1. Суд надзорной инстанции вправе переквалифицировать содеянное виновным с ч. 4 ст. 111 УК РФ на ст. 116 УК РФ при выражении потерпевшей в любой форме желания привлечь виновного к уголовной ответственности.
По приговору гарнизонного военного суда Т. осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к семи годам лишения свободы. В соответствии со ст. 48 УК РФ он лишен воинского звания «лейтенант». Т. был признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, совершенном группой лиц, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего.
Согласно приговору Т. и Г. в состоянии алкогольного опьянения избили Н., причинив ему черепно-мозговую травму, от которой он скончался.
Судом кассационной инстанции приговор изменен, из его описательно-мотивировочной части исключено указание о нанесении Т. потерпевшему ударов ногами.
Постановлением президиума флотского военного суда действия Т. переквалифицированы на ч. 1 ст. 116 УК РФ, приговор и кассационное определение в отношении Т. отменены и уголовное дело на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ прекращено в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
В надзорной жалобе защитник осужденного Т. и сам Т. просили изменить основание прекращения уголовного дела в отношении Т. с п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ на п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ и признать за Т. право на реабилитацию.
Военная коллегия жалобу Т. и его защитника оставила без удовлетворения по следующим основаниям.
Президиум флотского военного суда на основании ч. 3 ст. 14 УПК РФ правильно исключил из обвинения Т. причинение им тяжкого вреда здоровью потерпевшего и переквалифицировал его действия с ч. 4 ст. 111 УК РФ на ч. 1 ст. 116 УК РФ.
Доводы надзорной жалобы адвоката о прекращении дела по ч. 1 ст. 116 УК РФ в связи с отсутствием заявления потерпевшей о привлечении Т. к уголовной ответственности необоснованны.
Как видно из дела, в ходе досудебного производства потерпевшая Н. в заявлении просила рассмотреть уголовное дело в отношении Г. и Т. по факту причинения тяжких телесных повреждений ее сыну. В судебном заседании она не участвовала. Ознакомившись с постановлением о возбуждении надзорного производства по делу, Н. конкретизировала свои требования и просила привлечь Т. к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 116 УК РФ.
По смыслу закона, если суд придет к выводу о необходимости изменения ранее предъявленного подсудимому обвинения на статьи уголовного закона, предусматривающие ответственность за преступления, дела по которым относятся к делам частного обвинения, при наличии в деле заявления потерпевшего о желании привлечь подсудимого к уголовной ответственности, то действия подсудимого подлежат квалификации по соответствующей статье уголовного закона.
При таких обстоятельствах постановление президиума флотского военного суда в части переквалификации действий Т. на ч. 1 ст. 116 УК РФ является правильным.
Мнение адвоката о наличии у Т. права на реабилитацию противоречит закону, поскольку он признан виновным в совершении преступления и дело прекращено за истечением срока давности уголовного преследования, а в соответствии с ч. 4 ст. 133 УПК РФ данное право в случаях отмены или изменения вынесенного в отношении лица обвинительного приговора ввиду истечения сроков давности не предоставляется.
Определение по делу № 2н-349/07
2. Судебные постановления в части решения по гражданскому иску отменены и производство по иску прекращено, поскольку отказ гражданского истца был принят судом первой инстанции.
По приговору гарнизонного военного суда, оставленному без изменения кассационным определением и постановлением президиума флотского военного суда, С. осужден по ч. 1 ст. 285 УК РФ к штрафу. По гражданскому иску в пользу воинской части с С. взыскано 47 064 руб. в счет возмещения материального ущерба.
Военная коллегия отменила состоявшиеся судебные постановления в части решения по гражданскому иску и дело в этой части прекратила по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 и ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом, при этом производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (ст. 221 ГПК РФ).
Порядок вынесения определений суда установлен ст. 224 ГПК РФ. Так, в соответствии с ч. 2 и 3 названной статьи при разрешении несложных вопросов судья может выносить определения, не удаляясь в совещательную комнату. Такие определения заносятся в протокол судебного заседания и оглашаются немедленно после их вынесения.
Как видно из протокола судебного заседания, гражданский истец отказался от иска, и этот отказ принят судом первой инстанции, в связи с чем суд прекратил производство по иску, предварительно разъяснив истцу последствия такого отказа, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ.
При таких данных следует, что производство по делу в части гражданского иска прекращено 11 апреля 2007 года, о чем имеется запись в протоколе судебного заседания, в связи с чем повторное рассмотрение судом 20 июля 2007 года данного иска было недопустимо.
Определение по делу № 2н-049/08
3. Если после вступления приговора в законную силу приказ о переводе в другую воинскую часть, куда не явился военнослужащий и за что был осужден, признан незаконным, производство по делу возобновляется ввиду нового обстоятельства.
По приговору гарнизонного военного суда от 21 июня 2006 года Л. признан виновным в совершении трех преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 337 УК РФ, и по их совокупности осужден к лишению свободы на один год шесть месяцев условно с испытательным сроком один год.
Л. обратился к военному прокурору с заявлением о возобновлении производства по уголовному делу в отношении него ввиду новых обстоятельств. Постановлением военного прокурора производство, возобновленное по заявлению Л., прекращено.
Постановлением президиума окружного военного суда от 22 мая 2008 года жалоба Л. на это постановление военного прокурора оставлена без удовлетворения.
Военная коллегия отменила постановление президиума и передала дело на новое рассмотрение в тот же президиум по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что Л. обвинялся в трех неявках в срок без уважительных причин (в каждом случае продолжительностью свыше одного месяца) на службу при его переводе в другую воинскую часть в соответствии с приказом командира воинской части от 14 октября 2005 года о назначении его на равную должность.
В основу обвинения в числе других доказательств были положены: приказ командира воинской части от 14 октября 2005 года, решение гарнизонного военного суда от 15 марта 2006 года, оставленное без изменения кассационным определением окружного военного суда об отказе в удовлетворении заявления Л. об оспаривании действий воинских должностных лиц, связанных с переводом его на равную должность, и об отказе в увольнении его в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Таким образом, органы предварительного следствия и суд при решении вопроса о наличии в содеянном Л. состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 337 УК РФ, исходили из законности упомянутого выше приказа командира воинской части и того, что согласия Л. на его перевод на равнозначную должность в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы не требовалось.
Вместе с тем постановлением президиума окружного военного суда от 6 февраля 2007 года решение гарнизонного военного суда от 15 марта 2006 года и кассационное определение отменены и дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением того же гарнизонного военного суда от 14 июня 2007 года приказ командира воинской части от 14 октября 2005 года признан незаконным.
Указанные обстоятельства, послужившие основанием для вывода о том, что в действиях Л. отсутствует состав уголовно наказуемого деяния, суду первой инстанции не были известны и им не исследовались. Таким образом, имеются основания для признания этих обстоятельств в соответствии со ст. 413 УПК РФ новыми.
Определение по делу № 4н-90/09
4. Назначение подсудимому максимального срока наказания при наличии данных, положительно характеризующих его личность, и отсутствии отягчающих обстоятельств признано необоснованным.
По приговору окружного военного суда рядовой Б. был осужден по ч. 1 ст. 111 УК РФ к лишению свободы сроком на восемь лет в исправительной колонии общего режима.
23 февраля 2008 года в процессе совместного распития спиртных напитков Б. предъявил С. надуманные претензии в связи с тем, что она ранее якобы выселила из квартиры его земляка с семьей.
В ходе возникшей ссоры и взаимных оскорблений подсудимый из личных неприязненных отношений умышленно нанес С. множество ударов кулаками и ногами по различным частям тела и голове. В результате потерпевшей причинены телесные повреждения, опасные для жизни в момент их причинения и выразившиеся в неизгладимом обезображивании лица, повлекшие тяжкий вред здоровью.
Военная коллегия смягчила Б. наказание по следующим основаниям.
При определении Б. наказания суд хотя и сослался в приговоре на данные, положительно характеризующие его личность, и на то, что ранее он не судим и впервые привлекается к уголовной ответственности, а также на то, что он рос и воспитывался в многодетной семье, однако не учел эти обстоятельства и при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, назначил Б. максимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 111 УК РФ.
Кроме того, суд не учел влияние назначенного наказания на условия жизни семьи Б. в связи с тем, что он имеет малолетнего ребенка, престарелую мать и сестру-инвалида.
Определение по делу № 4-28/09
1. Ежемесячное денежное поощрение выплачивается и военнослужащим, зачисленным в распоряжение командиров (начальников).
Решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения определением флотского военного суда, заявление Ж., в котором он просил обязать начальника института выплачивать ему с 1 марта 2008 года денежное довольствие, надбавку за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, ежемесячное денежное поощрение, предусмотренное Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 года № 177, удовлетворено частично. В удовлетворении требования о выплате ежемесячного денежного поощрения с 1 марта 2008 года судом отказано ввиду его необоснованности.
Военная коллегия Верховного Суда РФ отменила судебные постановления в этой части и приняла новое решение, обязав командование выплачивать Ж. ежемесячное денежное поощрение по следующим основаниям.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Ж., гарнизонный военный суд пришел к выводу, что, по смыслу Указа Президента РФ от 18 февраля 2005 года № 177 «О ежемесячном денежном поощрении отдельных категорий военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания» (далее – Указ № 177), выплата названного поощрения предусмотрена только военнослужащим, занимающим воинские должности.
Оставляя это решение без изменения, флотский военный суд, сославшись на положения пп. 46, 92, 93, 106 и 107 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года № 200 (далее – Порядок), согласно которым дополнительные выплаты, в том числе ежемесячное денежное поощрение, производятся военнослужащим со дня вступления в должность и по день освобождения от должности, указал, что суд первой инстанции верно истолковал действующее законодательство.
Однако данные выводы судов первой и кассационной инстанций ошибочны, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Президенту Российской Федерации предоставлено право устанавливать военнослужащим надбавки и другие дополнительные выплаты, не предусмотренные указанным законом.
Реализуя данное право, Президент Российской Федерации Указом № 177 постановил выплачивать с 1 марта 2005 года ежемесячное денежное поощрение военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, замещающих воинские должности в центральных аппаратах соответствующих федеральных органов исполнительной власти), в размере одного должностного оклада.
Целью издания Указа № 177, как видно из преамбулы, является совершенствование системы денежного довольствия военнослужащих. Анализ его норм позволяет сделать вывод, что основания для оспариваемой выплаты не зависят от объема, важности выполняемых военнослужащими задач, занимаемого ими должностного положения и имеющейся воинской специальности, на что указывает и размер ежемесячного денежного поощрения (один оклад по воинской должности для всех военнослужащих). Эти нормы не направлены на создание для военнослужащих каких-либо поощрительных мер.
Данное толкование основано также на том, что названный нормативный правовой акт ограничений по производству этой выплаты военнослужащим, находящимся в распоряжении командиров (начальников), не содержит. Для выплаты ежемесячного денежного поощрения необходимо только наличие одновременно двух условий: незамещение воинской должности в центральных аппаратах соответствующих федеральных органов исполнительной власти и прохождение военной службы по контракту.
Существенное значение имеет и то, что согласно п. 2 Указа № 177 обеспечение финансирования расходов, связанных с его реализацией, Президентом Российской Федерации возложено на Правительство Российской Федерации, ежегодно направляющее в федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, денежные средства на указанные цели, исходя из их среднесписочной численности.
С учетом единого статуса военнослужащих, закрепленного в ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и установленной для них единой системы материального и иных видов обеспечения выплата поощрения должна производиться всем военнослужащим независимо от органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу.
Из этого следует, что Минобороны России не вправе ограничивать военнослужащим выплату поощрения, установленного Президентом Российской Федерации на основании п. 9 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и финансируемого Правительством РФ.
Что касается положений Порядка, то его пп. 46 и 92 не содержат запрет на выплату единовременного денежного поощрения, установленного нормативным актом, имеющим большую юридическую силу. Из п. 106 Порядка усматривается, что в нем фактически воспроизведены положения Указа № 177.
Более того, в п. 46 Порядка прямо предусмотрено, что зачисленным в распоряжение командиров (начальников) военнослужащим, помимо установленных Министром обороны РФ выплат, могут производиться другие выплаты, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Определение по делу № 2н-103/09
2. Командир воинской части вправе оспорить в суде приказ начальника гарнизона, который напрямую не затрагивает его личные права и свободы.
Командир воинской части С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий начальника гарнизона, связанных с изданием приказов «Об организации гарнизонной и караульной служб на 2008 год» и «Об обеспечении конвоирования военнослужащих в ходе следственных действий и во время судебных заседаний».
Решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения окружным военным судом, в удовлетворении заявления отказано.
Военная коллегия отменила вынесенные судебные постановления и направила дело на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов гражданского дела, судом отказано в удовлетворении требований командира воинской части на том основании, что оспариваемые действия начальника гарнизона не затрагивают личные права и свободы заявителя.
Однако судом не дана оценка тому, что заявитель является должностным лицом органа военного управления, осуществляющим непосредственное руководство подчиненными воинскими частями и отвечающим за выполнение возложенных на них задач и функций, а обжалуемые им приказы начальника гарнизона возлагают исполнение обязанностей военной службы на ряд военнослужащих, проходящих военную службу в войсковых частях, непосредственно подчиненных воинской части, командиром которой он является.
Исходя из этого решение суда первой инстанции и последующие судебные постановления не могут быть признаны законными в связи с существенными нарушениями норм процессуального права.
Определение по делу № 5н-7/09(г)
3. Поскольку законом установлен размер компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха, отсутствие утвержденного Министром обороны РФ порядка реализации права на компенсацию не может препятствовать ее выплате.
Л. обратился к командиру воинской части с рапортом о выплате ему денежной компенсации, предусмотренной п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», вместо предоставления дополнительных 194 суток отдыха за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения еженедельного служебного времени.
Командованием в удовлетворении его просьбы отказано со ссылкой на отсутствие утвержденного Министром обороны РФ порядка выплаты оспариваемой компенсации.
Считая указанные действия должностного лица незаконными, Л. обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать командира части выплатить данную компенсацию. Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении требований заявителя отказано. Кассационным определением окружного военного суда решение суда оставлено без изменения.
Военная коллегия отменила состоявшиеся по делу судебные постановления и направила дело на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 153-ФЗ п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнен абзацем, согласно которому военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и .условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Таким образом, учитывая дату вступления в силу указанного закона, с 29 июля 2006 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставлено право на получение по их просьбе денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха.
Согласно пп. 2 – 4 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» правовая и социальная защита военнослужащих является функцией государства и предусматривает, в частности, создание правового механизма реализации военнослужащими социальных гарантий и компенсаций. Обязанность же по реализации мер правовой и социальной защиты военнослужащих является обязанностью командиров (начальников).
Анализ приведенных норм позволяет прийти к выводу о том, что государство в лице федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, не может произвольно отказаться от возложенных на него функций. Поэтому бездействие в вопросе создания правового механизма реализации военнослужащими права на компенсацию, закрепленного в п. 3 ст. 11 названного закона, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом того, что размер денежной компенсации законом определен и не может быть изменен руководителем федерального органа исполнительной власти, а Министром обороны РФ не установлены лишь порядок и условия ее выплаты, применение основных законодательных положений в данном деле будет полностью отвечать задачам гражданского судопроизводства (ст. 2 ГПК РФ).
Определение по делу № 2н-145/09
4. Процессуальное правопреемство, выразившееся в замене ответчика, допускается на любой стадии гражданского судопроизводства, в том числе и на стадии исполнения судебного решения.
Ч. обратилась в суд с заявлением о замене стороны (военной комендатуры, которая в настоящее время расформирована) правопреемником – войсковой частью 53518 на стадии исполнения решения гарнизонного военного суда от 29 октября 2002 года.
Определением гарнизонного военного суда в удовлетворении требований заявителя отказано. Кассационным определением окружного военного суда определение оставлено без изменения.
Военная коллегия заменила ответчика, исходя из следующего.
Решением гарнизонного военного суда от 29 октября 2002 года удовлетворены требования Ч. о производстве дополнительных денежных выплат за участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона России. 11 ноября 2002 года Ч. выдан исполнительный лист, 15 июня 2004 года исполнительный лист поступил в Минфин России. 12 октября 2004 года. Управлением Федерального казначейства по Ростовской области причитающиеся Ч. денежные средства направлены на счет управления Группировки войск в горной части Чеченской Республики.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», действовавшего до 1 февраля 2008 года, исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов судов общей юрисдикции, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет. Однако пп. 1 п. 1 ст. 15 данного закона предусматривает, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа.
Таким образом, выводы судов о пропуске Ч. срока предъявления исполнительного листа к исполнению являются ошибочными, поскольку выданный 6 декабря 2002 года исполнительный лист был предъявлен заявительницей к исполнению 15 июня 2004 года.
Согласно ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Как видно из материалов дела, Группировка войск в горной части Чеченской Республики и входящие в ее состав воинские части (в том числе и военные комендатуры) в ноябре 2005 года расформированы. Директивой командующего войсками округа от 14 марта 2006 года № 67 установлено, что правопреемником расформированных военных комендатур по вопросам неполноты выплат денежных средств определена войсковая часть 53518.
Определение по делу № 5н-89/09(г)