Курс ЦБ на 9 мая 2024 года
EUR: 98.9461 USD: 91.8239 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Вопрос:

Прошу дать письменный ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборах.

Акционерное Общество с момента государственной регистрации (1998 г.) находится на основной системе налогообложения и является собственником объекта недвижимости (здания), введенного в эксплуатацию в ноябре 2002 г. (более 20 лет). В 2010 году была произведена реконструкция здания с увеличением стоимости первоначального объекта. Первоначальная стоимость объекта недвижимости (здания) 4 874 069 руб. 10 копеек. Стоимость реконструкции объекта недвижимости (здания) 18 045 625 руб. 92 копейки. С учетом амортизации остаточная (балансовая) стоимость объекта недвижимости (здания) на 01.01.2024 г. будет 8 733 771 руб. 95 копеек, остаточная налоговая 11 566 516 руб. 35 копеек.

Общество с 01.01.2024 планирует перейти на УСН в соответствии с гл. 26.2 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 171.1 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков восстанавливать суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету по объектам недвижимости, в случае дальнейшего использования объектов недвижимости для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, за исключением данных объектов основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15 лет.

Согласно п. 4 ст. 171.1 НК РФ налогоплательщик обязан отражать восстановленную сумму налога в налоговой декларации за последний налоговый период каждого календарного года из 10 лет, начиная с года, в котором наступил момент, указанный в п. 4 ст. 259 НК РФ.

Имеет ли право Общество, руководствуясь порядком восстановления НДС, указанным в ст. 171.1 НК РФ, при переходе на УСН не восстанавливать ранее принятый к вычету НДС:

1) В части доли остаточной (балансовой) стоимости на 01.01.2024 г. в отношении здания, введенного в эксплуатацию в ноябре 2002 г.

2) В части доли остаточной (балансовой) стоимости на 01.01.2024 г. объекта реконструкции, произведенной в 2010 г.

3) Со всей суммы остаточной (балансовой) стоимости объекта недвижимости (здания) на 01.01.2024 г. в размере 8 733 771 руб. 95 коп.?

Также отметим, что имеется Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2022 г. № Ф07-12301/22 по делу № А56-113410/2021, письма Минфина России от 07.06.2022 № 03-07-10/53605, от 14.12.2022 г. № 03-07-10/122713, от 29.12.2022 № 03-07-10/129564, где говорится об отсутствии у налогоплательщика обязанности при переходе с ОСН на УСН восстанавливать НДС в отношении объектов недвижимости, с момента ввода которых в эксплуатацию прошло более 10 лет.

Ответ:

В связи с обращением о порядке восстановления сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету по приобретенным объектам недвижимости, в дальнейшем используемым налогоплательщиком, перешедшим с общей системы налогообложения на упрощенную систему налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает.

Статьей 171.1 главы 21 »Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлен порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, принятых налогоплательщиком к вычету по объектам основных средств, относящимся к объектам недвижимости (за исключением космических объектов), при применении которого необходимо учитывать следующее.

Пунктом 3 статьи 171.1 Кодекса установлена обязанность налогоплательщиков восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость, принятые налогоплательщиком к вычету по объектам недвижимости (объектам основных средств), в случае дальнейшего использования объектов недвижимости для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, за исключением данных объектов основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15 лет.

Согласно пункту 4 статьи 171.1 Кодекса налогоплательщик обязан отражать восстановленную сумму налога в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в пункте 4 статьи 259 Кодекса.

Кроме того, пунктом 6 статьи 171.1 Кодекса установлено, что в случае, если проведена модернизация (реконструкция) объектов основных средств (в том числе после истечения срока, указанного в пункте 3 статьи 171.1 Кодекса), приводящая к изменению их первоначальной стоимости, суммы налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), принятые налогоплательщиком к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты основных средств в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса. В указанном случае налогоплательщик обязан отражать восстановленную сумму налога на добавленную стоимость по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года, в котором на основании пункта 4 статьи 259 Кодекса производится начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости объекта основных средств, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти лет.

Таким образом, в случае если на дату перехода налогоплательщика с общей системы налогообложения на упрощенную систему налогообложения им эксплуатируется объект недвижимости (объект основных средств), в отношении которого проведена реконструкция, и с года, в котором на основании пункта 4 статьи 259 Кодекса производится начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости этого объекта основных средств, прошло более десяти лет, то у налогоплательщика отсутствует обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету по такому объекту недвижимости (объекту основных средств).

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.




Заместитель директора Департамента
В. А. Прокаев

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно