Приложение № 26
к Приказу
Министерства финансов
Российской Федерации
от 28 декабря 2015 года № 217н
AG98. Твердое договорное обязательство приобрести бизнес в сделке по объединению бизнесов не может быть объектом хеджирования, за исключением валютного риска, поскольку прочие хеджируемые риски не могут быть конкретно идентифицированы и оценены. Эти прочие риски представляют собой бизнес-риски общего характера.
AG99. Инвестиция, учитываемая с использованием метода долевого участия, не может быть объектом хеджирования в отношениях хеджирования справедливой стоимости, поскольку метод долевого участия предусматривает признание в составе прибыли или убытка доли инвестора в прибыли или убытке объекта инвестиций, а не изменений справедливой стоимости соответствующей инвестиции. По аналогичной причине инвестиция в консолидируемую дочернюю организацию не может быть объектом хеджирования в отношениях хеджирования справедливой стоимости, поскольку при консолидации организация признает в составе прибыли или убытка прибыль или убыток дочерней организации, а не изменения справедливой стоимости соответствующей инвестиции. Хеджирование чистой инвестиции в иностранное подразделение представляет собой иной случай, так как это хеджирование подверженности валютному риску, а не хеджирование справедливой стоимости против риска изменения стоимости соответствующей инвестиции.
AG99A. В пункте 80 указывается, что в консолидированной финансовой отчетности валютный риск по прогнозируемой с высокой вероятностью внутригрупповой операции может квалифицироваться как объект хеджирования в отношениях хеджирования денежных потоков при условии, что данная операция выражена в валюте, отличной от функциональной валюты организации, осуществляющей данную операцию, и что валютный риск окажет влияние на консолидированную прибыль или убыток. Для этих целей организация может представлять собой материнскую организацию, дочернюю организацию, ассоциированную организацию, совместное предпринимательство или филиал. Если валютный риск по прогнозируемой внутригрупповой операции не оказывает влияния на консолидированный показатель прибыли или убытка, то данная внутригрупповая операция не может квалифицироваться как объект хеджирования. Обычно к этим операциям относятся выплаты роялти, процентов или вознаграждений за управление, осуществляемых между членами одной группы, кроме случаев, когда имеется связанная операция с третьей стороной. Однако в случаях, когда валютный риск по прогнозируемой внутригрупповой операции будет оказывать влияние на консолидированный показатель прибыли или убытка, данная внутригрупповая операция может квалифицироваться как объект хеджирования. В качестве примера можно привести прогнозируемые операции продажи или приобретения запасов, осуществляемые между членами одной группы, если имеет место последующая продажа данных запасов стороне, не входящей в состав группы. Аналогично прогнозируемая внутригрупповая операция по продаже основных средств той организацией группы, которая изготовила их, другой организации той же группы, которая будет использовать данные основные средства в своей деятельности, может оказать влияние на консолидированный показатель прибыли или убытка. Это может произойти, например, по той причине, что основные средства будут амортизироваться приобретающей организацией, а сумма, первоначально признанная в отношении данных основных средств, может измениться, если прогнозируемая внутригрупповая операция выражена в валюте, отличной от функциональной валюты приобретающей организации.
AG99B. Если хеджирование прогнозируемой внутригрупповой операции отвечает критериям применения учета хеджирования, то величина прибыли или убытка, признанная в составе прочего совокупного дохода в соответствии с пунктом 95(a), должна быть реклассифицирована из состава собственного капитала в состав прибыли или убытка в качестве реклассификационной корректировки в том же периоде или периодах, в течение которых валютный риск по хеджируемой операции оказывает влияние на консолидированный показатель прибыли или убытка.
AG99BA. Организация может по собственному усмотрению определить все изменения денежных потоков или справедливой стоимости объекта хеджирования в составе отношения хеджирования. Организация также может по собственному усмотрению определить в качестве объекта хеджирования изменения денежных потоков или справедливой стоимости объекта хеджирования только выше или ниже некоторой установленной цены или иной переменной («односторонний риск»). Односторонний риск, связанный с объектом хеджирования, отражает внутренняя стоимость приобретенного опциона, являющегося инструментом хеджирования (при допущении, что он имеет те же основные параметры, что и риск, определенный организацией для хеджирования), но не временная стоимость этого опциона. Например, организация может по собственному усмотрению определить в качестве объекта хеджирования риск изменения будущих денежных потоков в связи с повышением цены прогнозируемой операции по приобретению товаров. В подобной ситуации организация по собственному усмотрению определяет в качестве объекта хеджирования только те денежные убытки, которые являются следствием увеличения указанной цены сверх определенного уровня. Хеджируемый риск не включает в себя временную стоимость приобретенного опциона, поскольку временная стоимость не является компонентом прогнозируемой операции, который оказывает влияние на прибыль или убыток (см. пункт 86(b)).
AG99C. Если часть денежных потоков по финансовому активу или финансовому обязательству определяется по усмотрению организации в качестве объекта хеджирования, то размер данной определенной по усмотрению организации части должен быть меньше общей величины денежных потоков по активу или обязательству. Например, в случае обязательства, эффективная процентная ставка по которому ниже ставки LIBOR, организация не может по собственному усмотрению определить в качестве объекта хеджирования (а) часть обязательства, равную основной сумме плюс проценты по ставке LIBOR и (b) отрицательную оставшуюся часть. Однако организация может по собственному усмотрению определить в качестве объекта хеджирования все денежные потоки по финансовому активу или финансовому обязательству в целом и хеджировать их в отношении только одного конкретного риска (например, в отношении только тех изменений, которые вызваны изменениями ставки LIBOR). Например, в случае финансового обязательства, эффективная процентная ставка по которому на 100 базисных пунктов ниже ставки LIBOR, организация может по собственному усмотрению определить в качестве объекта хеджирования все это обязательство (то есть основную сумму долга и проценты по ставке LIBOR минус 100 базисных пунктов) и хеджировать изменения справедливой стоимости или денежных потоков по всему этому обязательству, обусловленные изменениями ставки LIBOR. Организация также может выбрать коэффициент хеджирования, отличный от соотношения один к одному, с тем чтобы повысить эффективность хеджирования, как указано в пункте AG100.
AG99D. Кроме того, если финансовый инструмент с фиксированной процентной ставкой хеджируется спустя некоторое время после его возникновения и процентные ставки за этот промежуток времени изменились, то организация может по собственному усмотрению определить в качестве объекта хеджирования часть, равную базовой процентной ставке, которая превышает договорную процентную ставку, по которой производятся выплаты по данному объекту. Организация может это сделать при условии, что базовая ставка будет ниже эффективной процентной ставки, рассчитанной исходя из допущения, что организация приобрела данный инструмент в тот день, когда она по собственному усмотрению определила соответствующий объект хеджирования. Например, допустим, что у организации появляется финансовый актив номиналом 100 д. е. с фиксированной ставкой, по которому эффективная процентная ставка составляет 6 процентов, в то время как ставка LIBOR равна 4 процентам. Организация начинает хеджировать данный актив некоторое время спустя, когда ставка LIBOR увеличилась до 8 процентов, а справедливая стоимость актива снизилась до 90 д. е. Организация рассчитала, что если бы она приобрела этот актив в тот день, когда она по собственному усмотрению определила в качестве объекта хеджирования его справедливую стоимость в 90 д. е. на тот момент, эффективная доходность составила бы 9,5 процентов. Поскольку ставка LIBOR ниже указанной эффективной доходности, организация может по собственному усмотрению определить в качестве объекта хеджирования часть, соответствующую восьмипроцентной ставке LIBOR, которая состоит частично из предусмотренных договором процентных выплат и частично из величины, представляющей собой разность между текущей справедливой стоимостью (то есть 90 д. е.) и суммой, подлежащей выплате при наступлении срока погашения (то есть 100 д. е.).
AG99E. Пункт 81 разрешает организации определять по собственному усмотрению величину, иную, чем все изменение справедливой стоимости или денежных потоков по финансовому инструменту. Например:
(a) все денежные потоки по финансовому инструменту могут быть определены по усмотрению организации в качестве объектов хеджирования применительно к изменениям в денежных потоках или справедливой стоимости, связанным с некоторыми (но не всеми) рисками; или
(b) некоторые (но не все) денежные потоки по финансовому инструменту могут быть определены по усмотрению организации в качестве объектов хеджирования применительно к изменениям в денежных потоках или справедливой стоимости, связанным со всеми или лишь с некоторыми рисками (то есть «часть» денежных потоков по финансовому инструменту может быть определена в качестве объекта хеджирования применительно к изменениям, связанных со всеми или лишь с некоторыми рисками).
AG99F. Чтобы соответствовать критериям применения учета хеджирования, определяемые по усмотрению организации риски и части должны представлять собой отдельно идентифицируемые компоненты финансового инструмента, и при этом изменения денежных потоков или справедливой стоимости всего финансового инструмента, возникающие в результате изменений в определенных по усмотрению организации рисках или частях, должны поддаваться надежной оценке. Например:
(a) если финансовый инструмент с фиксированной ставкой хеджируется применительно к изменениям справедливой стоимости, связанным с изменением безрисковой или базовой процентной ставки, то безрисковая или базовая процентная ставка, как правило, считается и отдельно идентифицируемым компонентом финансового инструмента, и поддающейся надежной оценке;
(b) инфляция не является отдельно идентифицируемой, и не поддается надежной оценке, и не может быть определена по усмотрению организации в качестве риска или части финансового инструмента, кроме случаев, когда выполняются требования подпункта (с);
(c) определенная договором инфляционная составляющая денежных потоков по признанной облигации, привязанной к уровню инфляции (при допущении, что не требуется отдельно учитывать встроенный производный инструмент), является отдельно идентифицируемой и поддается надежной оценке, при условии, что эта инфляционная составляющая не оказывает влияния на прочие денежные потоки по данному инструменту.
AG100. Изменения цены ингредиента или компонента нефинансового актива или нефинансового обязательства, как правило, не оказывают предсказуемого, поддающегося отдельной оценке влияния на цену такого объекта, которое было бы сравнимо, например, с влиянием изменения рыночных процентных ставок на цену облигации. Таким образом, нефинансовый актив или нефинансовое обязательство может выступать в качестве объекта хеджирования только целиком или в отношении валютного риска. Если существует разница между условиями инструмента хеджирования и объекта хеджирования (например, при хеджировании прогнозируемой покупки бразильского кофе с использованием форвардного договора на покупку колумбийского кофе при аналогичных прочих условиях), отношения хеджирования, тем не менее, могут отвечать критериям применения учета хеджирования при условии, что выполняются все требования пункта 88, включая требование об ожидаемой высокой эффективности хеджирования. Для этих целей величина инструмента хеджирования может быть больше или меньше величины объекта хеджирования, если это позволит повысить эффективность отношения хеджирования. Например, можно провести регрессионный анализ, чтобы определить наличие статистической связи между объектом хеджирования (например, сделкой с бразильским кофе) и инструментом хеджирования (например, сделкой с колумбийским кофе). Если существует обоснованная статистическая взаимосвязь между двумя переменными (то есть между ценами на единицу бразильского кофе и единицу колумбийского кофе), то наклон линии регрессии можно использовать для определения коэффициента хеджирования, который максимизирует ожидаемую эффективность. Например, если наклон линии регрессии равен 1,02, то коэффициент хеджирования, основанный на соотношении объектов хеджирования в количестве 0,98 к инструменту хеджирования в размере 1,00, максимизирует ожидаемую эффективность. Однако данные отношения хеджирования могут привести к неэффективности, которая будет признана в составе прибыли или убытка в течение срока, на который определяются эти отношения хеджирования.
AG101. Хеджирование общей нетто-позиции (например, нетто-величины всех активов и обязательств с фиксированной ставкой, имеющих схожие сроки погашения), а не конкретного объекта хеджирования, не соответствует критериям применения учета хеджирования. Однако можно достичь почти такого же влияния на прибыль или убыток при применении учета хеджирования к этому типу отношений хеджирования, если организация по собственному усмотрению определит в качестве объекта хеджирования часть составляющих эту позицию объектов. Например, у банка есть активы суммой 100 д. е. и обязательства суммой 90 д. е. со схожими рисками и условиями. Если банк хеджирует нетто-позицию в размере 10 д. е., он может по собственному усмотрению определить в качестве объекта хеджирования активы в сумме 10 д. е. Данное хеджирование может быть использовано, если такие активы и обязательства являются инструментами с фиксированной процентной ставкой – в этом случае оно будет представлять собой хеджирование справедливой стоимости – или если они являются инструментами с переменной ставкой процента – тогда оно будет хеджированием денежных потоков. Аналогично, если у организации имеется твердое договорное обязательство осуществить покупку в иностранной валюте на сумму 100 д. е. и твердое договорное обязательство осуществить продажу в той же иностранной валюте на сумму 90 д. е., она может хеджировать нетто-величину 10 д. е. путем приобретения производного инструмента и определения его по собственному усмотрению в качестве инструмента хеджирования, в отношении 10 д. е., которые являются частью твердого договорного обязательства осуществить покупку в размере 100 д. е.