Курс ЦБ на 6 мая 2024 года
EUR: 98.5602 USD: 91.6918 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Решение Краснодарского краевого суда от 22.07.2015 № 3-141/2015

Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пегушина В. Г.,
при секретаре Л. Е.,
с участием прокурора Л. О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению < Ф. И. О. >1 о признании недействующими и не подлежащими применению изменения и дополнения части 1 и части 4 статьи 4.1 Закона Краснодарского края от <...> № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков»,

установил:

Закон Краснодарского края от <...> № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков» принят <...> Законодательным Собранием (ЗС) Краснодарского края четвертого созыва, подписан главой администрации (губернатором) Краснодарского края <...>, опубликован в Информационном бюллетене ЗС Краснодарского края от <...>, № 55, и в газете «Кубанские новости» <...> от <...>. Вступил в силу с <...>, за исключением статьи 5, вступившей в силу с <...>.

Часть 1 статьи 4.1 этого же Закона Краснодарского края (в действующей редакции) была введена Законом Краснодарского края от <...> № 2980-КЗ «О внесении изменения в Закон Краснодарского края «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков». Указанный Закон вступил в силу через 10 дней после дня его официального опубликования. Текст Закона опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края (http://admkrai.krasnodar.ru/ndocs/) <...>, в Информационном бюллетене ЗС Краснодарского края от <...> <...> (208).

Часть 4 статьи 4.1 вышеуказанного Закона Краснодарского края (в действующей редакции) введена Законом Краснодарского края от <...> № 3158-КЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Закона Краснодарского края «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков». Указанный Закон Краснодарского края вступил в силу через 10 дней после дня его официального опубликования. Текст Закона опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края (http://admkrai.krasnodar.ru/ndocs/) <...>, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://publication.pravo.gov.ru) <...>.

< Ф. И. О. >1 обратился в Краснодарский краевой суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению изменения и дополнения к статье 4.1 Закона Краснодарского края от <...> № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков». В обоснование требований заявитель ссылается на то, что, поскольку принятыми нормативными правовыми актами Краснодарского края вводятся дополнительные ограничения и условия в области оборота алкогольной продукции, не предусмотренные федеральным законодательством, а именно: – статьей 1 Закона Краснодарского края от <...> № 2980-КЗ, «при розничной продаже алкогольной продукции не допускается ее розлив в потребительскую тару»; – статьей 1 Закона Краснодарского края от <...> № 3158-КЗ, «не допускается розничная продажа алкогольной продукции на вынос (не для потребления на месте покупки), осуществляемая организациями, при оказании этими организациями услуг общественного питания», то установленные ограничения затрагивают права неопределенного круга лиц, в том числе и его права, не соответствуют действующему законодательству, поэтому он обратился в суд с данными требованиями.

В судебном заседании представитель < Ф. И. О. >1, по доверенности < Ф. И. О. >4, заявленные требования поддержала в полном объеме и уточнила их, настаивая на признании недействующими и не подлежащими применению изменения и дополнения в части 1 и части 4 к статье 4.1 Закона Краснодарского края от <...> № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков», принятые статьей 1 Закона Краснодарского края от <...> № 2980-КЗ и статьей 1 Закона Краснодарского края от <...> № 3158-КЗ.

Представитель администрации Краснодарского края, по доверенности < Ф. И. О. >5, в судебное заседание предоставил письменный отзыв на заявленные требования и считает, что в заявленных требованиях следует отказать в полном объеме.

Представитель Законодательного собрания Краснодарского края, по доверенности < Ф. И. О. >6, требования заявителя не признала, предоставила письменный отзыв и указала, что оспариваемые нормы приняты в рамках и в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением нормотворчества субъекта Российской Федерации, прав и свобод граждан и заявителя не нарушают, поэтому в удовлетворении заявления следует отказать.

Суд, выслушав участников процесса, проверив и оценив имеющиеся в деле материалы после их исследования, заключение прокурора, полагающего, что оспариваемые нормы приняты в рамках действующего законодательства, поэтому в удовлетворении заявления < Ф. И. О. >1, следует отказать, пришел к выводу, что заявленные требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от <...> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от <...> № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее Федеральный закон от <...> № 171-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 1 вышеназванного Федерального закона государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В подпункте 7 статьи 2 Федерального закона от <...> № 171-ФЗ алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Статья 16 Федерального закона № 171-ФЗ, определяет права организаций и индивидуальных предпринимателей в области розничной продажи алкогольной продукции (пункт 1), перечисляет места, в которых не допускается розничная продажа, а также устанавливает перечень документов, необходимых для такой продажи (пункт 2), устанавливает запреты в потреблении (распитии) алкогольной продукции (пункт 3), предусматривает ограничения розничной продажи алкогольной продукции по времени, требования к субъектам такой торговли (пункт 6), свидетельствует о том, что федеральный законодатель к розничной торговли алкогольной продукции предъявляет особые требования, предоставляя широкие полномочия в этой сфере органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5).

