Курс ЦБ на 13 мая 2024 года
EUR: 98.9461 USD: 91.8239 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 24.04.2018 по делу № 33аа-484/2018

Судья Камынина Н. Д.

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Строчкиной Е. А.,
судей Брянского В. Ю., Болотовой Л. А.,
при секретаре Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе министерства образования и молодежной политики Ставропольского края на Решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 7 декабря 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города-курорта Кисловодска к администрации города-курорта Кисловодска, управлению образования администрации города-курорта Кисловодска, министерству образования и молодежной политики Ставропольского края о признании незаконным бездействия по несоблюдению требований законодательства по антитеррористической защищенности и технической укрепленности муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений, обязании привести муниципальные дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения города Кисловодска в соответствие с требованиями законодательства о противодействии терроризму в Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Брянского В. Ю., выслушав выступление участников процесса, судебная коллегия

установила:

прокурор города-курорта Кисловодска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации города-курорта Кисловодска, управлению образования администрации города-курорта Кисловодска, министерству образования и молодежной политики Ставропольского края о признании незаконным бездействия по несоблюдению требований законодательства по антитеррористической защищенности и технической укрепленности муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений, обязании привести муниципальные дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения города Кисловодска в соответствие с требованиями законодательства о противодействии терроризму в Российской Федерации.

В обоснование административного иска административный истец указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой города, установлено, что сотрудниками ОМВД России по городу Ктсловодску проведены обследования муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений, в ходе которой выявлены факты нарушения пунктов 2, 15 статьи 28, пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 1 части 13 статьи 30 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Системы видеонаблюдения территории и помещения учреждения отсутствуют в муниципальных образовательных учреждениях «Детский сад № 1, 2 (не в полной мере), 4.8.14, 15, 18, 25».

Система контроля доступа в учреждение отсутствует в МКОУ «Детский сад № 1, 2, 3, 4, 5, 8, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 31 и средних образовательных учреждениях № 1, 2, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 19.

Ограждения требуют замены, поскольку на них имеются существенные повреждения, способствующие проникновению посторонних лиц на территории средних общеобразовательных учреждений № 2, 10, 15 (отсутствуют частично), № 17 (отсутствует полностью).

Освещение по периметру учреждений отсутствует в СОШ № 7, 9, 10, 19, а также в дошкольных учреждениях № 3, 15, 25.

Указанные нарушения законов влекут за собой существенное снижение антитеррористической защищенности образовательных учреждений, и создают предпосылки для беспрепятственного проникновения посторонних лиц на территории и в здания образовательных учреждений.

Исполнение вышеуказанных требований законов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений, поскольку выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Исполнение нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью и органов местного самоуправления, которые должны финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, в том числе установку систем наблюдения и систем контроля доступа в образовательных учреждениях.

В марте 2016 года комиссией в составе сотрудников Кисловодского отдела УФСБ России по городу Кисловодску, отдела МВД России по городу Кисловодску, ОВО по городу Кисловодску – филиала ФГКУ УВО ГУ МВД России по Ставропольскому краю, МКУ «Центр по ЧС и ГО» города Кисловодска проводились обследования муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений, в ходе которых на 24 объектах выявлены факты нарушения законодательства, в связи с чем в адрес управления образования администрации города – курорта Кисловодска выносилось предписание об устранении аналогичных нарушений, однако до настоящего времени нарушения не устранены.

Административный истец просил суд: признать незаконным бездействие управления образования администрации города – курорта Кисловодска Ставропольского края по несоблюдению требований законодательства об антитеррористической защищенности и технической укрепленности муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений;

обязать управления образования администрации города – курорта Кисловодска Ставропольского края привести муниципальные дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения города – курорта Кисловодска в соответствие с требованиями законодательства о противодействии терроризму в Российской Федерации, а именно: обеспечить системой видеонаблюдения территории и помещений дошкольных образовательных учреждений детские сады № 1, 2, 4, 8, 14, 15, 18, 25; обеспечить системой контроля доступа дошкольные образовательные учреждения детские сады № 1, 2, 3, 4, 5, 8, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 31 и средние общеобразовательные учреждения № 1, 2, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 19;

произвести ограждения в соответствие с требованиями законодательства о противодействии терроризму в Российской Федерации, обеспечить недопущение проникновения посторонних лиц на территории средних общеобразовательных учреждений № 2, 10, 15, 17;

произвести работы по обеспечению освещением по периметру средних общеобразовательных учреждений № 7, 9, 10, 19, а также территории дошкольных учреждений № 3, 15, 25.

Решением Кисловодского городского суда Ставропольского края от 7 декабря 2017 года административное исковое заявление удовлетворено частично.

Признано незаконным бездействие администрации города-курорта Кисловодска, управления образования администрации города-курорта Кисловодска, министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, выразившееся в несоблюдении требования законодательства об антитеррористической защищенности и технической укрепленности муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений;

на администрацию города-курорта Кисловодска, управление образования администрации города-курорта Кисловодска возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу: обеспечить Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Солнышко» системой наблюдения территории и помещений и системой контроля доступа вход в учреждение; обеспечить Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 города-курорта Кисловодска системой видеонаблюдения территории и помещений и системой контроля доступа вход в учреждение; обеспечить Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 города-курорта Кисловодска системой контроля доступа вход в учреждение; обеспечить Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Орленок» системой контроля доступа вход в учреждение; обеспечить Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 города-курорта Кисловодска системой видеонаблюдения территории и помещений и системой контроля доступа вход в учреждение; обеспечить Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное дне детский сад № 15 города-курорта Кисловодска системой видеонаблюдения территории и помещений, системой контроля доступа вход в учреждение, провести работы по обеспечению ограждением по периметру учреждения; обеспечить Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Виктория» № 16» системой контроля доступа вход в учреждение; обеспечить Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей № 18» города-курорта Кисловодска системой видеонаблюдения территории и помещений, системой контроля доступа вход в учреждение; обеспечить Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19 города-курорта Кисловодска системой контроля доступа вход в учреждение; обеспечить Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 20 системой контроля доступа в учреждение; обеспечить Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 города-курорта Кисловодска системой контроля доступа вход в учреждение; обеспечить Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников № 23 города-курорта Кисловодска системой контроля доступа вход в учреждение; обеспечить Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № 25» города – курорта Кисловодска системой видеонаблюдения территории и помещений, системой контроля доступа вход в учреждение, провести работы по обеспечению освещением по периметру учреждения; обеспечить Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» города-курорта Кисловодска системой контроля доступа вход в учреждение; обеспечить Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразова-тельная школа с углубленным изучением английского языка № 2» города-курорта Кисловодска системой контроля доступа вход в учреждение; обеспечить Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4» города-курорта Кисловодска системой контроля доступа вход в учреждение; обеспечить МКОУ СОШ № 7 системой контроля доступа вход в учреждение, провести работы по обеспечению освещением по периметру учреждения; обеспечить Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8» города-курорта Кисловодска системой контроля доступа вход в учреждение; обеспечить Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа № 9» города-курорта Кисловодска системой контроля доступа вход в учреждение; обеспечить Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средгяя общеобразовательная школа № 10 города-курорта Кисловодска системой контроля доступа вход в учреждение, провести работы по обеспечению освещением по периметру учреждения, установить ограждение по периметру территории учреждения; обеспечить Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразователь-ная школа № 12» города-курорта Кисловодска системой с контроля доступа вход в учреждение; обеспечить Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» города-курорта Кисловодска системой контроля доступа вход в учреждение; обеспечить Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 15» города-курорта Кисловодска системой контроля доступа вход в учреждение, установить ограждение по периметру территории учреждения; обеспечить Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 города-курорта Кисловодска системой контроля доступа вход в учреждение; установить ограждение по периметру территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразователь-ная школа № 17» города-курорта Кисловодска; обеспечить Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 19 города-курорта Кисловодска системой контроля доступа вход в учреждение; обеспечить Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 2» города-курорта Кисловодска системой видеонаблюдения территории и помещений, системой контроля доступа вход в учреждение, установить недостающую часть ограждения по периметру территории учреждения; обеспечить Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования» города Кисловодска системой видеонаблюдения территории и помещений, системой контроля доступа вход в учреждение;

на министерство образования и молодежной политики Ставропольского края возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу: обеспечить государственное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 3 «Крепыш» системой контроля доступа вход в учреждение; обеспечить государственное казенное Учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 31» системой контроля доступа вход в учреждение;

отказано в удовлетворении административных исковых требований об обязании обеспечить Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Орленок» системой видеонаблюдения территории, об установлении по периметру территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования» города Кисловодска ограждения, об обязании провести работы по обеспечению освещением по периметру территории Муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназия № 19 города-курорта Кисловодска, об обязании провести работы по обеспечению освещением по периметру территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразователь-ная школа № 9;

отказано в удовлетворении административных исковых требований к министерству образования и молодежной политики Ставропольского края об обязании провести работы по обеспечению освещением по периметру территории государственного казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 3 «Крепыш».

Не согласившись с решением суда, представитель министерства образования и молодежной политики Ставропольского края П. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в части обязания министерства в течение шести месяцев со дня вступлении решения суда в законную силу обеспечить государственное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 3 «Крепыш» и государственное казенное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 31» системой контроля доступа входа в учреждение, отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Считает решение суда незаконным, необоснованным в связи с нарушением судом норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает, что ГКУ «Детский дом № 31» не является образовательной организацией в силу положений закона и Устава учреждения и не могло быть предметом проверки ОМВД России по городу Кисловодску о соблюдении требования законодательства об антитеррористической защищенности. В связи с чем, полагает, что результаты проверки не могут служить основанием для обращения в суд и доказательством по делу. Решение суда об обязании министерства обеспечить ГКДОУ № 3 «Крепыш» и ГКУ «Детский дом № 31» системами контроля доступа противоречит положениям постановления Правительства Ставропольского края № 376-п и № 421-п, поскольку предполагает не только финансирование, но и проведение соответствующих процедур в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключения гражданско – правовых договоров на установку указанных систем и иных мероприятий. Полномочия на ведение в интересах подведомственных организаций вышеназванных действий, за исключением финансирования в соответствии с бюджетной сметой, у министерства отсутствуют.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора города Кисловодска Дворовенко Д. В. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения. Указывает, что в полномочия министерства образования и молодежной политики Ставропольского края относительно подведомственных ему учреждений входит, в том числе, составление и утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности. Однако в план финансово-хозяйственной деятельности государственного казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 3 «Крепыш» и государственного казенного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 31» не включены мероприятия по обеспечению данных учреждений системой контроля доступа, как того требует законодательство.

Представители администрации города Кисловодска, управления образования администрации города Кисловодска, муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений города Кисловодска в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст. 150, 307 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя министерства образования и молодежной политики Ставропольского края П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкину И. В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности являются приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

В силу статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной пасти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы сетного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Статьей 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

На основании пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Из пункта 1, статьи 31 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

В пункте 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что к организации, осуществляющей образовательную деятельность относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации.

На основании пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, а также органа местного самоуправления, как субъекты антитеррористической деятельности, обеспечивающие финансирование образовательный учреждений.

В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Исходя из требований пункта 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189, территория образовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

Требованиями пунктов 3.1 и 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года, установлено, что территория дошкольной организации должна быть по периметру ограждена забором и озеленена. Территория дошкольной организации должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на уровне земли должен быть не менее 10 лк.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона России № 635/10 от 29 декабря 2011 года, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Из приложения «В» к Своду правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Выполнение обязанности по обеспечению учреждений системой видеонаблюдения территории и помещений, системой контроля доступа вход в учреждение, установление ограждения и освещения по периметру учреждения направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 31 марта 2016 года прокурором города Кисловодска начальнику управления образования администрации города-курорта Кисловодска выдано предписание об устранении выявленных нарушений и принятии мер по устранению выявленных нарушений закона, а именно необходимо было в дошкольных и общеобразовательных учреждениях установить системы видеонаблюдения, системы контроля доступа в учреждение, установить ограждения и освещене по периметру территории учреждений.

Из сообщения начальника ОМВД России по городу Кисловодску на имя прокурора города Кисловодска следует, что в МКДОУ ДС № 1 отсутствуют камеры видеонаблюдения, системы контроля доступа; в ГКДОУ ДС № 3 отсутствует освещение территории школы, системы контроля доступа; в МКОУ ДС № 4 отсутствуют камеры видеонаблюдения, системы контроля доступа; в МКОУ ДС № 5 отсутствуют системы контроля доступа; в МКОУ ДС № 8 отсутствуют камеры видеонаблюдения, системы контроля доступа; в МКДОУ ДС № 14 отсутствуют камеры видеонаблюдения, системы контроля доступа; МКДОУ ДС № 15 отсутствуют камеры видеонаблюдения, системы контроля доступа, наружное освещение территории; в МКДОУ ДС № 16 отсутствуют системы контроля доступа; в МКДОУ ДС № 18 отсутствуют камеры видеонаблюдения, системы контроля доступа; в МКДОУ ДС № 19 отсутствуют системы контроля доступа; в МКДОУ ДС № 20 отсутствуют системы контроля доступа; в МКДОУ ДС № 22 отсутствуют системы контроля доступа; в МКДОУ ДС № 23 отсутствуют системы контроля доступа; в МКДОУ ДС № 25 отсутствуют системы контроля доступа, камеры видеонаблюдения, наружное освещение территории; в ГКООУ ДС № 31 отсутствуют системы контроля доступа; в МКОУ СОШ № 1 отсутствуют системы контроля доступа; в МБОУ СОШ № 2 по периметру учреждения в ограждении имеются повреждения, которые могут способствовать беспрепятственному проникновению на территорию школы посторонних лиц, недостаточное оснащение камерами видеонаблюдения, отсутствуют системы контроля доступа; в МБОУ Лицей № 4 отсутствуют системы контроля доступа; в МКОУ СОШ № 7 отсутствуют системы контроля доступа, отсутствует наружное освещение территории; в МБОУ Лицей № 8 отсутствуют системы контроля доступа; в СОШ № 9 отсутствуют системы контроля доступа, отсутствует наружное освещение территории; в МБОУ СОШ № 10 отсутствуют системы контроля доступа, наружное видеонаблюдение и освещение территории, частично отсутствует ограждение; в МБОУ СОШ № 12 недостаточное оснащение камерами наблюдения; в МБОУ СОШ № 14 отсутствуют системы контроля доступа, камеры видеонаблюдения; в МБОУ СОШ № 15 отсутствуют системы контроля доступа, частично отсутствует ограждение; в МБОУ СОШ № 16 отсутствуют системы контроля доступа; в МБОУ СОШ № 17 по периметру учреждения отсутствует ограждение; в МБОУ Гимназия № 19 отсутствуют системы контроля доступа, наружное освещение территории; в МБОУ НШДС № 2 по периметру учреждения отсутствует ограждение, системы контроля доступа, недостаточное оснащение камерами видеонаблюдения; в МБО ЦО недостаточное оснащение камерами видеонаблюдения, по периметру учреждения отсутствует ограждение, системы контроля доступа.

Бездействие администрации города-курорта Кисловодска и Управления образования города-курорта Кисловодска в области антитеррористический защищенности образовательных учреждений подтверждается актами проверок готовности организации, осуществляющей образовательную деятельность, к новому 2017 – 2018 году.

Из паспорта безопасности места с массовым пребыванием людей следует, что в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 10» города-курорта Кисловодска отсутствует система контроля доступа входа в учреждение, освещение по периметру учреждения, ограждение установлено по периметру территории учреждения частично.

Факт отсутствия в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 15» города-курорта Кисловодска системы контроля доступа на входе в учреждение, ограждения по периметру территории учреждения подтверждается показаниями директора школы в судебном заседании суда первой инстанции.

Доказательств подтверждающих, что в МБОУ СОШ № 1, 14, МКОУ СОШ № 16 установлена система контроля доступа на входе в учреждение, а также, что территория МБОУ СОШ № 17 имеет ограждение по периметру, не представлено.

