Валентина Микшина
10 окт. 2011 г., 15:49
Опубликован комментарий к Основным направлениям налоговой политики на 2012 – 2014 годы
07.10.2011
[B]Об основных направлениях налоговой политики на 2012 – 2014 годы[/B]
Каковы планируемые меры в области налоговой политики в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов?
В период 2012 – 2014 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов и Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.
Основным средством увеличения доходного потенциала взимаемых налогов может стать повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, а также меры в области налогового администрирования. При этом в первую очередь необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация возможностей для уклонения от налогообложения.
При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Ключевым фактором модернизации признается развитие некоммерческого сектора, предоставляющего в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохраняется.
Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям:
1) налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала;
2) мониторинг эффективности налоговых льгот;
3) акцизное налогообложение;
4) совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями;
5) налог прибыль организаций;
6) налогообложение природных ресурсов;
7) совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;
8 введение налога на недвижимость;
9) налоговое администрирование.
Рассмотрим более подробно некоторые из перечисленных направлений.
Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала. Как и прежде, Основными направлениями предусмотрено снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Следует отметить, что определение страховых взносов не относится напрямую к налоговой политике, однако с точки зрения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда страховые взносы наряду с НДФЛ формируют обязательные отчисления в бюджет, уплачиваемые работодателями при начислении заработной платы сотрудникам.
В качестве временной меры на период 2012 – 2013 годов с 34% до 30% будет снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, взимаемых с выплат в пользу физических лиц в размере до предельной величины в 512 тыс. руб., установленной на 2012 год, и до 567 тыс. руб. – на 2013 год. Кроме того, для плательщиков данной категории будет предусмотрен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР в размере 10%.
При этом для плательщиков страховых взносов, которые в 2011 году уплачивают их по максимальному тарифу в 26%, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций до 20% будет снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисляемых на выплаты до установленной предельной величины облагаемой базы. Также для плательщиков данной категории будет предусмотрен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР в размере 7%.
В результате эффективная ставка обложения заработной платы страховыми взносами, рассчитываемая как отношение суммы исчисленных страховых взносов за работника к сумме начисленной заработной платы, в 2012 – 2013 годах существенно снизится по сравнению с предусмотренной действующим законодательством.
Для выплат в пользу работников, годовая заработная плата которых без учета уплачиваемых взносов составит в 2012 году менее 512 тыс. руб. (менее 567 тыс. руб. в 2013 году), снижение эффективной ставки будет максимальным – на четыре процентных пункта по сравнению с действующими условиями. При этом эффективная ставка обложения заработной платы взносами при условии принятия предложенных решений снизится для выплат в пользу работников, получающих в год до 716 тыс. руб. в 2012 году и до 793 тыс. руб. в 2013 году.
Для плательщиков, применяющих льготную ставку обложения страховыми взносами, при принятии предлагаемого механизма снижения тарифов страховых взносов в диапазоне годовой заработной платы в 2012 году до 512 тыс. руб. (до 567 тыс. руб. в 2013 году) снижение эффективной ставки обложения страховыми взносами составит максимальную величину – шесть процентных пунктов. При этом снижение эффективной ставки обложения страховыми взносами заработной платы для льготных категорий плательщиков в меньших масштабах будет производиться в диапазоне годовой заработной платы до 950 тыс. руб. в 2012 году и до 1053 тыс. руб. в 2013 году.
Таким образом, предлагаемый механизм уменьшения тарифов страховых взносов приведет к существенному снижению эффективной ставки обложения взносами, причем это наиболее выгодно работникам низкооплачиваемых категорий. При этом снижение указанной ставки коснется и работников других категорий, чья заработная плата существенно превышает средние по стране показатели.
Следует отметить, что принимаемые решения по снижению страховых взносов приведут к дальнейшему росту дефицита бюджета ПФР, что в условиях его финансирования за счет средств федерального бюджета будет иметь негативные макроэкономические последствия.
Вопрос о возможности дальнейшего применения пониженных тарифов страховых взносов с учетом сохранения государственных обязательств по выплатам пенсий и пособий может быть рассмотрен при подготовке в 2012 – 2013 годах проекта программы долгосрочного развития пенсионной системы РФ и соответствующих законодательных актов, предусматривающих комплекс мер, направленных на обеспечение сбалансированности пенсионной системы и ее финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе.
Разработка порядка отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в целях налогообложения. С 1 января 2011 года в целях стимулирования долгосрочного венчурного финансирования и повышения привлекательности инновационного бизнеса для частных инвестиций установлена ставка налога на прибыль организаций и НДФЛ в размере 0%, применяемая к налоговой базе по операциям с акциями российских организаций, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг и являющимися акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, при условии владения ими на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.
В целях реализации указанной нормы Правительством РФ будет разработан и утвержден порядок отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.
