Курс ЦБ на 21 мая 2024 года
EUR: 98.5842 USD: 90.6537 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС ВВО от 29.09.2022 № Ф01-4391/2022

Дело № А43-29975/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2022.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т. В.,
судей Бердникова О. Е., Когута Д. В.,

при участии представителей:
от заявителя: Сосиной Ю. Г. (доверенность от 26.09.2022),
от заинтересованного лица: Михеевой В. В. (доверенность от 10.01.2022 № 6)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Детская городская поликлиника № 39 Советского района г. Нижнего Новгорода» на Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2022 и на Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 по делу № А43-29975/2021 по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Детская городская поликлиника № 39 Советского района г. Нижнего Новгорода» (ИНН: 5262077338, ОГРН: 1035205759533) о признании недействительными акта и требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерство здравоохранения Нижегородской области,

и установил:

государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Детская городская поликлиника № 39 Советского района г. Нижнего Новгорода» (далее – Учреждение, Поликлиника) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пункта 12.2 описательной части и пункта 1 заключительной части акта от 30.08.2021 № 73 Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее – ТФОМС Нижегородской области, Фонд) в части взыскания средств обязательного медицинского страхования в сумме 321 750 рублей и штрафа в размере 10 процентов от указанной суммы, а также признании недействительным требования от 30.08.2021 № 9 (приложение № 8 к акту от 30.08.2021 № 73).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство здравоохранения Нижегородской области (далее – Министерство).

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, наличие в структуре тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее – ОМС) такого вида расходов, как «прочие расходы», подразумевает открытый характер перечня расходов, следовательно, осуществление компенсационных выплат за обучение за счет средств ОМС лицу, находящемуся в отпуске за ребенком, соответствует закону.

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.

Фонд в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.

Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Фонд провел комплексную проверку использования Учреждением средств ОМС за период с 01.07.2019 по 30.06.2021, по результатам которой составил акт от 30.08.2021 № 73.

В ходе проверки установлено нецелевое использование Учреждением средств ОМС в сумме 321 750 рублей, выразившееся в оплате за счет средств ОМС расходов на обучение медицинского работника (врач-педиатр участковый Ляшенко К. В.) по программе ординатуры на кафедре «Болезни уха, горла и носа» по специальности «Оториноларингология» (пункт 12.2 описательной части).

В пункте 1 заключительной части акта от 30.08.2021 № 73 Учреждению предписано возвратить в бюджет ТФОМС Нижегородской области денежные средства, использованные не по целевому назначению, в размере 321 750 рублей и уплатить штраф в размере 32 175 рублей (10 процентов от суммы нецелевого использования средств ОМС).

На основании акта комплексной проверки Фонд выставил Учреждению требование от 30.08.2021 № 9 об уплате указанных сумм.

Поликлиника не согласилась с пунктом 12.2 описательной части и пунктом 1 заключительной части акта от 30.08.2021 № 73 Фонда, а также требованием от 30.08.2021 № 9 и обжаловала их в арбитражном суде.

Руководствуясь статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 10, 13, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 15, 20, 34, 35, 37, 38, 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н, Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленных требований, признав законными оспариваемые ненормативные акты Фонда.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ) средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.

На основании пункта 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны, в том числе, использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

В статье 30 Закона № 326-ФЗ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1).

Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2 статьи 30 Закона № 326-ФЗ).

В пункте 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н (далее – Правила № 108н), установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

В силу части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что Учреждение в проверяемом периоде произвело оплату работнику Ляшенко К. В. затрат на обучение в общей сумме 321 750 рублей в соответствии с договором от 13.09.2019 № 60/19, заключенным между Учреждением и указанным физическим лицом, согласно которому Ляшенко К. В. (ученик) проходит обучение по образовательной программе высшего профессионального образования «ординатура» на кафедре болезней уха, горла и носа по специальности оторингология в ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, а Учреждение (работодатель) оплачивает затраты Ляшенко К. В. на обучение.

Вместе с тем, учитывая, что структура тарифа на оплату медицинской помощи не включает в себя расходы, связанные с получением за счет средств ОМС среднего и высшего образования, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Учреждение не имело права производить компенсацию расходов (возмещение) Ляшенко К. В. на обучение за счет средств ОМС.

Кроме того, суды приняли во внимание, что пунктом 4.2 договора от 13.09.2019 № 60/19 установлено, что действие договора приостанавливается в случае предоставления обучающемуся отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком при условии предоставления обучающимся соответствующих документов.

Судами установлено, что Ляшенко К. В. находилась в отпуске по уходу за ребенком с 17.07.2018 по 25.04.2021.

При таких обстоятельствах суды правомерно признали, что, находясь в отпуске по уходу за ребенком, Ляшенко К. В. в указанном периоде не принимала участия в оказании медицинской помощи и не обеспечивала деятельность медицинской организации, в связи с чем расходы Учреждения также не могут быть отнесены к компенсационным выплатам (иным выплатам), входящим в структуру тарифа ОМС в соответствии с частью 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ.

С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые ненормативные акты ТФОМС Нижегородской области соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы Учреждения, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2022 и Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 по делу № А43-29975/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Детская городская поликлиника № 39 Советского района г. Нижнего Новгорода» – без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Детская городская поликлиника № 39 Советского района г. Нижнего Новгорода».

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Председательствующий
Т. В. Шутикова

Судьи
О. Е. Бердников
Д. В. Когут

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно