Сегодня 19 февраля 2019 года
Call center
Онлайн-консультант
(499) 921-02-35
с 8:30 до 17:30

Письмо Минфина РФ от 09.01.2013 № 07-02-18/01

Не нашли документ?

Документ содержит рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год. Его положения небесполезны для бухгалтеров компаний, составляющих финансовую отчетность, которую проверяют аудиторы.

Правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций установлены в стандарте – ПБУ 18/02. В нем определена взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и налоговой базы по налогу на прибыль. Данные показатели «сводятся» путем формирования отложенных налогов (постоянных налоговых обязательств и активов) по разницам между доходами и расходами в бухучете и налоговом учете (так называемый национальный подход). Между тем ПБУ 18/02 не содержит ограничений по применению метода сравнения балансовой стоимости активов и обязательств с их налоговой базой при использовании МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль». Так, в соответствии с ПБУ 18/02 в аналитическом учете временные разницы учитываются дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых возникла временная разница. Другой вопрос, что по балансу сложнее искать разницы, чем по отчету о прибылях и убытках (о финансовых результатах).

Не менее сложным и актуальным для компаний, делающих капитальные вложения, является вопрос представления информации об оценочных обязательствах на демонтаж и утилизацию объекта основных средств и восстановление окружающей среды. Такие затраты являются иными, включаемыми в первоначальную стоимость основных средств. Сумма соответствующих оценочных обязательств включается в первоначальную стоимость основных средств, если возникновение таких обязательств непосредственно связано с приобретением, сооружением и изготовлением ОС. Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете в величине, отражающей наиболее достоверную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству. Например, денежную оценку затрат, необходимых на ликвидацию основных средств, на восстановление окружающей среды. Если возникновение оценочного обязательства связано с созданием (приобретением) одновременно нескольких объектов основных средств, величина такого обязательства распределяется между указанными объектами пропорционально обоснованной базе.

С ремонтом основных средств приходится сталкиваться многим организациям. По мнению чиновников, регулярные крупные затраты, возникающие через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации ОС, на проведение его ремонта и на иные аналогичные мероприятия (например, проверку техсостояния) отражаются в балансе в разделе I «Внеоборотные активы» как показатель, детализирующий данные, отраженные по группе статей «Основные средства». Сами затраты погашаются в течение указанного временного интервала.

Следует правильно оценить задолженность в бухгалтерском балансе. Погашение обязательства стороны, получившей аванс (предоплату), заключается в поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав). Исходя из норм налогового законодательства в части уплаты и возмещения НДС сумма обязательств, подлежащих погашению, не включает сумму данного налога. Учитывая это, в случае осуществления организацией оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) дебиторскую задолженность отражают в бухгалтерском балансе в оценке за вычетом суммы НДС, подлежащей вычету (принятой к вычету) в соответствии с налоговым законодательством. Аналогично при получении организацией платы (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок этой организацией товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) кредиторская задолженность отражается в бухгалтерском балансе за вычетом суммы налога, подлежащей уплате (уплаченной) в бюджет.

Чтобы сформировать полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, должны раскрываться показатели и пояснения о потенциально существенных рисках хозяйственной деятельности. Для этого целесообразно учитывать документ ПЗ-9/2012 «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности», размещенный на официальном сайте Минфина.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В связи с этим при проведении аудита бухгалтерской отчетности нужно учитывать Информацию Минфина РФ от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012. Он обращает внимание на состав и наименование форм финансовой отчетности. По новым правилам финансовая отчетность хозяйствующего субъекта включает бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. Об отчете о прибыли и убытках здесь не говорится. Хотя если обратиться к действующей редакции Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», в приложениях к нему значатся бухгалтерский баланс и привычный для российского бухгалтера отчет о прибылях и убытках. Но финансисты считают эти нормы устаревшими, обращая внимание на то, что к приложениям к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах относятся отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения (пояснения). При этом аудиторское заключение и пояснительная записка не входят в состав бухгалтерской отчетности. Это скорее сопутствующая информация. В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей организации за ряд лет, планируемое развитие организации, предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения, природоохранные мероприятия и т. д. Как правило, такая информация не связана с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств). Она обычно включается в состав годового отчета организации или иных аналогичных документов. При этом из информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, должно быть ясно, что она не входит в состав отчетности: на-именование такой информации не должно создавать у пользователя ошибочное впечатление, что она является частью отчетности; сопутствующая информация должна быть обособлена от отчетности.

Отдельно нужно сказать о промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Она с 1 января 2013 года составляется в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (Минфин, Банк России). В результате поправок, внесенных Федеральным законом от 29.06.2012 № 97-ФЗ в часть I НК РФ, в обязанностях налогоплательщика (ст. 23 НК РФ) четко прописан порядок подачи в налоговую инспекцию бухгалтерской (финансовой) отчетности. Сдача промежуточной отчетности в инспекцию налоговым законодательством не предусмотрена. Но организация вправе составлять промежуточную отчетность для внутренних целей, например для предоставления оперативной информации руководству (учредителям) или по требованию кредиторов, которые готовы одолжить деньги только после ознакомления с финансовым состоянием и результатами деятельности заемщика. Общие требования к промежуточной бухгалтерской отчетности, содержание ее составляющих, правила оценки статей определяются ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций».

Комментарии (0)