Сегодня 23 февраля 2019 года
Call center
Онлайн-консультант
(499) 921-02-35
с 8:30 до 17:30

Письмо Минфина РФ от 04.06.2012 № 03-03-06/4/58

Не нашли документ?

В данном письме разъясняется содержание нормы пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, введенной в действие с 01.01.2012 Федеральным законом от 16.11.2011 № 320-ФЗ. Она гласит, что средствами целевого финансирования являются средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Следует признать, что с момента вступления в силу данного положения у налогоплательщиков появилось много вопросов по его применению.

Во-первых, практически всех смущает щедрость законодателя, который «вывел» из-под обложения налогом на прибыль ремонт общего имущества, оплачиваемый не только из бюджетных средств, но и самими собственниками. Однако, по мнению редакции, здесь нет никакой сенсации. Дело в том, что бюджетное финансирование капитального ремонта представляет собой компенсацию затрат на его проведение, которую государство предоставляет именно собственникам помещений, а отнюдь не управляющим организациям и ТСЖ. Мы не раз писали об этом на страницах журнала и приводили примеры из арбитражной практики. Поэтому УК и ТСЖ, получая в установленном порядке бюджетное финансирование капитального ремонта, в сущности, получают средства собственников и при этом не облагают их налогом на прибыль, правда, руководствуясь другим абзацем пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Во-вторых, многие усомнились в том, что законодатель действительно решил предоставить УК и ТСЖ налоговую льготу в отношении доходов в части стоимости работ не только по капитальному ремонту МКД, но и по его текущему ремонту. Однако буквальное прочтение пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, процитированного выше, позволяет сделать вывод, что финансирование любого ремонта (текущего или капитального) признается целевым, конечно, при выполнении требования об организации раздельного учета соответствующих поступлений. Кстати, в письме уточняется, что раздельный учет нужно обеспечить уже на дату поступления средств собственников.

В-третьих, все еще есть налогоплательщики, которые считают, что средства собственников, полученные на финансирование ремонта, не подлежат налогообложению на дату их получения, а вот по факту сдачи работ в установленном порядке появляются доходы от реализации в соответствующей сумме, которые все равно придется включить в расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Редакция журнала считает подобное мнение ошибочным. Так, из системного анализа ст. 247251 НК РФ следует, что в расчет налоговой базы включаются доходы от реализации. Тем временем ст. 251 НК РФ называет конкретные доходы, которые не подлежат налогообложению. В силу формулировок закона таковыми являются средства, полученные на…, а не доходы, полученные от… Однако это не дает достаточных оснований считать, что УК и ТСЖ в процессе выполнения ремонта и его финансирования дважды получают доход от одной и той же операции: в первый раз – на дату получения средств (но в силу прямого указания закона они не включают их в расчет налога), а во второй – на дату реализации работ. Это звучит весьма абсурдно, хотя осторожность налогоплательщиков понятна, так как цена вопроса очень велика. Тем не менее рекомендуем воздержаться от столь расширительного толкования названных статей НК РФ и следовать букве закона, которая позволяет не облагать налогом на прибыль все средства собственников, поступающие УК и ТСЖ на проведение любого ремонта (текущего или капитального).

Комментарии (0)