1. К основным задачам федерального антимонопольного органа относятся:
содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
2. Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:
направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения по проектам законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;
дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;
разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;
контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции
(абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ).
3. Для разработки мер по совершенствованию функционирования рынка, развитию конкуренции, преодолению тенденций к монополизации, для анализа структуры и состояния товарных рынков, научного обеспечения деятельности федерального антимонопольного органа при Комитете создаются и действуют научно-исследовательский институт и экспертные советы (пункт дополнен с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ).
4. Пункт исключен с 29 мая 1995 года – Федеральный закон от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ.
Федеральный антимонопольный орган вправе (абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ):
давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и (или) об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разделении или о выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства (абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ);
давать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству (абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ);
вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о введении или об отмене лицензирования, об изменении таможенных тарифов, о введении или об отмене квот, а также о предоставлении налоговых льгот, льготных кредитов и иных видов государственной поддержки (абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ);
принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на их руководителей, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства, за исключением случаев нарушения установленного порядка ценообразования в соответствии с законодательством о естественных монополиях (абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ);
обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства (абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ);
направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства (абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ);
устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов (абзац дополнительно включен с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ);
давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства (абзац дополнительно включен с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ);
осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ).
Сотрудники, уполномоченные федеральным антимонопольным органом (территориальным органом), в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в коммерческие и некоммерческие организации и их объединения, в другие организации и учреждения и знакомства на основании письменного запроса с необходимыми документами.
Органы милиции обязаны оказывать практическую помощь сотрудникам федерального антимонопольного органа (территориального органа) при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая при этом беспрепятственный доступ к необходимой информации в целях выполнения возложенных на них функций.
(Статья в редакции, введенной в действие с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ.).
Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (их должностные лица), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) его законной деятельности.
(Статья в редакции, введенной в действие с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ.).
Сведения, составляющие коммерческую тайну, которые получены федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) на основании статей 13 и 14 настоящего Закона, не подлежат разглашению (часть дополнена с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ).
В случае разглашения сотрудниками федерального антимонопольного органа (территориального органа) сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством (часть в редакции, введенной в действие с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ).
В целях содействия развитию товарных рынков, конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации (абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ):
о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара (абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ);
об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен (абзац в редакции, введенной в действие с29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ);
о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов (абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ);
о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов (абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ);
о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон (абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ);
о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования (абзац в редакции, введенной в действие с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ).
Федеральный антимонопольный орган принимает участие в реализации федеральных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства (часть дополнительно включена с 29 мая 1995 года Федеральным законом от 25 мая 1995 года № 83-ФЗ).