Курс ЦБ на 13 мая 2024 года
EUR: 98.9461 USD: 91.8239 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Апелляционное определение Московского городского суда от 10.10.2018 по делу № 33а-8135/2018

Судья Пронина И. А.

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего судьи Ставича В. В.,
судей Михайловой Р. Б., Лукьянченко В. В.,
при секретаре К. К.,
рассмотрев по докладу судьи Михайловой Р. Б. в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. Б. М. к Департаменту образования г. Москвы, директору ГБОУ «Школа № 1359» о признании незаконным отказа в зачислении в школу, организации зачисления в общеобразовательное учреждение г. Москвы, признании незаконным бездействия в части необеспечения доступа несовершеннолетнего к общему среднему образованию, непринятии мер реагирования в связи с заявлением от 05.03.2018 г., по апелляционной жалобе представителя административного истца К. Б. М. по доверенности К. М. на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 15 июня 2018 года об отказе в удовлетворении требований,

установила:

К. Б. М. обратился в суд с административным иском к Департаменту образования г. Москвы, директору ГБОУ «Школа № 1359», в котором просил признать незаконным отказ в зачислении его сына К. Б. Б. в ГБОУ «Школа № 1359», организовать зачисление несовершеннолетнего К. Б. Б. в общеобразовательное учреждение г. Москвы, признать незаконным бездействие Департамента образования г. Москвы, указывая на необеспечение несовершеннолетнему К. Б. Б. доступа к общему среднему образованию и непринятие мер реагирования в связи с заявлением от 05.03.2018 г.

Решением Кузьминского районного суда г. Москвы от 15 июня 2018 года постановлено: «В удовлетворении иска К. Б. М. к Департаменту образования г. Москвы, директору ГБОУ «Школа № 1359» о признании незаконным отказа в зачислении в школу, организации зачисления в общеобразовательное учреждение г. Москвы, признании незаконным бездействия в части необеспечения доступа несовершеннолетнего к общему среднему образованию, непринятия мер реагирования в связи с заявлением от 05.03.2018 г. отказать».

В апелляционной жалобе представитель административного истца по доверенности К. М. просит об отмене данного судебного акта как незаконного, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушении норм материального и процессуального права.

Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного ответчика Департамента образования города Москвы представлены возражения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, выслушав возражения представителей административных ответчиков Департамента образования города Москвы по доверенности П. и ГБОУ «Школа № 1359» по доверенностям М. и Б., полагавших решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца и его представителя, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.

Так, из административного искового заявления К. Б. М. следует, что, оспаривая действия (бездействие) административных ответчиков, заявитель указывал на то, что 26.02.2018 г. он подал заявление о зачислении его ребенка в ГБОУ «Школа № 1359», в рассмотрении которого отказано без достаточных к тому оснований, место ребенку в школе не предоставлено; его заявления о зачислении ребенка в другие школы также были оставлены без удовлетворения со ссылкой на отсутствие свободных мест; ребенок в образовательное учреждение не устроен, чем нарушены конституционные права несовершеннолетнего.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права, административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ); указанной совокупности обстоятельств в рассматриваемом деле не установлено.

Названные суждения суда признаются судебной коллегией, подробного исследовавшей материалы дела и представленные сторонами доказательства, оценившей доводы сторон по существу спора правильными, соответствующими закону и фактическим обстоятельствам.

Так применительно к части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что К. Б. М. и его несовершеннолетний сын К. Б. Б., <___> года рождения, являются гражданами Республики Узбекистан; с 24 января 2018 года в отношении административного истца и двух его несовершеннолетних детей рассматривается компетентными органами вопрос о предоставлении им временного убежища на территории Российской Федерации, о чем заявителю выдана соответствующая справка.

21.02.2018 года в Комплексной информационной системе «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» (далее – КИС «ГУСОЭВ») административным истцом было подано заявление о приеме в 10 класс ГБОУ «Школа № 1359» К. Бахрулло Бахтиера угли, **.**.**** года рождения; заявлению присвоен номер 4500 0014 4146 4062.

26.02.2018 в КИС «ГУСОЭВ» административным истцом было подано новое заявление, в котором К. Б. М. просил о приеме в 9 класс ГБОУ Школа № 1359 К. Бахрулло Бахтиера угли, **.**.**** года рождения; заявлению присвоен номер 4500 0014 4242 4442; в образовательное учреждение заявителем представлены имеющиеся у него документы, ознакомившись с которыми в рассмотрении заявления о приеме в школу отказано; 28 февраля 2018 года заявление аннулировано в системе.

Не согласившись с этим, административный истец подал жалобы в Кузьминскую межрайонную прокуратуру о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения права на образование, выразившемся в незачислении его ребенка в образовательную организацию.

По результатам прокурорской проверки нарушений действующего законодательства в действиях ГБОУ Школы № 1359 не установлено.

05.03.2018 года К. Б. М. обратился с жалобой в Департамент образования города Москвы (далее – Департамент) на действия администрации ГБОУ «Школа № 1359» с требованием оказать содействие в поступлении его сына в указанную образовательную организацию.

Данное обращение рассмотрено Департаментом, 10.04.2018 административному истцу был дан письменный ответ (№ 01-55/02-3835/18), в котором сообщено об отсутствии активных электронных заявлений К. Б. М. о приеме его ребенка в образовательную организацию города Москвы. При этом заявителю был разъяснен порядок обращения с заявлением о приеме в образовательную организацию города Москвы через КИС «ГУСОЭВ».

Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Согласно статье 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

Как предусмотрено в статье 67 Закона об образовании, правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 2); правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3); в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).

Непосредственно прием граждан в образовательные организации, реализующие основные образовательные программы общего образования, на территории Российской Федерации, в том числе города Москвы, регламентируется Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 № 32, которым предусмотрено, что прием в образовательные организации осуществляется по заявительному принципу, обеспечивающему приоритетное зачисление лиц, проживающих на территории, за которой закреплена конкретная общеобразовательная организация; гражданину может быть отказано в приеме в образовательную организацию при отсутствии свободных мест в конкретной образовательной организации. При этом, кроме заявления необходимо предъявление соответствующих документов, перечень которых определен в пункте 9 указанного Порядка, включающий в том числе документы, в том числе подтверждающие право на пребывание в Российской Федерации и сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, в частности, на закрепленной территории.

В соответствии с пунктом 5 Порядка в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

В целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на основании Постановления Правительства Москвы от 10.07.2013 № 447-ПП создана Комплексная информационная система «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» (КИС «ГУСОЭВ»).

Зачисление детей в образовательные организации города Москвы осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей), зарегистрировавших электронное заявление в автоматизированной информационной системе с использованием Портала (www.mos.ru), при предъявлении в образовательную организацию документов, определенных вышеназванным порядком и подтверждающих сведения, указанные в заявлении.

При подаче заявителем электронного заявления на сайт mos.ru в автоматическом режиме с помощью межведомственного электронного взаимодействия осуществляется проверка сведений, указанных в электронном заявлении. Если данные не подтверждены в ходе межведомственной проверки, заявитель информируется о необходимости предоставить документы, подтверждающие указанные сведения, в течение 20 календарных дней. Заявление регистрируется в электронном реестре заявлений после подтверждения указанных сведений.

КИС «ГУСОЭВ» является государственной информационной системой города Москвы, предназначенной для предоставления услуг в сфере образования и исполнения государственных функций в сфере образования, в том числе в электронной форме. Государственная информационная система города Москвы функционирует в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.

КИС «ГУСОЭВ» обеспечивает прием и обработку запросов (заявлений) о предоставлении услуг в сфере образования и автоматически выстраивает очередность детей в электронном виде с учетом их возраста, приоритетов и имеющихся льгот.

В КИС «ГУСОЭВ» регистрируются электронные заявления на детей, зарегистрированных органами регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания на территории города Москвы.

Заявление регистрируется родителями самостоятельно на сайте mos.ru в разделе «Услуги и сервисы» (https://www.mos.ru/serviees).

Согласно статье 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. Прием обучающихся в образовательную организацию, формирование структуры, контингента обучающихся относится к компетенции образовательной организации.

Наряду с этим, статьей 33 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 10, 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено право граждан на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, а также то, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения с подготовкой ответа по существу поставленных вопросов.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не усматривает незаконных решений, действий (бездействия) административных ответчиков, напротив, полагая, что последние в рассматриваемых правоотношениях действовали без нарушения прав и интересов административного истца, его несовершеннолетнего сына, в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с нормативными правовыми актами; оснований полагать, что административными ответчиками нарушено право на образование, иным образом созданы препятствия к его осуществлению, не имеется; на момент рассмотрения обращения заявителя в Департамент образования города Москвы активные заявления о зачислении ребенка в образовательную организацию города Москвы отсутствовали, в связи с чем указанное обращение рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; заявителю направлен письменный ответ по существу изложенных в обращении вопросов, подробно разъяснены вопросы приема в образовательную организацию; реализация права на образование носит заявительный порядок, от действий (бездействия) административных ответчиков не зависит, истец не лишен возможности в установленном порядке обратиться по данному вопросу в установленном порядке; по информации, содержащейся в Комплексной информационной системе «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде», ребенок истца не был зачислен в выбранную им образовательную организацию в связи с отсутствием свободных мест в ГБОУ «Школа № 1359»; оснований полагать такой отказ незаконным не имеется, он соответствует п. 5 Порядка приема граждан, в том числе иностранных, на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования и ч. 4 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании», которые устанавливают, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест; заявление административного истца от 26 февраля 2018 года рассмотрено в установленном законом порядке, заявителю дан ответ о невозможности принятия в образовательное учреждение.

При таких данных, вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований представляется судебной коллегии правомерным, он соответствует требованиям статьи 227 КАС РФ. Обращения в Департамент образования г. Москвы содержали по сути доводы о несогласии с действиями и бездействием образовательных организаций и фактически являлись жалобами, которые были рассмотрены в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; административному истцу разъяснили порядок обращения с заявлением о приеме в образовательную организацию, необходимости предоставления соответствующих документов, в том числе подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации и сведений о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории. Таким образом, доводы о незаконном бездействии обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Решение суда основано на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям норм материального права, принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела (часть 9 статьи 226 КАС РФ), и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, правовая оценка которым дана в их совокупности, по правилам статьи 84 КАС РФ и является надлежащей; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется; они, по сути, повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в суде первой инстанции и направлены на переоценку доказательств и правильно установленных по делу фактических обстоятельств; при этом, не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по данным требованиям по существу, влияли бы на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, либо опровергали выводы суда.

Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, незаконных, нарушающих права заявителя и его несовершеннолетнего сына, действий (бездействия) административных ответчиков в ходе судебного разбирательства не установлено; доводы об обратном основаны на неправильном (избирательном) толковании закона, ошибочном понимании сути рассматриваемых правоотношений.

Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.

Никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции из материалов дела не усматривается, а правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют; доводы административного истца о причинах отказа в приеме ребенка в школу, противоречащих законодательству и не предусмотренных Законом об образовании, своего объективного подтверждения не нашли.

При таких данных, судебное решение должно быть оставлено без изменения, а апелляционная жалоба подлежит отклонению в связи с ее необоснованностью; по изученным материалам административного дела, в том числе исходя из доводов апелляционной жалобы, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 309 – 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 15 июня 2018 года оставить без изменения, Апелляционную жалобу представителя административного истца К. Б. М. по доверенности К. М. – без удовлетворения.

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно