Сегодня 22 февраля 2019 года
Call center
Онлайн-консультант
(499) 921-02-35
с 8:30 до 17:30

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ

Не нашли документ?

Этим законом, вступившим в силу 01.01.2014, регулируются отношения, возникающие в связи:

– с проведением специальной оценки условий труда (такая оценка теперь будет проводиться вместо аттестации рабочих мест по условиям труда);
– с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Пенсионный фонд в Информации «Об изменениях для плательщиков страховых взносов в 2014 году» указал, что основной целью комментируемого закона является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР и механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций, а также формирование комплекса мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

Законом установлены переходные положения. Если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения аттестации, если только не возникнет необходимость в проведении внеплановой специальной оценки. В то же время работодатель вправе провести специальную оценку до истечения действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест.

В связи с принятием закона о специальной оценке условий труда Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ (также вступил в силу 01.01.2014) внесены изменения в другие законодательные акты РФ. В частности, на основании изменений, внесенных в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в зависимости от результатов специальной оценки условий труда, класса условий труда нужно применять следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР:

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Размер дополнительного тарифа страхового взноса

Опасный

4

8%

Вредный

3.4

7%

3.3

6%

3.2

4%

3.1

2%

Допустимый

2

0%

Оптимальный

1

0%

Напомним: дополнительный тариф введен для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (когда сотрудники заняты на работах, указанных в пп. 1 – 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Внесены соответствующие изменения и в Трудовой кодекс. Обратим внимание на ст. 117 ТК РФ в новой редакции, где теперь указано, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительная такого отпуска теперь прописана в Трудовом кодексе и составляет 7 календарных дней.

На основании обновленной ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Размер повышения должен составлять как минимум 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Еще один момент: нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда – административно наказуемое деяние (ст. 14.54 КоАП РФ). Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 20 000 до 30 000 руб., а юридические лица – на сумму от 70 000 до 100 000 руб. При повторном привлечении к ответственности должностных лиц ожидает штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от года до трех лет, юридических лиц – штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Комментарии (0)