В соответствии с абзацем первым пункта 5 статьи 16 названного Федерального закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции (абзац второй пункта 5 статьи 16 Федерального закона от <...> № 171-ФЗ), то есть содержится прямое предписание о праве органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные условия розничной продажи алкогольной продукции, в том числе и полный запрет на розничную продажу.

Учитывая изложенное, следует сделать вывод, что вопросы указанной сферы находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правовое регулирование осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Такое правовое регулирование определяется, в том числе и Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от <...> № 2128-р, которая направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции и предусматривает в качестве принципа государственного регулирования в названной сфере обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка, а также определяет снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени как одну из мер по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.

Закон Краснодарского края от <...> № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков», которым установлены дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции на территории Краснодарского края, принят в целях реализации полномочий субъекта РФ, установленных федеральным законодательством.

Оспариваемыми нормами Законов Краснодарского края установлены дополнительные ограничения и условия в области оборота алкогольной продукции, не предусмотренные федеральным законодательством, а именно:

– статьей 1 Закона Краснодарского края от <...> № 2980-КЗ, «при розничной продаже алкогольной продукции не допускается ее розлив в потребительскую тару» (часть 1 статьи 4.1 Закона);

– статьей 1 Закона Краснодарского края от <...> № 3158-КЗ, «не допускается розничная продажа алкогольной продукции на вынос (не для потребления на месте покупки), осуществляемая организациями, при оказании этими организациями услуг общественного питания» (часть 4 статьи 4.1 Закона).

Не усматривая оснований для признания оспариваемых норм противоречащими федеральному законодательству, суд исходит из того, что они основаны на пункте 5 статьи 16 Федерального закона от <...> № 171-ФЗ, предоставляющем субъекту Российской Федерации право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу названной продукции и при оказании услуг общественного питания, поэтому отсутствуют превышения нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации, а доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм материального права.

Суд считает, что в данном случае речь идет об ограничении условий розничной продажи алкогольной продукции, об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, которые осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Аналогичная правовая позиция изложена в определениях судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от <...> № 77-АПГ14-1; от <...> № 31-АПГ14-2; от <...> № 25-АПГ14-1; от <...> № 59-АПГ14-6.

Доводы заявителя о превышении полномочий субъектом РФ, в части выделения в оспариваемых нормах Закона Краснодарского «обособленной, нормативной категории (вида) алкогольной продукции, «самостоятельного формирования объекта регулирования», которого нет в статье 2 Федерального закона от <...> № 171-ФЗ, являются надуманными, не соответствующими обстоятельствам дела, в связи с чем суд считает их несостоятельными. В статье 2 указанного Федерального закона содержится раскрытое понятие «алкогольная продукция», условия продажи которой ограничиваются оспариваемыми нормами краевого закона.

Также нельзя согласиться с доводами заявителя о нарушении пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от <...> «О защите конкуренции» и подпункта «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от <...> № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Поскольку специальным Федеральным законом № 171-ФЗ предусмотрены случаи, когда органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения в сфере розничной продажи алкогольной продукции, Законодательное Собрание Краснодарского края, установив ограничения условий продажи алкогольной продукции, действовало в рамках своей компетенции, а, следовательно, оспариваемые заявителем нормы Закона Краснодарского края не противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и подпункту «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона № 381-ФЗ.

С учетом всего вышеуказанного суд приходит к выводу о том, что части 1 и 4 статьи 4.1 Закона Краснодарского края от <...> № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков» приняты в пределах полномочий Законодательного Собрания Краснодарского края, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядка принятия и введения его в действие, не противоречат федеральному законодательству Российской Федерации и не нарушают прав потребителей алкогольной продукции и прав самого < Ф. И. О. >1, поэтому заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 26, 194199, 245248 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления < Ф. И. О. >1 о признании недействующими и не подлежащими применению изменения и дополнения части 1 и части 4 статьи 4.1 Закона Краснодарского края от <...> № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков», принятые статьей 1 Закона Краснодарского края от <...> № 2980-КЗ «О внесении изменения в Закон Краснодарского края «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков» и статьей 1 Закона Краснодарского края от <...> № 3158-КЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Закона Краснодарского края «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков» – отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в течение месяца со дня принятия судом данного решения в окончательной форме.



Судья краевого суда
В. Г. Пегушин

Мотивированное решение составлено 23.07.2015.

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно