164. Заинтересованные лица имеют право на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц МВД России, территориальных органов МВД России в досудебном (внесудебном) порядке.
165. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) и решения сотрудников, осуществляемые (принятые) ими при исполнении государственной функции.
166. Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.
167. Ответ на жалобу не дается:
167.1. Если в жалобе не указаны фамилия лица, ее направившего, и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
167.2. Если в жалобе обжалуется судебное решение. В этом случае жалоба возвращается в течение 7 дней со дня регистрации заинтересованному лицу, ее направившему, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
167.3. Если в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. В этом случае заинтересованному лицу, направившему жалобу, сообщается о недопустимости злоупотребления правом с одновременным направлением копии данной жалобы в соответствующий территориальный орган МВД России для проведения проверки в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
167.4. Если текст письменной жалобы не поддается прочтению. В этом случае в течение 7 дней со дня регистрации жалобы об этом сообщается заинтересованному лицу, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
167.5. В случае, если письменное обращение направлено в подразделение (должностному лицу), в компетенцию которого не входит разрешение поставленных в ней вопросов, оно в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
167.6. Если в письменной жалобе содержится вопрос, на который заинтересованному лицу, направившему жалобу, уже многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными данным лицом жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, которые необходимо проверить, уполномоченное должностное лицо органа, в адрес которого такая жалоба поступила, вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки по данному вопросу. О принятом решении информируется заявитель.
167.7. Если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В этом случае заявителю, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
168. Основанием для начала процедуры досудебного обжалования является жалоба заявителя, поданная в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме.
169. Жалоба (в том числе в электронной форме) должна содержать следующую информацию:
169.1. Фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина либо наименование юридического лица, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации жалобы.
169.2. Наименование соответствующего территориального органа либо подразделения МВД России, в который направляется жалоба.
169.3. Фамилия, инициалы (если они известны заявителю) соответствующего должностного лица (должностных лиц), действия которого (которых) обжалуются либо его (их) должность.
169.4. Обжалуемые действия (бездействие), решения должностного лица, осуществляющего государственную функцию.
169.5. Дополнительно могут указываться наименование органа, исполняющего государственную функцию, причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложены какие-либо обязанности, содержаться требования об отмене обжалуемого решения, признании незаконным обжалуемого действия (бездействия), иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить, а также прилагаться документы, подтверждающие доводы заявителя, или их копии.
170. Жалоба подается в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде.
171. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена доверенность, оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
172. В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством официальных сайтов или Единого портала.
173. Рассмотрение жалоб, поступивших в электронном виде через Единый портал, осуществляется уполномоченным сотрудником посредством федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при исполнении государственных функций, в сети «Интернет».
174. Заявитель вправе запросить информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения жалобы, в МВД России или территориальных органах МВД России.
175. Заявитель может обжаловать решение и действия (бездействие) должностных лиц:
175.1. Территориальных органов МВД России на районном уровне – руководителю (начальнику) территориального органа МВД России на районном уровне либо в соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне.
175.2. Территориальных органов МВД России на региональном уровне – руководителю (начальнику) соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне либо в МВД России.
175.3. Руководства ГУВМ МВД России – Министру внутренних дел Российской Федерации либо заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который является ответственным за деятельность ГУВМ МВД России.
176. В случае если обжалуются решения руководителя органа, осуществляющего государственную функцию, жалоба подается в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу).
177. Должностные лица МВД России и его территориальных органов проводят личный прием граждан по вопросам, относящимся к исполнению государственной функции.
178. Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней со дня ее регистрации.
179. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен уполномоченным должностным лицом МВД России или территориального органа МВД России не более чем на 30 дней в случаях получения необходимых для ее рассмотрения документов и материалов из других государственных органов. Заявитель, направивший жалобу, уведомляется о продлении срока рассмотрения жалобы.
180. По результатам рассмотрения жалобы уполномоченным должностным лицом МВД России, территориального органа МВД России принимается решение об удовлетворении требований, изложенных в жалобе, либо об отказе в их удовлетворении. При удовлетворении жалобы МВД России, территориальным органом МВД России принимаются меры по устранению выявленных нарушений не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения.
181. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме направляется ответ по результатам рассмотрения жалобы, подписанный уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом МВД России, территориального органа МВД России.
Ответ о результатах рассмотрения жалобы может быть направлен в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица МВД России, территориального органа МВД России.
182. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
182.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
182.2. Номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.
182.3. Фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) или наименование заявителя.
182.4. Основания для принятия решения по жалобе.
182.5. Принятое по жалобе решение.
182.6. В случае, если жалоба признана обоснованной, – сроки устранения выявленных нарушений.
182.7. Сведения о порядке обжалования принятого решения.
182.8. Сведения о мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц.