Сегодня 16 февраля 2019 года
Call center
Онлайн консультант
(499) 921-02-35
с 8:30 до 17:30

Решение ВАС РФ от 17.09.2012 № ВАС-9586/12

Не нашли документ?

Ресурсоснабжающая организация (поставщик газа) обратилась в суд с заявлением о признании недействующим п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1. Напомним, что согласно оспариваемому пункту в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах. Так вот, представитель поставщика газа указал, что право на ограничение и прекращение поставки газа установлено ст. 12, п. 5 ст. 486, ст. 523, п. 1 ст. 546 ГК РФ, ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» и п. 34 Правил поставки газа в РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162). Если обобщить, поставщик газа, основываясь на перечисленных нормах, считал, что при нарушении платежной дисциплины он вправе приостановить подачу ресурса любому потребителю (в одностороннем порядке), а оспариваемая норма предъявляет дополнительные требования к реализации права поставщика на ограничение (прекращение) поставки газа, чем ограничивает свободу его экономической деятельности. Забегая вперед, отметим, что суд оставил заявление поставщика газа без удовлетворения, аргументировав свое решение следующим образом.

По смыслу оспариваемого пункта организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, которые подключены к ее сетям и своевременно оплачивают используемые топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. Отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы путем заключения соответствующих соглашений между РСО и организациями-потребителями. Инициатива оформления таких соглашений и ответственность за необеспечение подачи добросовестным абонентам топливно-энергетических ресурсов в данном случае лежит именно на организации-потребителе как на компании, располагающей сведениями о таких абонентах и их численности.

Наличие соглашения является обязательным и должно предшествовать прекращению подачи газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов (в частности, на получение коммунальных услуг).

Такое соглашение носит гражданско-правовой характер, и его следует рассматривать как изменение сторонами условий ранее заключенного договора поставки в части определения объемов и сроков поставки энергоресурса, правовое регулирование которого предусмотрено гл. 29 ГК РФ (ст. 450453).

Здесь будет нелишним напомнить об Обзоре ВС РФ по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей (утвержден 01.02.2012), в который вошло и Определение от 20.12.2011 № 86-Впр11-6 относительно признания незаконными действий по прекращению энергоснабжения и газоснабжения котельных. Содержание данного судебного акта позволяет более полно раскрыть значимость п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов. В упомянутом определении судьи отметили, что положения действующего законодательства допускают возможность приостановления и прекращения подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям в том случае, если таковыми являются юридические лица. Однако, чтобы при реализации данного права РСО не нарушали прав других субъектов, и была введена оспариваемая норма как механизм защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате используемых топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с РСО. Ведь согласно Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласитесь, действия РСО по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие используемые топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг. Тем временем в силу ст. 3 ЖК РФ добросовестный потребитель не может быть ограничен в праве на получение коммунальных услуг.

На РСО в данном вопросе лежит повышенная ответственность. Даже если организация-потребитель не обратилась с предложением заключить указанное соглашение и подача ресурса была приостановлена, впоследствии, при возникновении судебных разбирательств, обязательно будет исследоваться факт принятия со стороны РСО посильных мер, направленных на заключение данных соглашений, в целях защиты интересов конечных потребителей независимо от того, имелась ли у РСО соответствующая информация.

Комментарии (0)