Курс ЦБ на 20 мая 2024 года
EUR: 98.7776 USD: 90.9873 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС СКО от 01.03.2017 № Ф08-832/2017

Дело № А63-6790/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.03.2017.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе:
председательствующего Черных Л. А.,
судей Воловик Л. Н. и Посаженникова М. В.,

в отсутствие в судебном заседании заявителя – Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому округу (ИНН 2626800494, ОГРН 1112651028676), направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, и заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «Кормилица-КМВ» (ИНН 2632065221, ОГРН 1022601634857), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления № 39598 7, 39597 0, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет),

рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому округу на Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.09.2016 (судья Быкодорова Л. В.) и Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2016 (судьи Афанасьева Л. В., Белов Д. А., Параскевова С. А.) по делу № А63-6790/2016,

установил следующее.

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому округу (далее – управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Кормилица-КМВ» (далее – общества) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) за хранение алкогольной продукции без лицензии.

Решением суда от 08.09.2016, оставленным без изменения Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.11.2016, управлению отказано в удовлетворении заявления.

Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса.

В кассационной жалобе управление просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, привлечь общество к ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса с конфискацией предметов административного правонарушения.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что общество не вправе хранить алкогольную продукцию без лицензии и должно было принять меры к недопущению ее нахождения в нелегальном обороте. Судом не учтено, что Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.10.2015 по делу № А63-12845/2014 судебные акты нижестоящих инстанций отменены, в связи с этим отсутствовала возможность уничтожить алкогольную продукцию. Арест на алкогольную продукцию наложен протоколом от 02.09.2014, то есть до вынесения Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 утверждены Правила вывоза и хранения вне места изъятия изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 – 3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона (далее – Правила № 1027). В связи с этим обязанность по конфискации и изъятию алкогольной продукции на Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка не могла быть возложена. В течение полугода хранения спорной продукции общество не обращалось ни в управление, ни в суд, не приняло мер к утилизации этой продукции. Суд не определил судьбу арестованной продукции, указанной в протоколе от 26.05.2016.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Суд установил и материалами дела подтверждается, что лицензия общества от 28.05.2013 № 26ЗАП0001827 на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции аннулирована на основании Решения Арбитражного суда Ставропольского края от 31.03.2015 по делу № А63-14243/2014, вступившего в законную силу 19.06.2015.

Из декларации общества об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за III квартал 2015 года следует, что готовая алкогольная продукция, разлитая в потребительскую тару, не реализована контрагентам до 19.08.2015 в полном объеме и по состоянию на 30.09.2015 остаток алкогольной продукции составляет 48,1495 дал.

По данному факту в отношении общества управление вынесло Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 06.04.2016 № 07-16/254 по части 3 статьи 14.17 Кодекса.

Протоколом осмотра от 06.04.2016 № 07-16/254-1, проведенного по адресу: Ставропольский кр., г. Пятигорск, ул. Беговая, д. 5, установлено, что общество осуществляет деятельность по оптовой продаже продуктами питания, имеет склад для хранения продуктов питания. Также выявлено хранение алкогольной продукции различных наименований без соответствующей лицензии (в том числе водки «Свойская традиционная», емкостью 0,5 л, крепостью 40%, производства ОАО «Костромахлебпром», дата розлива 14.03.2014, в количестве 1194 бутылки (с учетом определения об исправлении опечаток от 30.05.2016 № 07-16/254/5)).

Протоколом ареста товаров и иных вещей от 26.05.2016 № 07-16/254-4 на указанную продукцию наложен арест.

По факту хранения обществом алкогольной продукции без соответствующей лицензии в нарушение части 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) управление составило в отношении общества протокол от 30.05.2016 № 07-16/254-6 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.17 Кодекса.

В соответствии со статьями 203 и 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса за оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

Отказывая в привлечении общества к ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса за хранение алкогольной продукции в отсутствие соответствующей лицензии, судебные инстанции руководствовались следующим.

Правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в Российской Федерации регулирует Закон № 171-ФЗ, пунктом 16 статьи 2 которого под оборотом указанной продукции понимается в том числе ее хранение.

Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также хранение и поставка произведенной продукции, хранение, закупка и поставка как отдельные виды деятельности (статья 18 Закона № 171-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещен в том числе оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

В силу пункта 5 статьи 20 Закона № 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ.

Суд установил, что после аннулирования лицензии общества от 28.05.2013 № 26ЗАП0001827 на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции выявлен факт хранения обществом на складе указанной продукции по истечении двух месяцев с момента прекращения ее действия.

Управлением обществу вменяется в том числе хранение алкогольной продукции (водка «Свойская традиционная», емкостью 0,5 л, крепостью 40%, производства ОАО «Костромахлебпром», дата розлива 14.03.2014, в количестве 1194 бутылок), находящейся в нелегальном обороте, ранее арестованной протоколом ареста товаров и иных вещей от 02.09.2014 № 11-14/684-3, по факту незаконного оборота которой 30.10.2014 управление составило протокол об административном правонарушении от 30.10.2014 № 07-14/684-11 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.17 Кодекса. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 09.03.2015, оставленным без изменения Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015, общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса в виде взыскания 100 тыс. рублей штрафа, спорная алкогольная продукция конфискована и направлена на переработку или уничтожение.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.10.2015 Решение суда от 09.03.2015 и Постановление суда апелляционного суда от 22.06.2015 отменены в связи с отсутствием вины общества в совершении вмененного ему правонарушения. Вопрос об алкогольной продукции, арестованной протоколом ареста товаров и иных вещей от 02.09.2014 № 11-14/684-3, не разрешен. Поскольку право собственности общества на данную продукцию в судебном порядке не прекращено, оно направляло отчетность (декларации с отражением факта хранения арестованной алкогольной продукции) и выполняло установленные запреты на распоряжение данной продукцией.

Управление сочло, что в период с 19.10.2015 (дата вынесения постановления судом кассационной инстанции) по 06.04.2016 (дата возбуждения производства по делу об административном правонарушении) общество совершило административное правонарушение, выразившееся в хранении спорной алкогольной продукции без соответствующей лицензии.

Отказывая в привлечении общества к ответственности за совершение этого правонарушения, суд учел, что до настоящего времени решение о правовом статусе упомянутой алкогольной продукции (конфискация, изъятие, возврат и прочее) не принято. Наложенный управлением 02.09.2014 арест продукции не снят, что в силу части 1 статьи 27.14 Кодекса является юридическим препятствием обществу распоряжаться арестованной алкогольной продукцией каким-либо образом. За нарушение запрета статьей 312 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность; о запрете распоряжаться продукцией прямо указано в протоколе от 02.09.2014 № 11-14/684-3. Арестованная продукция передана на ответственное хранение руководителю общества, который предупрежден об уголовной ответственности. Нарушений правил ответственного хранения арестованной продукции управление не установило.

Суд также установил, что управление также выявило факт хранения обществом и иной алкогольной продукции (протокол осмотра от 06.04.2016 № 07-16/254-1: водка «Березовый цвет», емкость 0,5 л, крепостью 40%, производства ООО «Нализ», дата розлива 05.07.2010 (1975 бутылок); водка «Серебряный дар», емкость 0,5 л, крепостью 40%, производства ООО «Компания капитал-сити», дата розлива 28.04.2009 (4354 бутылки); водка «Ярило на березовых почках», емкостью 0,5 л, крепостью 40%, производства ООО «Вектор», дата розлива 11.12.2009 (1239 бутылок); водка «Наша Раша», емкостью 0,5 л, крепостью 40%, производства ООО «Нализ», дата розлива 26.06.2009 (338 бутылок). Названная продукция, исходя из протокола осмотра места происшествия от 03.09.2010, передана сотрудником ГУВД по Ставропольскому краю на ответственное хранение начальнику отдела продаж общества Бахолдину А. Н.