Доказательств того, что в МКОУ СОШ № 7 вход в учреждение обеспечен системой контроля доступа, территория учреждения обеспечена освещением по периметру, также не представлено. Паспорт безопасности массового пребывания людей от 18 февраля 2016 года не опровергает наличие нарушений, выявленных в августе 2017 года.

Отсутствие системы видеонаблюдения, системы контроля доступа на входе в учреждения, ограждения и освещение по периметру территории учреждений подтверждается приложением к Письму начальника Управления образования администрации города-курорта Кисловодска от 28 августа 2017 года на имя главы города Кисловодска о потребности средств, необходимых на обеспечение антитеррористической безопасности в учреждениях образования города – курорта Кисловодска.

Согласно Уставов МБДОУ д/с № 1 «Солнышко», МБДОУ Детский сад № 4, МБОУ ДС № 5, МБДОУ ЦРР д/с № 8 «Орленок», МБДОУ Детский сад № 14, МБДОУ ДС № 15, МБДОУ Детский сад № 16 «Виктория», МБДОУ детский сад № 18, МБДОУ детский сад № 19 «Дельфин», МБДОУ Д/с № 20, МБДОУ Детский сад № 22, МБДОУ д/с № 23, МБДОУ № 25, МБОУ «НШДС № 2», МБОУ СОШ № 1, МБОУ «СОШ № 2», Лицей № 4, МКОУ СОШ № 7, МБОУ Лицей № 8, МБОУ СОШ № 9, МКОУ СОШ № 10, МБОУ СОШ № 12, МБОУ СОШ № 14, МБОУ СОШ № 15, МКОУ СОШ № 16, МБОУ СОШ № 17, МБОУ Гимназия № 19, МБОУ «Центр Образования», утвержденным постановлениями администрации города-курорта Кисловодска, учредителем и собственником имущества учреждений является муниципальное образование городской округ город-курорт Кисловодск. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования городского округа города – курорта Кисловодска осуществляет администрация города-курорта Кисловодска. Главным распорядителем бюджетных средств, органом администрации города-курорта Кисловодска, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения является управление образования администрации города-курорта Кисловодска.

Таким образом, обязанность по устранению выявленных недостатков возложена на управление образования администрации города Кисловодска и на администрацию города Кисловодска, как орган местного самоуправления, субъект антитеррористической деятельности, обеспечивающий финанси-рование учреждений.

Согласно актов проверки, подписанных комиссией, территория гимназии № 19 по периметру учреждения оборудована наружным электрическим освещением; МБДОУ ЦРР д/с № 8 «Орленок» оборудовано системой видеонаблюдения территории, МБОУ «Центр образования» оборудовано по периметру учреждения ограждением, МБОУ СОШ № 9 имеет шесть точек освещения. Доказательств не соответствия установленного по периметру освещения не нормам СанПин не представлено.

Из пункта 2.1 Устава государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 31», утвержденного Приказом министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 30 декабря 2016 года № 1481-пр, следует, что предметом деятельности учреждения является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного образования в интересах человека, семьи, общества и государства.

ГКУ Детский дом № 31 является организацией, осуществляющей обучение.

Из акта проверки готовности организации, осуществляющей образовательную деятельность, к новому 2017 – 2018 году следует, что в государственном казенном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 31» отсутствует система контроля доступа входа в учреждение. Доказательств, подтверждающих наличие данной системы, не представлено.

Согласно акту проверки готовности организации, осуществляющей образовательную деятельность, к новому 2017 – 2018 году государственное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 3 «Крепыш» не имеет систему контроля доступа входа в учреждение, территория учреждения оборудована наружным освещением. Доказательств, подтверждающих наличие систем контроля доступа входа в учреждение, не представлено.

В соответствии с пунктом 1.7 Устава государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 31», утвержденного Приказом министерства образования и молодежной Ставропольского края от 30 декабря 2016 года № 1481-пр, и пунктом 1.4 Устава государственного казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Крепыш» учредителем, собственником имущества является Ставропольский край, функции и полномочия учредителя осуществляет министерство образования и молодежной политики Ставропольского края.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований.

Судебная коллегия полагает, что судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, и направлены на иное толкование норм права, не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 308 – 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 7 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно