Курс ЦБ на 13 мая 2024 года
EUR: 98.9461 USD: 91.8239 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Апелляционное определение Челябинского областного суда от 24.10.2016 по делу № 11-14329/2016

Судья Мокробородова Н. И.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой Т. И.,
судей Зеленовой Е. Ф., Галимовой Р. М.,
с участием прокурора Малышевой О. П.,
при секретаре Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Агаповского муниципального района Челябинской области на Решение Агаповского районного суда Челябинской области от 29 июля 2016 года по иску прокурора Агаповского района Челябинской области к Администрации Агаповского муниципального района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц о расторжении трудового договора с муниципальным служащим.

Выслушав доклад судьи Давыдовой Т. И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, представителя ответчика К., третье лицо П. Л. П., представителя третьего лица Муниципального управления культуры администрации Агаповского муниципального района М., поддержавших апелляционную жалобу, заключение прокурора, судебная коллегия

установила:

Прокурор Агаповского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Агаповского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы в органе местного самоуправления Агаповского муниципального района Челябинской области, заключенный 23 декабря 2015 года с П. Л. П.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что в результате прокурорской проверки было установлено, что **** П. Л. П. назначена на должность с нарушением требований действующего законодательства о муниципальной службе, не соответствует предъявленным к данной должности квалификационным требованиям, а именно: не имеет необходимый стаж муниципальной службы и соответствующее образование.

Так, для занятия указанной должности П. Л. П. должна иметь стаж, муниципальной службы не менее 3 лет или стаж по специальности не менее 4 лет, высшее профессиональное образование по специальности «Государственное и муниципальное управление». либо высшее профессиональное образование по следующим группам специальностей: «Гуманитарные науки», «Социальные науки», «Образование и педагогика», «Культура и искусство», «Экономика и управление». Стаж муниципальной службы у П. Л. Н. составляет менее 3 лет, она имеет высшее образование по специальности «****», по квалификации «****».

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Агаповского муниципального района Челябинской области К. исковые требования не признала.

Третье лицо П. Л. П., представитель третьего лица Муниципального управления культуры Администрации Агаповского муниципального района М. указали на необоснованность исковых требований прокурора.

Суд вынес решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить как незаконное. Считает, что интересы муниципального образования и неопределенного круга лиц не нарушены, так как П. Л. П. отвечает требованиям закона о муниципальной службе, имеет опыт работы в муниципальной службе, обладает личными и деловыми качествами, позволяющими квалифицированно выполнять должностные обязанности ****. Полагает, что для обеспечения функционирования на муниципальной службе необходимо руководствоваться гибким подходом, предусматривающим установление уровней профессионального образования в зависимости от групп должностей муниципальной службы. Ссылку суда на ст. 9 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» считает несостоятельной, поскольку согласно этой норме для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. П. Л. П. соответствует указанным требованиям, с 2007 года по 2010 год она замещала должность ****, осуществляла полномочия по вопросам местного значения. Ссылается на то, что должностная инструкция начальника Муниципального управления культуры будет изменена на основе квалификационных характеристик, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 года № 787. Полагает, что ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации, на которую сослался суд первой инстанции, в данном случае не применима, так как нарушение правил должно исключать возможность продолжения работы, если выполнение работы требует специальных знаний. В данном случае каких-либо федеральных законов или нормативных правовых актов, устанавливающих необходимость наличия у начальника управления культуры образования по специальности «Гуманитарные науки», «Социальные науки», «Образование и педагогика», «Культура и искусство», «Экономика и управление» не имеется. Данная норма прописана лишь в должностной инструкции, которую работодатель вправе изменить.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Агаповского района Челябинской области полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в редакции, действующей на 23 декабря 2015 года, для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района, городского округа (городского округа с внутригородским делением) – уставом муниципального района, городского округа (городского округа с внутригородским делением) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Согласно ст. 6 Закона Челябинской области «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» в редакции, действовавшей на 23 декабря 2015 года, для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы.

В соответствии с типовыми квалификационными требованиями, предусмотренными ст. 6 указанного Закона Челябинской области для замещения высших и главных должностей муниципальной службы, требуется наличие высшего профессионального образования, а также стажа муниципальной службы (государственной службы) не менее трех лет или стажа работы по специальности не менее трех лет. В соответствии с типовыми квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам, лицу замещающему должность главную или ведущую должность муниципальной службы, необходимы знания Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Челябинской области, законов Челябинской области, устава муниципального образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности по соответствующей должности, основ региональной и муниципальной экономики и управления, правил делового этикета; навыки руководства структурными подразделениями среднего и низового звена, публичной деятельности (навыки выступлений перед аудиторией, в средствах массовой информации); опыт разработки проектов правовых актов, программ, аналитических материалов для принятия управленческих решений; умение пользоваться персональным компьютером и другой организационной техникой.

Согласно реестру должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Агаповского муниципального района Челябинской области, утвержденному Постановлением главы Агаповского муниципального района № 949 от 9 июля 2010 года, должность **** относится к категории главной должности муниципальной службы.

Из материалов дела следует, что Распоряжением Главы администрации Агаповского муниципального района от 23 декабря 2015 года П. Л. П. назначена на должность **** с 24 декабря 2015 года.

23 декабря 2015 года между Администрацией Агаповского муниципального района и П. Л. П. был заключен трудовой договор о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы в органе местного самоуправления Агаповского муниципального района.

Также из материалов дела следует, что П. Л. П. 20 июня 1983 года окончила ****, получила диплом о высшем образовании по специальности «****», по квалификации «****».

В период с 24 апреля 2007 года по 22 марта 2010 года (2 года 10 месяцев 26 дней) осуществляла полномочия ****.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из квалификационных требований, предъявляемых к должности ****, положений вышеуказанных норм права, и пришел к выводу, что П. Л. П. не соответствует квалификационным требованиям ни по виду образования, ни по длительности муниципального стажа, что является основанием для расторжением с ней трудового договора по абз. 3 ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации.

С данным выводом судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской

Федерации основанием для прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 настоящего Кодекса).

Согласно абзацу 4 ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Положением о квалификационных требованиях утвержденным Постановлением администрации Агаповского муниципального района от 16 июня 2015 года № 619, квалификационные требования к должностям муниципальной службы определяются пунктами настоящего Положения в соответствии с группами должностей муниципальной службы, и включаются в должностные инструкции муниципальных служащих. В число типовых квалификационных требований к высшим и главным должностям муниципальной службы по уровню профессионального образования входит наличие высшего профессионального образования, стаж муниципальной службы не менее 3 лет или стажа по специальности не менее 3 лет. Требования к профессиональным знаниям аналогичны требованиям, предусмотренным ст. 6 Закона Челябинской области «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области».

Прокурор исковые требования основывал на должностной инструкции ****, представленной в материалы дела. Эту же инструкцию принял во внимание суд первой инстанции при разрешении дела. В соответствии с п. 3.1 указанной инструкции на должность **** назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» либо высшее профессиональное образование по следующим группам специальностей: «Гуманитарные науки», «Социальные науки», «Образование и педагогика», «Культура и искусство», «Экономика и управление», согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию ОК и стаж муниципальной службы не менее 3 лет или стаж работы по специальности не менее 4 лет.

Между тем, указанная должностная инструкция (л. д. 15) утверждена Главой администрации в 2016 году (число и месяц не указаны), то есть после назначения П. Л. П. на должность, что также подтверждается пояснениями представителя ответчика, данных в суде апелляционной инстанции, об ознакомлении с данной инструкцией П. Л. П. 11 января 2016 года.

Таким образом, квалификационные требования относительно наличия определенного высшего профессионального образования, были введены после назначения П. Л. П. на должность. Указанное обстоятельство судом первой инстанции учтено не было. Каких-либо иных должностных инструкций, действовавших ранее, прокурором не представлено.

При указанных обстоятельствах суду первой инстанции следовало руководствоваться типовыми квалификационными требованиями к занятию должности начальника муниципального управления культуры, то есть к главной должности муниципальной службы.

На момент обращения прокурора в суд стаж муниципальной службы П. Л. П. превысил требуемые 3 года, у нее имелось высшее профессиональное образование, обстоятельства, которые препятствовали бы П. Л. П. продолжить муниципальную службы, прокурором не приведены. В связи с изложенным у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска, решение суда нельзя признать обоснованным, оно подлежит отмене.

Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что 29 июля 2016 года, 22 августа 2016 года Главой администрации были утверждены должностные инструкции ****, в соответствии с которым требований о наличии высшего профессионального образования специальностям «Гуманитарные науки», «Социальные науки», «Образование и педагогика», «Культура и искусство», «Экономика и управление» к занятию данной должности не предъявляется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Агаповского районного суда Челябинской области от 29 июля 2016 года отменить и принять по делу новое решение:

В удовлетворении исковых требований прокурору Агаповского района Челябинской области, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Агаповского муниципального района Челябинской области о расторжении трудового договора с муниципальным служащим о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципального служащего в органах местного самоуправления № **** от 23 декабря 2015 года, заключенного с П. Л. П., – отказать.

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно