Вопрос:
О внесении изменений в сводную бюджетную роспись местного бюджета в ходе его исполнения в 2024 г.
Ответ:
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел обращение от 22 ноября 2023 г. по вопросам применения положений части 12 статьи 6 Федерального закона от 2 ноября 2023 г. № 520-ФЗ 1 и сообщает следующее.
1 Федеральный закон от 2 ноября 2023 г. № 520-ФЗ «О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году» (далее – Федеральный закон № 520-ФЗ).
Положениями части 12 статьи 6 Федерального закона № 520-ФЗ установлено, что в ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в 2024 году дополнительно к основаниям для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с решениями высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (местной администрации) в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) без внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о местном бюджете) могут быть внесены изменения в случае перераспределения бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, и на цели, определенные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией), а также в случае перераспределения бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, внесение изменений в сводную бюджетную роспись местного бюджета в соответствии с частью 12 статьи 6 Федерального закона № 520-ФЗ осуществляется на основании решений, принимаемых местной администрацией.
Вместе с тем положениями пункта 8 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, регулирующими бюджетные правоотношения (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда и муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете), могут предусматриваться дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом) и (или) могут предусматриваться положения об установлении указанных дополнительных оснований в законе (решении) о бюджете.
Таким образом, по мнению Департамента, указанные нормы Федерального закона № 520-ФЗ и статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации могут одновременно применяться в 2024 году.
При этом определение перечня мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, не является предметом Федерального закона № 520-ФЗ и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, означающий в том числе право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
По мнению Департамента, определение местной администрацией направлений использования перераспределяемых путем внесения изменений и сводную бюджетную роспись местного бюджета бюджетных ассигнований должно осуществляться с учетом установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами условий и ограничений, касающихся принятия и исполнения расходных обязательств муниципальных образований.