Курс ЦБ на 23 мая 2024 года
EUR: 97.8989 USD: 90.1887 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Вопрос:

Общество с ограниченной ответственностью (далее – Общество) просит дать разъяснение по применению законодательства о налоге на добавленную стоимость (далее – НДС) в следующей ситуации.

Общество закупает услуги по обработке информации и консультационные услуги у иностранного гражданина, находящегося на территории Азербайджана и зарегистрированного в государственных органах Азербайджана в качестве индивидуального (частного) предпринимателя.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ местом реализации услуг в рассматриваемой ситуации признается место нахождения покупателя, т. е. Российская Федерация.

В соответствии с п. 1 ст. 143 и п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ плательщиками НДС признаются индивидуальные предприниматели, под которыми понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Просим пояснить, возникает ли у Общества обязанность по удержанию НДС из выплат индивидуальному предпринимателю, находящемуся на территории Азербайджана.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по обработке информации и консультационных услуг, оказываемых российской организации иностранным лицом, зарегистрированным в иностранном государстве, не являющемся государством – членом Евразийского экономического союза, и сообщает.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции но реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

Согласно подпункту 4 пункта 1 и подпункту 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации услуг по обработке информации и консультационных услуг– определяется по месту деятельности покупателя услуг. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги приобретены через это постоянное представительство).

Таким образом, местом реализации услуг по обработке информации и консультационных услуг, оказываемых российской организации и иностранным лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в иностранном государстве, не являющемся государством – членом Евразийского экономического союза, и не состоящим на учете в налоговом органе Российской Федерации, признается территория Российской Федерации.

Статьей 161 Кодекса установлено, что при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российском налоговом органе, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.

Учитывая изложенное, российская организация, приобретающая у иностранного лица, в том числе индивидуального предпринимателя, не состоящего на учете в налоговом органе Российской Федерации, услуги по обработке информации и консультационные услуги, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.




Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
О. Ф. Цибизова

Новости

Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно