Курс ЦБ на 17 мая 2024 года
EUR: 98.8978 USD: 90.9239 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС ПО от 29.08.2022 № Ф06-21260/2022

Дело № А72-6874/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2022.
Полный текст постановления изготовлен 26.08.2022.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И. Ш.,
судей Сибгатуллина Э. Т., Хабибуллина Л. Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Михайловой М. Д.,

при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Ульяновской области:
Государственного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» – Клевцовой Е. П., доверенность от 17.08.2022,
Управления Федерального казначейства по Ульяновской области – Журавлевой О. В., доверенность от 01.06.2022,

в отсутствие:
Министерства здравоохранения Ульяновской области (г. Ульяновск) – извещено надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ульяновской области на Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.12.2021 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022 по делу № А72-6874/2021 по заявлению государственного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» (ОГРН 1027301583583, г. Ульяновск) к Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области, третье лицо – Министерство здравоохранения Ульяновской области (г. Ульяновск), о признании незаконным представления № 68-11-72/19-1826 от 05.04.2021,

установил:

Государственное учреждение здравоохранения «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» (далее – ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска», учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области (далее – управление) о признании незаконным представления № 68-11-72/19-1826 от 05.04.2021.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее – Министерство).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.12.2021 признано недействительным представление Управления Федерального казначейства по Ульяновской области от 05.04.2021 № 68-11-72/19-1826.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022 Решение Арбитражного суда Ульяновской области оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, управление обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт.

В обоснование своей позиции управление указывает, что учреждением закуплены медицинские изделия не просто отличающиеся по наименованию и коду, но и с иными характеристиками и иным назначением.

В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель учреждения в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.

Министерство в судебное заседание своих представителей не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.

В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия представителей Министерства.

Управлением в период с 14.01.2021 по 25.02.2021 в отношении ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на приобретение лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (Covid-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции Covid-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 № 2805-р и № 2806-р.

В ходе проверки управлением выявлено финансовое нарушение – неправомерное использование средств, выделенных из федерального бюджета на сумму 1 915 000 рублей, а именно в нарушение абзаца четвертого пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 2 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1764 (далее – также Правила № 1764), учреждением неправомерно приобретены медицинские изделия, не включенные в Перечень к указанным Правилам.

По результатам проверки управлением составлен акт от 25.02.2021 и выдано представление от 05.04.2021 № 68-11-72/19-1826 об обеспечении возврата в доход федерального бюджета неправомерно использованных денежных средств в размере 1 915 000 рублей.

Не согласившись с указанным представлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды предыдущих инстанций пришли к выводу о том, что средства иных межбюджетных трансфертов израсходованы учреждением в соответствии с целями их предоставления.

Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами судов на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 198, статьям 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 ГК РФ» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В статье 38 БК РФ сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 БК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 № 2806-р выделены из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году Минздраву России бюджетные ассигнования в размере 1 000 060 тыс. рублей на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, имея в виду оснащение (переоснащение) не менее 84 лабораторий указанных медицинских организаций, утверждено распределение этих иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе Ульяновской области в размере 15 715 тыс. рублей, поручено Минздраву России осуществить контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований с представлением доклада в Правительство Российской Федерации до 01.02.2021.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1764 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот.

Указанные Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее соответственно – лаборатории медицинских организаций, иные межбюджетные трансферты) (пункт 1).

Оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций осуществляется медицинскими изделиями по перечню согласно приложению с учетом того, что при эквивалентных технологических характеристиках медицинских изделий предпочтение рекомендуется отдавать медицинским изделиям российских производителей (пункт 2).

Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил (пункт 3)

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Как следует из материалов дела и подтверждено судами, в соответствии с Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 № 2806-р между Министерством здравоохранения Ульяновской области и ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» заключено соглашение от 11.11.2020 № 2/меж о предоставлении субсидий в сумме 10 239 672,00 рублей, по условиям которого учреждение обязалось использовать средства субсидии, предоставленные на цели в соответствии с назначением, возвратить на лицевой счет Министерства субсидию или ее часть в случае, если фактически исполненное учреждением мероприятие меньше по объему, чем это предусмотрено, или не соответствует цели и условиям предоставления субсидии в срок, не превышающий 30 календарных дней, но не позднее окончания текущего финансового года.

Соглашение вступило в силу с момента подписания обеими сторонами и действовало до 31.12.2020.

Во исполнение вышеуказанных актов ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» поручено в кратчайшие сроки закупить необходимое оборудование для оснащения лаборатории, осуществляющей диагностику новой коронавирусной инфекции covid-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подготовить помещение, обучить персонал и организовать проведение диагностики новой коронавирусной инфекции covid-19 методами амплификации нуклеиновых кислот.

По итогам рассмотрения поступивших коммерческих предложений ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» принято решение о заключении контракта с Обществом с ограниченной ответственностью «Амата», предложившим наиболее низкую цену за требуемое оборудование, имеющееся в тот момент времени в наличии. Оборудование, поставленное по контрактам от 30.11.2020 № 428, от 03.12.2020 № 421/11/2020, установлено в клинико-диагностической лаборатории ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска», что подтверждается инвентарными карточками учета нефинансовых активов.

Поскольку в лечебном учреждении отсутствовала ПЦР-лаборатория, закупка медицинского оборудования для осуществления диагностики новой коронавирусной инфекции covid-19 методами амплификации нуклеиновых кислот позволила учреждению, являющемуся основным госпиталем по лечению новой коронавирусной инфекции, проводить данные лабораторные исследования.

В ходе рассмотрения дела учреждение подтвердило, что в момент закупки спорное оборудование не соответствовало кодам в соответствии с утвержденной номенклатурой классификации медицинских изделий, размещенной на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Так, согласно Перечню медицинских изделий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции covid-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденному Правилами № 1764: центрифуга для микрообразцов код 248410 (раздел 2 пункт 2.52), перемешиватель термостатируемый лабораторный код 335060 (раздел 2 пункт 2.56), холодильник фармацевтический (с морозильной камерой) код 215850 (раздел 2 пункт 2.51), а заявителем закуплены: микроцентрифуги серии Microfuge 20R с принадлежностями, вариант исполнения: микроцентрифуга Microfuge 20R, код 317790 (раздел 2, пункт 2.56), вортексы персональные V-1 plus, BioSan, код 284890 (раздел 2 пункт 2.56), холодильники комбинированные лабораторные ХЛ-340 «POZIS» ХЛ-340-1 «POZIS» по ТУ-9452-203-07503307-2012 производства АО «ПОЗиС», код 261620 (раздел 2 пункт 2.51).

Проанализировав представленные в материалы доказательства, суды установили, что для организации работы ПЦР-диагностики на COVID-19 приобретены холодильники комбинированные лабораторные ХЛ-340 «POZIS», которые соответствует всем заданным техническим характеристикам для выполнения данного исследования (обязательное наличие морозильной камеры) и Методическим указаниям: для рабочей зоны 2 – Холодильники с камерами, поддерживающими температуру от 2 до 8°С, а также не выше -16°С (для хранения наборов, предназначенных для выделения нуклеиновых кислот), для рабочей зоны 3 – Холодильники с камерами, поддерживающими температуру от 2 до 8°С и от -18 до -25°С (для хранения наборов, предназначенных для проведения обратной транскрипции и амплификации нуклеиновых кислот).

При этом, приобретенное оборудование отвечает всем заданным требованиям, имеет ряд преимуществ, функцию защиты персонала от заражения опасной инфекцией, что значительно улучшает качество и скорость работы. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что разворачивание ПЦР-лаборатории было обусловлено потребностью в обеспечении достаточного уровня тестирования населения Ульяновской области, а также в увеличении количества коек до 711 в госпитале для лечения больных с новой коронавирусной инфекцией. До 29.12.2020 лабораторное оборудование для ПЦР-отдела клинико-диагностической лаборатории ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска», приобретенное в рамках договоров № 421 от 03.12.2020 и № 428 от 30.11.2020, поставлено и смонтировано, произведена необходимая подготовка помещений (зонирование, обеспечение водоснабжения и канализации, произведена установка шлюзовой системы). Общая площадь ПЦР-отдела очень небольшая и составляет 44 м2. 20.01.2021 были получены удостоверяющие документы по прохождению обучения медицинского персонала. 22.01.2021 направлен пакет документов в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области для внесения ПЦР-лаборатории ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» в федеральный реестр лабораторий с разрешением допуска к работе.

Согласно размещенному на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека перечню лабораторий, допущенных к исследованиям на новую коронавирусную инфекцию 08.02.2021 ПЦР-лаборатория ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» внесена в федеральный реестр.

Как верно указали суды, в настоящее время учреждением проводится диагностика новой коронавирусной инфекции covid-19 методами амплификации нуклеиновых кислот на приобретенном медицинском оборудовании, следовательно, результат, предусмотренный пунктами 7, 8, 13, 15 Правил № 1764, достигнут.

При этом, несоответствие на момент проверки кодов медицинских изделий не может являться основанием для признания нецелевого использования бюджетных средств учреждением.

Суды, руководствуясь положениями статей 28, 38, 162, 306.4 БК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1764, исследовав в совокупности и взаимосвязи все имеющиеся в деле доказательства, учитывая установленную пунктом 2 Правил № 1764 возможность оснащения (переоснащения) лабораторий медицинских организаций медицинскими изделиями с учетом эквивалентных технологических характеристик медицинских изделий, а также, принимая во внимание, что в номенклатуру классификации медицинских изделий, размещенную на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, вносятся изменения, в частности, в настоящее время закупленные учреждением микроцентрифуги серии Microfuge 20R с принадлежностями, вариант исполнения: Микроцентрифуга Microfuge 20R, регистрационное удостоверение РЗН 2018/6735 от 22.01.2018, имеют код вида медицинского изделия 248410, что полностью соответствует Правилам № 1764, пришли к выводу об использовании учреждением бюджетных средств по целевому назначению и признали недействительным оспариваемое представление.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судебных инстанций и по существу направлены на иную оценку фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы и отмены законных и обоснованных судебных актов (статья 286 АПК РФ).

Нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, выводы судов соответствуют обстоятельствам и материалам дела. Основания для отмены либо изменения судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.12.2021 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022 по делу № А72-6874/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Председательствующий судья
И. Ш. Закирова

Судьи
Э. Т. Сибгатуллин
Л. Ф. Хабибуллин

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно