.11.2020 № 294-л «О начислении заработной платы за ноябрь 2020», от 18.12.2020 № 303-л «О начислении заработной платы за декабрь 2020», от 25.03.2020 № 74-л «О выплате премии по результатам работы за 1 квартал 2020 года», от 29.06.2020 № 142-л «О выплате премии по результатам работы за 1 полугодие 2020 года», от 30.09.2020 № 238-л «О выплате премии по результатам работы за 9 месяцев 2020 года», от 25.12.2020 № 306-л «О выплате премии по результатам работы за 2020 год», подписанных исполняющим обязанности директора Смоляковым А.В., премии по итогам работы за месяц – с января 2020 года по за декабрь 2020 года, в том числе исполняющему обязанности директора Смолякову А.В. в общей сумме 180324 руб. 26 коп. (из них за январь 2020 года – 15865 руб. 50 коп., за февраль 2020 года – 13604 руб. 45 коп., за март 2020 года – 16468 руб. 50 коп., за апрель 2020 года – 16468 руб. 50 коп., за май 2020 года – 16468 руб. 50 коп., за июнь 2020 года – 16468 руб. 50 коп., за июль 2020 года – 16468 руб. 50 коп., за август 2020 года – 8626 руб. 35 коп., за сентябрь 2020 года – 16468 руб. 50 коп., за октябрь 2020 года – 10479 руб. 66 коп., за ноябрь 2020 года – 16468 руб. 50 коп., за декабрь 2020 года – 16468 руб. 50 коп.) и премии по итогам работы за 1 квартал 2020 года, за 1 полугодие 2020 года, за 9 месяцев 2020 года, по итогам работы за 2020 год, в том числе исполняющему обязанности директора Смолякову А.В. в общей сумме 213706 рублей.

Денежные средства перечислены Учреждением по платежным поручениям от 20.01.2020 № 25962, от 05.02.2020 № 101225, от 20.02.2020 № 207693, от 05.03.2020 № 293187, от 20.03.202 № 389136, от 02.04.2020 № 452836, от 17.04.2020 № 553431, от 29.04.2020 № 608767, от 19.05.2020 № 716271, от 04.06.2020 № 824936, от 19.06.2020 № 926411, от 03.07.2020 № 41169, от 20.07.2020 № 161069, от 05.08.2020 № 256049, от 20.08.2020 № 374092, от 04.09.2020 № 472970, от 18.09.2020 № 583762, от 05.10.2020 № 684926, от 20.10.2020 № 816201, от 05.11.2020 № 910648, от 20.11.2020 № 58292, от 04.12.2020 № 152182, от 18.12.2020 № 283106, от 29.12.2020 № 400348, от 20.03.202 № 389136, от 02.04.2020 № 452836, от 19.06.2020 № 926411, от 03.07.2020 № 41169, от 18.09.2020 № 583762, от 05.10.2020 № 684926, от 18.12.2020 № 283106, от 29.12.2020 № 400348.

Нарушение Учреждением требований пункта 9 Раздела 2 Положения № 742, пункта 5 Раздела 3 Положения № 193, пункта 3 Раздела 5 Положения Учреждения об оплате труда, привело к выплатам денежных средств (премии по результатам работы за месяц – с января 2020 года по декабрь 2020 года, по итогам работы за 1 квартал 2020 года, за 1 полугодие 2020 года, за 9 месяцев 2020 года, за 2020 год) в пользу Смолякова А.В., не имевшего правовых оснований к их получению в размере 394030 руб. 26 коп., а также к излишней уплате страховых взносов в сумме 110515 руб. 63 коп., в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 86987 руб. 66 коп., перечисленных Учреждением по платежным поручениям от 05.02.2020 № 104303, от 06.03.2020 № 308365, от 02.04.2020 № 455190, от 29.04.2020 № 608341, от 04.06.2020 № 825438, от 03.07.2020 № 40589, от 05.08.2020 № 260894, от 04.09.2020 № 471578, от 05.10.2020 № 687965, от 05.11.2020 № 910788, от 04.12.2020 № 152184, от 29.12.2020 № 410159, страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 19794 руб. 55 коп. (платежное поручение от 05.02.2020 № 104302, от 06.03.2020 № 308364, от 02.04.2020 № 455191, от 07.05.2020 № 650774, от 04.06.2020 № 825441, от 03.07.2020 № 40592, от 05.08.2020 № 260897, от 04.09.2020 № 471581, от 05.10.2020 № 687968, от 05.11.2020 № 910601, от 04.12.2020 № 152189, от 29.12.2020 № 400334), страховые взносы на случай временной нетрудоспособности – 3733 руб. 42 коп. (платежное поручение от 05.02.2020 № 104301, от 06.03.2020 № 314420, от 02.04.2020 № 455192, от 29.04.2020 № 608342, от 04.06.2020 № 825439, от 03.07.2020 № 40590, от 05.08.2020 № 260895, от 04.09.2020 № 471585, от 04.09.2020 № 471579, от 05.10.2020 № 687972, от 05.10.2020 № 687966, от 05.11.2020 № 910789, от 04.12.2020 № 152185, от 29.12.2020 № 400341, от 29.12.2020 № 4003380).

Согласно статье 114 Трудового кодекса Российской Федерации которого всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Порядок и условия предоставления основных и дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков установлены статьями 115128 Трудового кодекса Российской Федерации.

Статья 139 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливая единый порядок исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, предусмотренных данным Кодексом, относит к полномочиям Правительства Российской Федерации определение особенностей порядка исчисления средней заработной платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее – Положение № 922), пунктом 1 которого установлены особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации.

Учреждением при исчислении средней заработной платы для оплаты ежегодных оплачиваемых отпусков Смолякову А.В. в проверяемом периоде были включены, в том числе, суммы ранее необоснованно начисленных и неправомерно выплаченных премий по результатам работы.

Смолякову А.В. предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска и заменена денежной компенсацией на основании Приказов Учреждения от 14.02.2020 № 29-о, денежные средства в сумме 7767,60 руб.; перечислены платежным поручением от 18.02.2020 № 196735; от 23.07.2020 № 285-о, денежные средства в сумме 31474 руб. 38 коп., перечислены Учреждением платежным поручением от 05.08.2020 № 266781, от 17.09.2020 № 216-л, денежные средства в сумме 15829 руб. 45 коп. перечислены платежным поручением от 05.10.2020 № 684926, от 28.09.2020 № 405-о, денежные средства в сумме 23987 руб. 90 коп. перечислены платежным поручением от 07.10.2020 № 721740.

Данные действия Учреждения квалифицированы Департаментом в качестве нецелевого расходования средств краевого бюджета.

На основании Приказа Учреждения от 14.02.2020 № 29-о (расчетный период с 01.02.2019 по 31.01.2020), денежные средства в сумме 7767 руб. 60 коп. перечислены Смолякову А.В., при этом при расчете указанной суммы неправомерно учтены выплаты премий по Приказам от 20.12.2019 № 280-л в размере 15865 руб. 50 коп., от 23.12.2019 № 282-л на сумму 65000 руб., от 31.01.2020 № 21-л на сумму 15865 руб. 50 копеек.

На основании Приказа Учреждения от 23.07.2020 № 285-о (расчетный период с 01.08.2019 по 31.07.2020), денежные средства в сумме 31474 руб. 38 коп. перечислены Смолякову А.В., при этом при расчете указанной суммы неправомерно учтены выплаты премий по Приказам от 20.12.2019 № 280-л в размере 15865 руб. 50 коп., от 23.12.2019 № 282-л на сумму 65000 руб., от 31.01.2020 № 21-л на сумму 15865 руб. 50 коп., от 02.03.2020 № 57-л на сумму 13604 руб. 45 коп., от 25.03.2020 № 73-л на сумму 16468 руб. 50 коп., от 25.03.2020 № 74-л на сумму 43916 руб., от 01.06.2020 № 107-л на сумму 16468 руб. 50 коп., от 29.06.2020 № 141-л на сумму 16468 руб. 50 коп., от 29.06.2020 № 142-л на сумму 54895 руб., от 31.07.2020 № 167 – л на сумму 16468 руб. 50 копеек.

