Курс ЦБ на 10 мая 2024 года
EUR: 98.9461 USD: 91.8239 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Вопрос:

О механизмах контроля в отношении государственных (муниципальных) учреждений и иных юрлиц, в том числе в части соблюдения законодательства о бухучете.

Ответ:

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент), рассмотрев обращение, поступившее письмом от 14.12.2023, благодарит за активную гражданскую позицию и сообщает следующее.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась система государственного (муниципального) финансового контроля, в отношении которой нормативное правовое регулирование осуществляется в соответствии с разделом IX «Государственный и муниципальный финансовый контроль» Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральными законами от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ), от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Закон № 41-ФЗ) и другими нормативными правовыми актами.

Так, согласно статье 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) контроль подразделяется в том числе на внешний и внутренний.

Согласно статье 268.1 БК РФ полномочиями органов внешнего (муниципального) финансового контроля (Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) являются:

контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета;

контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

контроль в других сферах, установленных Законом № 41-ФЗ и Законом № 6-ФЗ.

В соответствии со статьей 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местных администраций)) относятся в том числе:

контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;

контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий;

контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляемый в том числе в отношении бюджетных и автономных учреждений, осуществляющих закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе государственные (муниципальные) учреждения и иные юридические лица.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, действующая система государственного (муниципального) финансового контроля в полной мере позволяет осуществлять полномочия по контролю в отношении соблюдения соответствующих положений законодательства Российской Федерации, в том числе регулирующего бухгалтерский учет.

Также полагаем необходимым отметить, что полномочия органов исполнительной власти, других государственных органов по контролю соблюдения иными юридическими лицами Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) также установлены законодательством Российской Федерации, в частности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Кроме того, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено осуществление ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, в настоящее время механизмы для осуществления контроля в отношении государственных (муниципальных) учреждений и иных юридических лиц, в том числе в части соблюдения Закона № 402-ФЗ, предусмотрены и достаточны.



Заместитель директора Департамента
С. С. Бычков
27.12.2023

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно