Принят
Государственной Думой
24 июня 1997 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды.
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, от 30 декабря 2020 года № 522-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.)
Государственное управление в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 28 июня 2021 года № 221-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляют свою деятельность в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в соответствии с положениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 28 июня 2021 года № 221-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, в установленном им порядке на основе заключений экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, проводимой в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.
Срок действия государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов составляет десять лет, если иное не установлено настоящей статьей.
Срок действия государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов составляет три года в случае, если в заключении санитарно-эпидемиологической экспертизы пестицида или агрохимиката или в заключении государственной экологической экспертизы проекта технической документации на пестицид или агрохимикат содержатся рекомендации к государственной регистрации сроком на три года, а также рекомендации о проведении дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую среду.
Срок действия свидетельства о регистрации минерального удобрения не ограничен.
По результатам экспертизы пестицида или агрохимиката заявителю федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, выдается свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката, в том числе при реорганизации и (или) изменении наименования заявителя.
Форма свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката прекращает свое действие в случае, если пестицид или агрохимикат исключен из Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
Основаниями для отказа в государственной регистрации пестицида или агрохимиката являются:
санитарно-эпидемиологическое заключение о несоответствии пестицида или агрохимиката санитарно-эпидемиологическим требованиям, выданное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);
отрицательное заключение государственной экологической экспертизы проекта технической документации на пестицид или агрохимикат, выданное федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы;
отрицательное заключение экспертизы регламентов применения пестицида или агрохимиката, выданное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса;
неуплата государственной пошлины за государственную регистрацию пестицида или агрохимиката либо за внесение изменений в свидетельство о государственной регистрации пестицида или агрохимиката;
несоответствие содержания отчетов, указанных в части одиннадцатой статьи 10 настоящего Федерального закона, информации о пестициде или агрохимикате, представленной заявителем в целях их государственной регистрации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, содержанию санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии пестицида или агрохимиката санитарно-эпидемиологическим требованиям, заключению государственной экологической экспертизы проекта технической документации на пестицид или агрохимикат.
Отказ в государственной регистрации пестицида или агрохимиката либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации пестицида или агрохимиката могут быть обжалованы в судебном порядке.
В целях обеспечения безопасного обращения пестицидов и агрохимикатов заявитель не позднее 30 дней со дня регистрации пестицидов и (или) агрохимикатов предоставляет в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю (надзору) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, образцы пестицидов и агрохимикатов (не более 1 килограмма (литра), а также аналитические стандарты действующих веществ пестицидов (не более 50 граммов (миллилитров), входящих в его состав, и методики их определения.
Образцы пестицидов и агрохимикатов, а также аналитические стандарты действующих веществ пестицидов, входящих в их состав, и методики их определения предоставляются однократно в течение срока действия государственной регистрации пестицида и агрохимиката.
Пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса.
Предоставление информации, содержащейся в материалах, представленных заявителем в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору), в федеральный орган исполнительной власти в области государственной экологической экспертизы, без согласия заявителя не допускается.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 28 июня 2021 года № 221-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
В случае изменения сферы применения и (или) регламентов применения пестицида или агрохимиката вносится дополнение к свидетельству о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката.
Дополнение к свидетельству о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката оформляется при наличии соответствующих заключений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Форма указанного дополнения к свидетельству устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Дополнение к свидетельству о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката прекращает свое действие в случае, если пестицид или агрохимикат исключен из Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 28 июня 2021 года № 221-ФЗ.)
Государственный реестр свидетельств государственной регистрации пестицидов и (или) агрохимикатов содержит сведения о выданном свидетельстве о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката, о дополнении к свидетельству о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката, об изменении сферы применения и (или) регламентов применения пестицида или агрохимиката.
По запросу заявителя либо уполномоченных им юридического лица или индивидуального предпринимателя о выдаче выписки из государственного реестра свидетельств государственной регистрации пестицидов и (или) агрохимикатов федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня принятия заявления, выдает выписку из государственного реестра свидетельств государственной регистрации пестицидов и (или) агрохимикатов. К указанному заявлению прилагается копия доверенности или ее перевод на русский язык, заверенные в установленном порядке.
Типовая форма выписки из государственного реестра свидетельств государственной регистрации пестицидов и (или) агрохимикатов, форма заявления о выдаче выписки из государственного реестра свидетельств государственной регистрации пестицидов и (или) агрохимикатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Исключение пестицида или агрохимиката из Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, изменение регламентов применения пестицида или агрохимиката и (или) срока государственной регистрации до истечения срока действия государственной регистрации осуществляются по решению Межведомственной комиссии по вопросам безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы пестицида или агрохимиката, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), и (или) заключения государственной экологической экспертизы проекта технической документации на пестицид или агрохимикат, выданного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, с указанием ранее неизвестных опасных для здоровья людей или окружающей среды свойств, присущих этим пестициду или агрохимикату.
Организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 28 июня 2021 года № 221-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов проводятся для разработки и обоснования регламентов применения пестицидов и агрохимикатов. Указанные регламенты обеспечивают эффективность применения пестицидов и агрохимикатов и их безопасность для здоровья людей и окружающей среды.
В качестве результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов признаются:
результаты регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, полученные от юридических лиц, которые имеют необходимое научное и материально-техническое обеспечение, специалистов соответствующего профиля и квалификации и допущены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, к проведению регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);
результаты неклинических лабораторных исследований пестицида, полученные в российских испытательных лабораториях (центрах), признанных соответствующими принципам надлежащей лабораторной практики;
результаты неклинических лабораторных исследований пестицида, полученные в иностранных испытательных лабораториях (центрах) и содержащие данные об остаточном количестве действующего вещества пестицида в сельскохозяйственной продукции.
Заявители обязаны для проведения регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов оплачивать регистрационные испытания заявленных пестицидов или агрохимикатов и предоставлять бесплатно:
регистрационные образцы пестицидов или агрохимикатов;
аналитический стандарт действующего вещества пестицида;
информацию о методах аналитического контроля пестицида.
Регистрационные испытания каждого пестицида с целью определения эффективности и безопасности его использования, разработки регламентов применения пестицидов проводятся на территории Российской Федерации.
В рамках регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов допускается проведение их исследований в научных целях.
Регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов включают в себя:
определение эффективности применения пестицидов и агрохимикатов и разработку регламентов их применения, осуществляемые юридическими лицами, допущенными к проведению регистрационных испытаний;
оценку опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и разработку гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, осуществляемые научно-исследовательскими учреждениями и организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), и аккредитованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
об аккредитации в национальной системе аккредитации, в качестве органов инспекции или в качестве испытательных лабораторий (центров), проводящих исследования (испытания) и измерения в области оценки опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей с оценкой указанного воздействия (далее – научно-исследовательские учреждения и организации);
экологическую оценку регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, осуществляемую юридическими лицами, допущенными к проведению регистрационных испытаний.
Регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов проводятся в соответствии с программой регистрационных испытаний пестицида или агрохимиката, разработанной организациями.
Организации допускаются к проведению регистрационных испытаний в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Разработка, утверждение программ регистрационных испытаний пестицидов или агрохимикатов осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
По окончании регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов подтверждается эффективность применения пестицидов и агрохимикатов, а также их безопасность для здоровья людей и окружающей среды.
По результатам регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов составляются отчеты, форма которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Организации, допущенные к проведению регистрационных испытаний и ответственные за подготовку экспертных заключений, на основании отчетов по результатам регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов подготавливают для заявителя экспертные заключения, содержащие рекомендацию к государственной регистрации пестицида или агрохимиката с указанием регламентов их применения и сведений об эффективности применения пестицида или агрохимиката либо мотивированный отказ в такой рекомендации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 28 июня 2021 года № 221-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса.
Экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов предназначена для подтверждения проведения необходимого объема регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов для определения их биологической эффективности, безопасности их применения для здоровья людей и окружающей среды, что отражается в заключении экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, включающем информацию об ограничениях, необходимых для выполнения санитарно-эпидемиологических требований, а также требований в сфере охраны окружающей среды.
Экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов включает в себя:
санитарно-эпидемиологическую экспертизу, осуществляемую федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);
государственную экологическую экспертизу проекта технической документации на пестицид или агрохимикат, осуществляемую федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы;
экспертизу регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, организуемую федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса.
Состав проекта технической документации на пестицид или агрохимикат устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на организацию и проведение государственной экологической экспертизы.
(Статья дополнительно включена с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 28 июня 2021 года № 221-ФЗ.)
Экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов основывается на принципах:
обязательности ее проведения;
научной обоснованности ее выводов;
независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий;
платности ее проведения.
Срок проведения экспертизы не должен превышать три месяца.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 28 июня 2021 года № 221-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Заявители не вправе участвовать в экспертизе результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 28 июня 2021 года № 221-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Заключение экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов может быть обжаловано в судебном порядке.
Порядок и организацию проведения экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 28 июня 2021 года № 221-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, на основе заключений экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов на срок два года в случае необходимости проведения дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую среду. В остальных случаях государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов осуществляется на срок десять лет (часть в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Порядок государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.
Гражданину или юридическому лицу по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, выдается регистрационное свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката. Форма данного регистрационного свидетельства устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.
Пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, ведет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.
(Исключена с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года № 15-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Утратила силу с 29 июня 2021 года – Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 522-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами является соблюдение гражданами и юридическими лицами:
требований к пестицидам и агрохимикатам при ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза (статус регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката, соответствие ввозимых пестицидов и агрохимикатов требованиям действующего регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката);
регламентов применения пестицидов и агрохимикатов при производстве сельскохозяйственной продукции (за исключением применения пестицидов и агрохимикатов гражданами для ведения личного подсобного хозяйства).
Оценка соблюдения гражданами и юридическими лицами санитарно-эпидемиологических требований, а также требований охраны окружающей среды при производстве, реализации, хранении, применении, транспортировке, обезвреживании, утилизации, уничтожении и захоронении пестицидов и агрохимикатов осуществляется в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного экологического надзора.
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами утверждается Правительством Российской Федерации.
Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации при ввозе пестицидов и агрохимикатов на территорию Российской Федерации с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза) регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 29 июня 2021 года Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 522-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Права и обязанности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю (надзору) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, определяются статьей 29 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также настоящей статьей.
Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю (надзору) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обязаны:
проверять статус регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката;
оценивать соответствие ввозимых пестицидов и агрохимикатов требованиям действующего регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката;
в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации, проводить отбор проб или образцов для проведения лабораторных исследований пестицидов и агрохимикатов в целях определения их соответствия требованиям действующего регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката.
Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю (надзору) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, имеют право:
посещать при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами здания, помещения, сооружения, расположенные в специализированных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 28 июня 2021 года № 221-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
принимать решения о запрете ввоза на территорию Российской Федерации партий пестицидов и агрохимикатов с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза.
(Статья дополнительно включена с 29 июня 2021 года Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 522-ФЗ.)
С 1 июля 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 522-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 июня 2021 года № 221-ФЗ) настоящий Федеральный закон будет дополнен статьей 15.2.