По факту хранения указанной алкогольной продукции управление составило протокол об административном правонарушении по признакам части 3 статьи 14.17 Кодекса, который с материалами дела об административном правонарушении направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к ответственности за совершение названного правонарушения.

Из ответов Главного следственного управления ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 19.09.2014, 28.01.2015, 18.08.2015 на обращения общества следует, что судьба арестованной алкогольной продукции общества в ходе расследования уголовного дела № 27923 принимаются меры, направленные для определения места дальнейшего хранения изъятой алкогольной продукции, о месте дальнейшего хранения продукции обществу сообщат дополнительно, вопрос о ее уничтожении будет решен по результатам комиссионной судебно-медицинской экспертизы и рассмотрения Пятигорским городским судом ходатайства старшего следователя по особо важным делам следственной части Главного следственного управления ГУ МВД России по Ставропольскому краю, о чем обществу сообщат дополнительно (т. 1, л. д. 69 – 71).

Арест указанной алкогольной продукции 03.09.2015 следственными органами суд также расценил как обстоятельство, препятствующее обществу каким-либо образом распоряжаться арестованной продукцией, переданной ему на ответственное хранение.

Отклоняя довод управления об отсутствии оценки протокола ареста от 26.05.2016 № 07-16/254-4, судебная коллегия отметила, что он является повторным и составлен в отношении тех же видов и количества алкогольной продукции, что и протокол от 02.09.2014 № 11-14/684-3.

Судебные инстанции сослались также и на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2016 № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 20 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «СГИВ», согласно которому в силу пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в целях пресечения их незаконных производства и (или) оборота подлежат изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц, в частности, в случае, если их производство и (или) оборот, включая хранение, осуществляются без соответствующей лицензии. Данное предписание – по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, – распространяется и на остатки произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые не были реализованы лицензиатом по истечении двух месяцев с момента прекращения действия лицензии.

Изъятые этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также предметы, используемые для их незаконных производства и (или) оборота, в том числе сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), в силу пункта 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ подлежат вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац первый); порядок их уничтожения по решению суда также определяется Правительством Российской Федерации (абзац второй). Полномочия по определению порядка вывоза и хранения вне мест изъятия изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции возложены на Правительство Российской Федерации также частью 13 статьи 27.10 Кодекса. Во исполнение этих предписаний Правительством Российской Федерации издано постановление № 1027. Способы уничтожения изъятых или конфискованных по решению суда этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждены Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 14.12.2015 № 424.

Изъятие остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство и (или) оборот, включая хранение, которых осуществляются без соответствующей лицензии, производится, в частности, в рамках применения такой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как изъятие вещей (статья 27.1 Кодекса).

Таким образом, в системе действующего правового регулирования положение, содержащееся в пункте 5 статьи 20 Закона № 171-ФЗ, означает, что по истечении двух месяцев с момента прекращения действия выданной юридическому лицу лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке этилового спирта либо алкогольной и спиртосодержащей продукции остатки соответствующей продукции подлежат на основании решений уполномоченных органов и должностных лиц обязательному (при необходимости – принудительному) безвозмездному изъятию с последующим уничтожением по решению суда. Такой порядок, исключающий возмещение их стоимости бывшим собственникам, – при формальном соблюдении конституционного требования о прекращении права собственности только по судебному решению – влечет для юридического лица прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, которое в данном случае не является санкцией за совершение им административного правонарушения и по своему содержанию сопоставимо с гражданско-правовым институтом принудительного изъятия имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.

Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ, в целях пресечения незаконного оборота подлежит изъятию из незаконного оборота на основании уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц алкогольная продукция в случае осуществления ее оборота без соответствующей лицензии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 Закона.

Указанное ограничение касается продукции, на хранение остатков которой (возврат поставщику, поставку иной организации, имеющей соответствующую лицензию) в течение двух месяцев имеют право организации, у которых аннулирована лицензия, под контролем лицензирующего органа.

Лицензирующий орган в срок не более чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции (абзац второй пункта 2 статьи 20 Закона № 171-ФЗ).

Изъятая алкогольная продукция, указанная в том числе в пункте 1 статьи 20 Закона № 171-ФЗ (в том числе находящаяся в незаконном обороте без соответствующей лицензии (кроме хранящихся в течение двух месяцев с момента прекращения действия лицензии товарных остатков)) подлежит вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ).

Пунктом 3 Правил № 1027 установлено следующее.

Уполномоченный орган или должностное лицо, по решению которых произведено изъятие продукции и (или) предметов в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – уполномоченный орган), в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня их изъятия, направляет в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, расположенный на наименьшем расстоянии от местонахождения продукции и (или) предметов (далее – территориальный орган), уведомление о готовности к передаче продукции и (или) предметов на хранение, в котором указываются местонахождение, вид и количество (объем) продукции и (или) предметов.

Вывоз и хранение продукции и (или) предметов осуществляются организацией, привлекаемой Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – организация) (пункт 2 Правил № 1027).

Территориальный орган в течение 2 рабочих дней со дня получения уведомления о готовности к передаче продукции и (или) предметов направляет организации любым доступным способом (факсимильная связь, телефонограмма, электронная почта) заявку о вывозе и приеме на хранение продукции и (или) предметов и одновременно отправляет на бумажном носителе эту заявку и копию указанного уведомления, после чего информирует уполномоченный орган об организации (наименование, почтовый адрес, телефон, факс) (пункт 4 Правил № 1027).

Организация в целях исполнения заявки, указанной в пункте 4 Правил № 1027, осуществляет прием продукции и (или) предметов от уполномоченного органа по акту приема-передачи для ее вывоза и хранения (пункт 5 Правил).

Продукция и (или) предметы до передачи организации либо направления уголовного дела или дела об административном правонарушении в суд (судье) хранятся в местах, определенных уполномоченным органом, который принимает меры для обеспечения их сохранности (пункт 8 Правил № 1027).

Общество указанные действия по передаче арестованной алкогольной продукции при установленных судом обстоятельствах совершить не могло как в силу отсутствия названных полномочий, так и принятых административных запретов в отношении продукции.

Суд установил, что управление не предпринимало каких-либо действий по изъятию арестованной им и следственными органами алкогольной продукции, являющейся остатками в связи с аннулированием лицензии общества.

Ссылка управления на отсутствие у него полномочий по осуществлению действий, связанных с вывозом и хранением вне мест изъятия алкогольной продукции в связи с арестом продукции 02.09.2014 и 03.09.22014 подлежат отклонению, так как об аннулировании лицензии общества ему стало известно 19.06.2015 (дата вступления в законную силу судебных актов по делу № А63-14243/2014), по истечении разрешенного хранения товарных остатков алкогольной продукции) подпунктом 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 494-ФЗ) на управление также возлагалась обязанность в целях пресечения незаконного оборота алкогольной продукции как уполномоченный законодательством Российской Федерации орган принять решение об изъятии алкогольной продукция, находящейся в обороте без соответствующей лицензии (кроме временно хранящихся товарных остатком (пункт 5 статьи 20 Закона № 171-ФЗ)).

Находящаяся в незаконном обороте продукция также подлежала вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ).

Правила № 1027 начали действовать с 13.10.2015, аргументы об отсутствии у управления осуществить установленные Правилами действия при истекшем сроке действия лицензии (19.06.2015 плюс срок хранения товарных остатков) оно не приводит.

Общество, в свою очередь, сообщало управлению о наличии остатков нереализованной алкогольной продукции, представляло в установленный законом срок декларацию об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за III квартал 2015 года, в которых отражены остатки находящейся на хранении арестованной алкогольной продукции.

С учетом изложенного выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им конкретным фактическим обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.

Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов с учетом установленных судом конкретных обстоятельств не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.09.2016 и Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2016 по делу № А63-6790/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.



Председательствующий
Л. А. Черных

Судьи
Л. Н. Воловик
М. В. Посаженников

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно