Валентина Микшина
18 авг. 2011 г., 9:52
В целом Оксана пишет правильно, я же рассшифрую. Кажущаяся простота этого вопроса обманичива. Поскольку Вы не подписчик, скопирую для Вас консультацию (частями, она большая и с таблицами проводок):
01.06.2010
[B]Порядок расчетов по НДС между сторонами договора поставки, в котором содержится условие о возмещении транспортных расходов покупателем[/B]
Поставщики, осуществляя реализацию товаров (готовой продукции) в удаленные регионы нашей страны, нередко прибегают к услугам железной дороги. В таких случаях между сторонами договора поставки может быть предусмотрено условие о возмещении покупателем расходов на перевозку продукции, понесенных поставщиком. Правомерно ли при таком условии перевыставлять покупателю счета-фактуры, выставленные перевозчиком на имя поставщика? Имеет ли право покупатель продукции принять к вычету перепредъявленный таким способом НДС?
[I]Налоговая норма [/I]
Казалось бы, что эта проблема не нова. Однако до сих пор единой позиции по ее разрешению не выработано. Арбитражная практика также неоднозначна. А некоторые налогоплательщики вообще не видят никаких препятствий: для поставщика – перевыставить покупателю продукции счет-фактуру, полученную от перевозчика, для покупателя – принять к вычету перепредъявленный по услугам перевозки НДС. Тем не менее, факт остается фактом – гл. 21
НК РФ такой нормы не предусмотрено. Почему? Может быть, проблемы вовсе и нет, и главное – грамотно в правовом смысле оформить отношения между сторонами договора поставки? И пожалуйста, дорога открыта как для поставщика – чтобы перепредъявить НДС от перевозчика, так и для покупателя – чтобы принять его к вычету.
[I]Бухгалтерский учет [/I]
Порядок учета транспортных расходов, оказываемых железной дорогой, определяется исходя из условий заключенного между сторонами договора поставки. Здесь возможны два случая. В первом – затраты по доставке продукции до покупателя включаются в отпускную цену продукции (товара), во втором – возмещаются покупателем согласно счетам, выставленным поставщиком в его адрес.
В первом случае расходы списываются с кредита счета учета расчетов с железной дорогой в дебет счета 44 «Расходы на продажу», а сумма НДС – в дебет счета 19 «НДС по выполненным работам и оказанным услугам» (п. 215 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ).
В отношении второго случая, который, собственно, нас интересует больше (поскольку именно в этой ситуации возникает необходимость перевыставлять счета-фактуры), в том же п. 215 сказано: транспортные расходы, подлежащие возмещению покупателями готовой продукции, списываются с кредита счета учета расчетов с отнесением в дебет счета расчетов с покупателями, включая величину НДС, причитающуюся (уплаченную) транспортной организации. Эта сумма НДС предъявляется к оплате покупателю продукции.
Таким образом, в бухгалтерском учете порядок отражения транспортных расходов, понесенных поставщиком за счет покупателя и в его пользу, законодательно закреплен.
К сведению: в Письме Минфина России от 10.03.2005 № 03-03-01-04/1/103 приводится аналогичная позиция по отражению рассматриваемых расходов в бухгалтерском учете. Дословно в нем сказано: если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации не возмещаются покупателем, они включаются в целях бухгалтерского учета в состав расходов на продажу. Если по условиям договора расходы транспортной организации возмещаются покупателем, эти расходы отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
[I]Налоговые риски [/I]
Взаимоотношения между покупателем и продавцом, когда последним перепредъявляются расходы по доставке продукции в целях применения вычета по НДС, как упоминалось в начале консультации, до конца не урегулированы, поэтому часто становятся предметом налоговых споров.
Существует мнение, что подобные отношения могут быть квалифицированы налоговыми органами как посредническая деятельность со стороны продавца в пользу покупателя, что, в свою очередь, не дает основания выставлять в адрес покупателя счета-фактуры, в которые переносятся данные из счетов-фактур, полученных от перевозчика (железной дороги), если поставщиком не заключен соответствующий договор с покупателем на оказание посреднических услуг об организации транспортировки продукции от имени поставщика, но за счет покупателя. Отметим, что имеются в виду посреднические договора в виде комиссии (
ст. 990 ГК РФ) либо агентирования (ст. 1005
ГК РФ). При этом считаем, что в случае организации транспортной доставки уместнее вести речь об агентском договоре.
В результате у фискалов могут возникнуть претензии к покупателю по применению им налогового вычета по перепредъявленному НДС. Подтверждением сказанного служит
Письмо от 15.11.2004 № 24-11/73833, из которого следует, что при указанных обстоятельствах московские налоговики разделяют мнение об осуществлении посреднической деятельности со стороны поставщика. Кроме того, они считают, что если у организации-поставщика имеется соответствующий (посреднический) договор с покупателем о транспортировке товара, то продавец имеет право от своего имени выставить покупателю счет-фактуру на оказанные услуги.
[I]Выводы [/I]
К какому выводу пришел читатель, ознакомившись с вышеизложенным материалом? Есть ли пути решения вопроса? Как видим, их два. Первый – поставщик заключает отдельный договор на оказание посреднических услуг об организации транспортировки продукции от своего имени и за счет покупателя. В этом случае стороны действуют в порядке, предусмотренном для так называемой посреднической закупки, а не реализации. И второй – возмещение покупателем расходов по доставке, понесенных поставщиком за его счет, является одним из условий договора поставки. Отметим, что в таком случае риск возникновения претензий со стороны налоговых органов значительно возрастает.