Меры налоговой поддержки налогоплательщиков, на обеспечении которых находятся дети. В целях реализации демографической и социальной политики подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в
статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предусматривающего увеличение размера предоставляемого налогоплательщикам стандартного налогового вычета на детей. В частности, вычет в размере 3 000 руб. будет предоставляться на третьего и каждого последующего ребенка.
Кроме того, законопроектом предусмотрена отмена стандартного налогового вычета в размере 400 руб., предоставляемого в настоящее время всем налогоплательщикам, что позволит частично компенсировать сокращение налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в связи с увеличением налогового вычета для семей с детьми.
Наряду с этим в законодательном урегулировании нуждается порядок предоставления имущественного налогового вычета при приобретении жилья супругами, включая приобретение жилья в общую собственность с несовершеннолетними детьми.
Налоговое администрирование. Совершенствование налогового администрирования рассматривается как средство дополнительных поступлений в бюджет. С другой стороны, создание современной системы налогового администрирования является и способом устранения административных барьеров, создания максимально комфортных условий для исполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
Значительным фактором повышения эффективности налогообложения признается устранение пробелов и неточностей, выявляемых в правоприменительной практике, в законодательном порядке вплоть до подготовки в среднесрочной перспективе новой редакции соответствующих глав
Налогового кодекса.
Внедрение инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов. Стремление налогоплательщика уменьшить налоговые платежи может приобретать различные формы. При этом допустима законная оптимизация налоговых платежей, то есть такие действия налогоплательщика, которые, хотя и влекут неуплату налога либо уменьшение его суммы, но осуществляются в рамках предоставленных законом прав, связанных с освобождением от уплаты налога или выбором наиболее выгодных форм предпринимательской деятельности и оптимального вида платежа. Ответственность налогоплательщика предусмотрена за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены на избежание уплаты законно установленного налога в нарушение правил, закрепленных в законодательстве о налогах и сборах.
Не менее важна проблема квалификации ситуации, когда формальное соблюдение закона налогоплательщиком, то есть совершение им действий, не запрещенных законодательством, приводит к ущемлению фискальных интересов государства и муниципальных образований. Нередко единственной целью использования гражданско-правовых средств («деловой целью») становится налоговая выгода.
В сложившихся условиях должны быть законодательно закреплены инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства в целях минимизации налогов. Особое внимание необходимо уделить критериям, отделяющим законное уменьшение налоговых платежей от уклонения от налогообложения, а также процедурам проверки «деловой цели». Реализация в законодательстве подобного механизма во многом позволит обеспечить стабильность имущественных отношений, предсказуемость действий участников налоговых отношений. Для подготовки соответствующих законодательных положений необходимо использование практики, накопленной арбитражными судами, а также зарубежного опыта.
По мнению авторов Основных направлений, успешное решение поставленной задачи будет способствовать реализации принципа всеобщности и равенства налогообложения.
Совершенствование порядка уплаты (перечисления) и взыскания налогов и сборов в бюджет РФ. В связи с расширением перечня видов и назначения лицевых счетов, открываемых в соответствии с бюджетным законодательством РФ в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ и муниципальных образований, требуется уточнить положения
Налогового кодекса о взыскании налогов и сборов с организаций, которым открыты такие лицевые счета.
Необходимо также дополнительно проработать вопросы взыскания налогов за счет электронных денег, урегулировать порядок обращения взыскания налогов на денежные средства налогоплательщиков, взыскания налогов с валютных счетов и счетов в драгоценных металлах в банках.
Кроме того, в период 2012 – 2014 годов предусмотрено осуществление следующих мер, в том числе направленных на дальнейшее совершенствование налогового администрирования и налогового контроля:
– расширение применения уточнения платежа в налоговых правоотношениях, создание правовой основы для пересчета пеней в случаях своевременной и полной уплаты (перечисления) налогов и сборов в бюджет РФ, а также для своевременного возврата излишне уплаченных (перечисленных) сумм налогов и сборов в бюджет РФ;
– совершенствование административной процедуры урегулирования споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами.
Ограничение применения льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избежание двойного налогообложения. Одной из важнейших мер налоговой политики будет внесение изменений в
Налоговый кодекс в целях противодействия использованию международных налоговых соглашений в неблаговидных целях, а также в целях создания налоговых стимулов для перехода организаций из оффшорных зон в юрисдикцию РФ. В частности, предполагается, что льготы и преференции, предусмотренные действующими международными договорами, участником которых является РФ, не будут применяться в тех случаях, когда их конечными бенефициарами не являются резиденты стран – участников таких договоров. Фактически предлагаемое к внесению в
НК РФ положение основано на соответствующей статье Модели конвенции об избежание двойного налогообложения, рекомендуемой Организацией экономического сотрудничества и развития.
Полный текст можно посмотреть по адресу:
http://www.audar-info.ru/article/com/article.php?artId=230121