На основании Приказа Учреждения от 17.09.2020 № 216-л (расчетный период с 01.09.2019 по 31.08.2020), денежные средства в сумме 15829 руб. 45 коп. перечислены Смолякову А.В., при этом при расчете указанной суммы неправомерно учтены выплаты премий по Приказам от 20.12.2019 № 280-л в размере 15865 руб. 50 коп., от 23.12.2019 № 282-л на сумму 65000 руб., от 31.01.2020 № 21-л на сумму 15865 руб. 50 коп., от 02.03.2020 № 57-л на сумму 13604 руб. 45 коп., от 25.03.2020 № 73-л на сумму 16468 руб. 50 коп., от 25.03.2020 № 74-л на сумму 43916 руб., от 01.06.2020 № 107-л на сумму 16468 руб. 50 коп., от 29.06.2020 № 141-л на сумму 16468 руб. 50 коп., от 29.06.2020 № 142-л на сумму 54895 руб., от 31.07.2020 № 167-л на сумму 16468 руб. 50 копеек.

На основании Приказа Учреждения от 28.09.2020 № 405-о (расчетный период с 01.10.2019 по 30.09.2020), денежные средства в сумме 23 987,90 рублей перечислены Смолякову А.В., при этом при расчете указанной суммы неправомерно учтены выплаты премий по Приказам от 20.12.2019 № 280-л в размере 15 865,50 рублей, от 23.12.2019 № 282-л на сумму 65 000,00 рублей, от 31.01.2020 № 21-л на сумму 15 865,50 рублей, от 02.03.2020 № 57-л на сумму 13 604,45 рублей, от 25.03.2020 № 73-л на сумму 16 468,50 рублей, от 25.03.2020 № 74-л на сумму 43 916,00 рублей, от 01.06.2020 № 107-л на сумму 16 468,50 рублей, от 29.06.2020 № 141-л на сумму 16 468,50 рублей, от 29.06.2020 № 142-л на сумму 54 895,00 рублей, от 31.07.2020 № 167 – л на сумму 16 468,50 рублей, от 01.09.2020 № 200-л на сумму 8 626,35 рублей, от 30.09.2020 № 237-л на сумму 16 468,50 рублей.

Вследствие нарушения Учреждением требований пункта 9 Раздела 2 Положения № 742, пункта 5 Раздела 3 Положения № 193, пункта 3 Раздела 5 Положения об оплате труда Учреждения при начислении и выплате премии исполняющему обязанности директора Учреждения Смолякову А.В. необоснованно начислен и неправомерно выплачен размер ежегодных оплачиваемых отпусков в сумме 31 734,27 рублей, а также излишне уплачены страховые взносы на сумму необоснованно начисленных и неправомерно выплаченных ежегодных оплачиваемых отпусков 9 212,80 рублей в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 6 981,54 рублей (платежные поручения от 06.03.2020 № 308365, от 04.09.2020 № 471578, от 05.10.2020 № 687965, от 05.11.2020 № 910788), страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 1618,45 рублей (платежное поручение от 06.03.2020 № 308364, от 04.09.2020 № 471581, от 05.10.2020 № 687968, от 05.11.2020 № 910601), страховые взносы на случай временной нетрудоспособности – 917,13 рублей (платежное поручение от 04.09.2020 № 471585, от 05.10.2020 № 687972, от 06.03.2020 № 314420, от 04.09.2020 № 471579, от 05.10.2020 № 687966, от 05.11.2020 № 910789).

Таким образом, в нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ Учреждением в 2020 году допущено нецелевое использование средств краевого в общей сумме 40 947,07 рублей на расходы по оплате отпускных исполняющему обязанности директора Учреждения Смолякову А.В., при исчислении которых в расчет среднего заработка включены премии, начисленные и выплаченные в нарушение пункта 9 Раздела 2 Положения № 742, пункта 5 Раздела 3 Положения № 193, пункта 3 Раздела 5 Положения Учреждения об оплате труда.

Таким образом, в 2020 году при расходовании средств краевого бюджета допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в размере 545 492,96 рублей.

По выплатам Учреждения в 2021 году суд первой инстанции установлено следующее.

Приказом Департамента от 19.10.2021 № 2726 на Смолякова А.В. заместителя директора с 19.10.2021 возложено исполнение обязанностей директора Учреждения.

С должностной инструкцией руководителя Смоляков А.В. ознакомлен 19.10.2021, о чем имеется соответствующая запись и подпись работника.

В ходе проверки установлено, что Приказами Учреждения в октябре 2021 года за подписью исполняющего обязанности директора Смолякова А.В., выплачивались премии по результатам работы за октябрь 2021 года, в том числе и Смолякову А.В. Документов о премировании к проверке не предоставлено.

Таким образом, установление Смоляковым А.В. самому себе премий по результатам работы за октябрь 2021 года противоречит нормам, предусмотренным пунктом 9 Раздела 2 Положения № 742, пунктом 5 Раздела 3 Положения № 193 и пунктом 3 Раздела 5 Положения Учреждения об оплате труда.

Нарушение Учреждением обязательных требований Положения № 742, привело к незаконным выплатам денежных средств, а именно премии по результатам работы за месяц – октябрь 2021 года в пользу Смолякова А.В., не имевшего правовых оснований к их получению в размере 14 327,50 рублей, а также к излишней уплате страховых взносов в сумме 4 973,49 рублей, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 3623,07 рублей (платежное поручение от 29.10.2021 № 884121), страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 839,89 рублей (платежное поручение 29.10.2021 № 884123), страховые взносы на случай временной нетрудоспособности – 510,53 рубля (платежное поручение от 29.10.2021 № 884122, № 884516).

В проверяемом периоде исполняющему обязанности руководителя Учреждения Смолякову А.В. предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска и заменена денежной компенсацией на основании Приказов Учреждения: от 04.02.2021 № 26-о, денежные средства в сумме 38 286,08 рублей перечислены платежным поручением от 15.02.2021 № 196774; от 12.05.2021 № 174-о, денежные средства в сумме 6 899,70 рублей перечислены платежным поручением от 14.05.2021 № 196774; от 22.07.2021 № 329-о, денежные средства в сумме 23 170,08 рублей перечислены платежным поручением от 05.08.2021 № 287236; от 18.10.2021 № 522-о, денежные средства в сумме 13 019,81 рублей перечислены Учреждением по платежным поручениям от 26.10.2021 № 849040.

В расчет сумм, подлежащих выплате к отпуску, учреждением включались ранее неправомерно начисленные и выплаченные в пользу Смолякова А.В. премии, которые в нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 9 Раздела 2 Положения № 742, пункта 5 Раздела 3 Положения № 193, пункта 3 Раздела 5 Положения Учреждения об оплате труда квалифицированы в качестве нецелевого расходования средств краевого бюджета.

На основании Приказа Учреждения от 04.02.2021 № 26-о, денежные средства в сумме 38 286,08 рублей перечислены Смолякову А.В., при этом при расчете указанной суммы неправомерно учтены выплаты премий по Приказам от 02.03.2022 № 57-л в размере 13 604,45 рублей, от 25.03.2020 № 73-л на сумму 16 468,50 рублей, от 27.04.2020 № 83-л на сумму 16 468,50 рублей, от 01.06.2020 № 107-л на сумму 16 468,50 рублей, на сумму 16 468,50 рублей, 29.06.2020 № 141-л на сумму 16 468,50 рублей, 31.07.2020 № 167-л на сумму 16 468,50 рублей, 01.09.2020 № 200-л на сумму 8 625,35 рублей, 30.09.2020 № 237-л на сумму 16 468,50 рублей, от 29.10.2020 № 265-л на сумму 10 479,66 рублей, от 30.11.2020 № 294-л на сумму 16 468,50 рублей, от 18.12.2020 № 303-л на сумму 16 468,50 рублей.

На основании Приказа Учреждения от 12.05.2021 № 174-о, денежные средства в сумме 6 899,70 рублей перечислены Смолякову А.В., при этом при расчете указанной суммы неправомерно учтены выплаты премий по Приказам от 01.06.2020 № 107-л на сумму 16 468,50 рублей, на сумму 16 468,50 рублей, 29.06.2020 № 141-л на сумму 16 468,50 рублей, 31.07.2020 № 167-л на сумму 16 468,50 рублей, 01.09.2020 № 200-л на сумму 8 625,35 рублей, 30.09.2020 № 237-л на сумму 16 468,50 рублей, от 29.10.2020 № 265-л на сумму 10 479,66 рублей, от 30.11.2020 № 294-л на сумму 16 468,50 рублей, от 18.12.2020 № 303-л на сумму 16 468,50 рублей.

На основании Приказа Учреждения от 22.07.2021 № 329-о, денежные средства в сумме 23 170,08 рублей перечислены Смолякову А.В., при этом при расчете указанной суммы неправомерно учтены выплаты премий по Приказам от 31.07.2020 № 167-л на сумму 16 468,50 рублей, 01.09.2020 № 200-л на сумму 8 625,35 рублей, 30.09.2020 № 237-л на сумму 16 468,50 рублей, от 29.10.2020 № 265-л на сумму 10 479,66 рублей, от 30.11.2020 № 294-л на сумму 16 468,50 рублей, от 18.12.2020 № 303-л на сумму 16 468,50 рублей.

На основании Приказа Учреждения от 18.10.2021 № 522-о, денежные средства в сумме 13 019,81 рублей перечислены Смолякову А.В., при этом при расчете указанной суммы неправомерно учтены выплаты премий по Приказам от 29.10.2020 № 265-л на сумму 10 479,66 рублей, от 30.11.2020 № 294-л на сумму 16 468,50 рублей, от 18.12.2020 № 303-л на сумму 16 468,50 рублей.

Вследствие нарушения Учреждением требований пункта 9 Раздела 2 Положения № 742, пункта 5 Раздела 3 Положения № 193, пункта 3 Раздела 5 Положения об оплате труда Учреждения при начислении и выплате премии исполняющему обязанности директора Учреждения Смолякову А.В. необоснованно начислен и неправомерно выплачен размер ежегодных оплачиваемых отпусков в сумме 28 461,48 рублей, (в т.ч. НДФЛ 1167,00 рублей, платежное поручение от 03.09.2021 № 476505, от 29.10.2021 № 884515), а также излишне уплачены страховые взносы на сумму необоснованно начисленных и неправомерно выплаченных ежегодных оплачиваемых отпусков 8 595,38 рублей в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 6 266,17 рублей (платежные поручения от 05.03.2021 № 303412, от 04.06.2021 № 876254, от 03.09.2021 № 476494, от 29.10.2021 № 884121), страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 1451,54 рублей (платежное поручение от 05.03.2021 № 303410, от 04.06.2021 № 876262, от 03.09.2021 № 476502, от 29.10.2021 № 884515), страховые взносы на случай временной нетрудоспособности – 877,67 рублей (платежное поручение от 05.03.2021 № 303409, от 04.06.2021 № 876261, от 03.09.2021 № 476501, от 29.10.2021 № 884122, от 05.03.2021 № 303411, от 04.06.2021 № 876263, от 03.09.2021 № 476503, от 29.10.2021 № 884516).

Таким образом, в нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ Учреждением в 2021 году допущено нецелевое использование средств краевого в общей сумме 37 056,86 рублей на расходы по оплате отпускных исполняющему обязанности директора Учреждения Смолякову А.В.

Таким образом, в 2021 году при расходовании средств краевого бюджета допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в размере 58498 руб. 85 коп., в том числе: 21441 руб. 99 коп. – необоснованное начисление и неправомерные выплаты премий исполняющему обязанности директора Смолякову А.В.; 37056 руб. 86 коп. – неправомерные расходы по оплате отпускных исполняющему обязанности директора Смолякову А.В..

Довод о том, что в спорные периоды между Департментом имущественных отношений и Смоляковым А.В. не возникли трудовые правоотношения, является несостоятельным, поскольку опровергается представленными в материалы дела доказательствами.

Вопреки доводам Учреждения, издание Приказа Департамента от 25.11.2021 № 2948 не подтверждает правомерность спорных выплат в периоды, предшествующие принятию Приказа, поскольку само по себе не создает новое правовое регулирования правоотношений между сторонами. Аналогичная правовая позиция согласуется с позициями Верховного Суда РФ, выраженными в судебных определениях от 18.02.2019 № 8-КГ18-9, от 24.06.2019 № 77-КГ19-4.

Таким образом, неправомерные выплаты, установленные в рамках проверки, являлись таковыми вне зависимости от издания Приказа от 25.11.2021 № 2948.

Ссылка Учреждения на позицию департамента имущественных отношений Краснодарского края, выраженную в письме от 22.10.2021 № 52-36-09-48815/21 «О пояснении порядка оплаты труда при исполнении обязанностей директора», факт допущенного административного правонарушения не опровергает, поскольку не содержит в себе доказательств правомерности осуществления спорных выплат.

Доводы Учреждения о том, что при осуществлении спорных выплат не нарушены положения статей 70 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, признаются апелляционным судом несостоятельными.

В силу требований пункта 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовое обеспечение деятельности учреждения, являющегося казенным учреждением, осуществляется за счет средств краевого бюджета и на основании бюджетной сметы.

При этом, статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), государственных служащих, иных категорий работников, и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации (абзац второй).

С учетом требований бюджетного законодательства о соблюдении учреждением, финансируемым за счет средств краевого бюджета, принципа адресности и целевого характера поступивших в его распоряжение бюджетных средств, выплаты должны соответствовать законодательству.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. В данном случае основная задача учреждения при осуществлении расходов заключается не в формальном перечислении средств в разрезе кодов классификации расходов согласно доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год, а в осуществлении расходов, в том числе при премировании работников, в соответствии с действующим законодательством.

Направление средств краевого бюджета на выплаты работнику, которому данные выплаты не предусмотрены в силу указания на это в действующем законодательстве, не соответствует целям, определенным бюджетной сметой и признается нецелевым использованием.

Доводы Учреждения о том, что виновным лицом в нецелевом использовании средств краевого бюджета является Смоляков А.В., не опровергает как сам факт нарушения, так и обоснованность требований, содержащихся в представлении.

В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Департамент, как орган внутреннего государственного финансового контроля имеет полномочия, в том числе по контролю за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В силу пункта 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении указанных полномочий Департамент, в частности, направляет объектам контроля представления и (или) предписания.

В рамках контрольного мероприятия объектом контроля являлось Учреждение.

Как следует из содержания статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях с требованиями об устранении нарушений, их причин и условий.

Само по себе представление носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного правового акта, исходя из его названия и функций контролирующего органа, заключается в необходимости выполнение содержащихся в нем требований лицом, допустившим нарушения законодательства, а именно объектом контроля (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2019 по делу № А41-77816/2018, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2019 по делу № А02-745/2019). Учреждение не ограничено в механизмах защиты и восстановления нарушенного права, в том числе привлечение в установленном порядке к ответственности виновных работников, что не исключает обязанность исполнять требования законного представления Департамента.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает, что выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований Учреждения, являются законными и обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы Учреждения, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.

Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2022 по делу № А32-13662/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.




Председательствующий судья
С. В. Пименов

Судьи
О. Ю. Ефимова
М. В. Соловьева

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно