Курс ЦБ на 24 апреля 2024 года
EUR: 99.5609 USD: 93.2918 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Финансовый сектор: три сценария

  • Ада Полякова
    05 сент. 2011 г., 20:08
    Одной из важнейших характеристик экономического развития России в прошедшем десятилетии стал быстрый рост финансового сектора. Роль банковской системы и финансовых рынков в обеспечении экономического роста неизмеримо выросла. В начале 2000-х доля банковского кредита не превышала 15% в приросте совокупного внутреннего спроса, а к середине прошлого десятилетия этот показатели превысил треть. Активы банковской системы увеличились с 37% ВВП в 2000 году до 72,4% на начало 2011 года. Объем акций, торгуемых на бирже, вырос с 16,6 до 67,8% ВВП, а стоимость корпоративных облигаций в обращении — с 0,5 до 6,0% ВВП.

    По отдельным показателям российский финансовый сектор приблизился к уровню развития стран Восточной Европы. К примеру, кредиты нефинансовому сектору увеличились с 18 до 40% ВВП, что соответствует уровню Польши (41%), Словакии (43%) и Чехии (48%). Благодаря наличию больших компаний по уровню капитализации и по объему торгуемых активов Россия значительно опережает большинство стран Восточной Европы.

    [B]Основные вызовы[/B]

    Вместе с тем положение в финансовом секторе нельзя считать удовлетворительным и отвечающим задачам динамичного экономического роста и траектории модернизационного развития. В международных рейтингах оценка развития российского финансового сектора выглядит хуже, чем оценка уровня развития экономики.

    Индекс доверия населения к финансовому сектору невелик, о чем свидетельствует то, что по уровню депозитов по отношению к ВВП (31%) Россия серьезно отстает от тех же стран Центральной Европы (Польша — 40%, Венгрия — 47%, Чехия — 61%).

    Опережая эти страны по размеру капитализации и размеру рынка, Россия отстает от них по количеству компаний, акции которых обращаются на бирже, в расчете на 10 тыс. жителей. В России этот показатель составляет всего 0,02, в Чехии — 0,03, в Венгрии — 0,04, Польше — 0,11, Словакии — 0,25 (для сравнения: в США — 0,17, в Великобритании — 0,37).

    Быстрое развитие 2000-х годов имело свою отрицательную сторону: в секторе накопились значительные диспропорции, в результате чего падение российских финансовых индексов в ходе кризиса было одним из самых больших в мире. Банку России пришлось потратить значительные средства на поддержку ликвидности в банковском секторе.

    В настоящее время ситуация нормализуется, однако фундаментальное несоответствие размеров сектора уровню его институционального и качественного развития сохраняется. Устойчивому развитию сектора препятствует целый ряд ограничений макроэкономического, институционального и структурного характера, которые формируют три круга проблем:

    1. Неустойчивость банковского и финансового сектора в целом. Кризисы, сопровождающиеся резким оттоком депозитов, происходят каждые 4–6 лет. Уровень доверия вкладчиков остается низким, депозиты населения выступают дорогим и краткосрочным пассивом. Крупнейшие банки в значительной степени зависят от притока заемного капитала, в первую очередь иностранного. В результате любое ухудшение состояния мирового рынка капитала приводило к кризису. Сектор остается малотранспарентным для надзора и тем более для инвесторов и вкладчиков, несмотря на объемные и трудоемкие требования к отчетности. В количественном отношении большую часть сектора по-прежнему составляют кэптивные банки и полукриминальные структуры, занимающиеся обналичиванием и отмыванием денег.

    2. Низкая конкурентоспособность фондового и финансового рынка, неразвитость отдельных форм финансовых рынков. Сегодня в российской экономике работают крупнейшие мировые компании, она генерирует крупные денежные потоки: так, в 2007–2009 годах Россия занимала 5-е место в мире по размеру средств, привлекаемых на IPO. Российский фондовый рынок имеет все возможности для того, чтобы стать крупным международным финансовым центром, привлекательным для международных инвесторов и предоставляющим финансовые услуги компаниям и правительствам своего региона. Однако пока российским рынком пренебрегают даже российские компании, предпочитающие проводить IPO в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и даже Гонконге и Польше.

    Можно выделить несколько основных причин такого положения дел: правовой и налоговый режим в России делает осуществление многих сделок менее выгодным по сравнению с зарубежными площадками; российская судебная система не обеспечивает удовлетворительного качества решения финансовых споров; несовершенство корпоративного управления снижает уровень доверия к российским активам со стороны миноритарных инвесторов; инфраструктура рынка (депозитарий, клиринговые и платежные системы) не обеспечивает того уровня надежности, качества и стоимости финансовых операций, который предоставляют конкурирующие зарубежные площадки.

    3. Отсутствие внутреннего долгосрочного инвестора. Международный опыт показывает, что без наличия внутренних инвесторов невозможно построить финансовый центр не только регионального или мирового, но даже локального масштаба. Между тем в России сектор институциональных инвесторов все еще находится в зачаточном состоянии. Такое положение дел вызвано несколькими факторами — высокой инфляцией, неразвитостью институтов рынка, низким уровнем финансовой грамотности населения, сохранением более высокой привлекательности инвестиций в недвижимость, банковские депозиты и иностранную валюту по сравнению с инвестициями в пенсионные институты и институты коллективного инвестирования.

    [B]На развилке[/B]

    Сегодня российский финансовый сектор находится на развилке. Высокие цены на нефть создают благоприятный фон для возвращения на траекторию форсированного роста, характерную для предкризисного периода (2007 — 1-я половина 2008 года). Форсированный рост возможен за счет чрезмерного использования иностранного капитала или чрезмерной государственной поддержки сектора. Такой подход грозит раздуванием пузырей на отдельных рынках (недвижимость, потребительское кредитование, неконкурентоспособный сектор обрабатывающей промышленности) при торможении развития других. Развитие рынка отечественных длинных денег будет тормозиться из-за относительно высокой инфляции, свойственной этому сценарию. На фоне роста количественных показателей финансовый сектор будет сохранять структурные и институциональные недостатки, способствующие формированию предельно высоких рисков.

    Глобальный финансовый кризис 2008–2009 годов показал, что форсированное развитие финансового сектора несет в себе опасность раздувания пузырей. В связи с этим страны Группы-20 подписали Хартию сбалансированного роста. Сценарий сбалансированного роста российского финансового сектора представляется наиболее предпочтительным и с точки зрения национальных интересов. Такой сценарий подразумевает:

    1) Приоритет обеспеченности роста внутренними ресурсами в противовес внешним. За счет стабилизации инфляции, изменения модели денежно-кредитной политики и институциональных реформ произойдет качественный скачок в формировании внутреннего рынка долгосрочных инвестиций.

    2) Очищение банковской системы от криминальных элементов, использующих банковские лицензии для отмывания незаконно полученных доходов. За счет этого можно существенно повысить уровень доверия населения к банкам и другим финансовым институтам, оптимизировать и повысить эффективность системы контроля.

    3) Правовые и налоговые реформы, а также совершенствование судебной системы и инфраструктуры позволят создать в России международный финансовый центр, предоставляющий конкурентоспособные финансовые услуги внутренним и региональным экономическим агентам, нуждающимся в капитале или хеджировании рисков, а также обеспечивающий комфортные условия работы для отечественных и иностранных инвесторов.

    В этом сценарии ожидается, что совокупные активы банковской системы возрастут с 71% ВВП на начало 2011 года до 95% ВВП к 2020 году. Капитализация фондового рынка составит 105–110% ВВП (67,8% по итогам 2010 года).

    Наконец, существует третий, инерционный сценарий (сценарий «финансовой стагнации»), подразумевающий отсутствие как форсированного роста, так и институциональных и структурных изменений. Низкий уровень транспарентности и высокая инфляция сделают российский рынок непривлекательным для отечественного и иностранного капитала. Ситуация может усугубиться проблемами на глобальных рынках, ростом спроса на инвестиции со стороны развивающихся стран, вероятным удорожанием ставок на глобальных финансовых рынках. В этих условиях банковский сектор обречен на стагнацию, а фондовый рынок — на дальнейшую потерю конкурентоспособности.

    [I]Статья является фрагментом доклада «Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика», подготовленного группой российских экспертов[/I]