Курс ЦБ на 25 апреля 2024 года
EUR: 98.9118 USD: 92.5058 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 № 1439-О

Конституционный Суд Российской Федерации в составе
председателя В. Д. Зорькина,
судей К. В. Арановского, А. И. Бойцова, Н. С. Бондаря, Г. А. Гаджиева, Ю. М. Данилова, Л. М. Жарковой, С. Д. Князева, А. Н. Кокотова, Л. О. Красавчиковой, Н. В. Мельникова, Ю. Д. Рудкина, О. С. Хохряковой, В. Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы АО «Фирма «ГТК-Сервис» и сельскохозяйственного производственного кооператива «Батыр» к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. АО «Фирма «ГТК-Сервис» и сельскохозяйственный производственный кооператив «Батыр» (далее – СПК «Батыр») оспаривают конституционность положений подпункта 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым при реализации таких продовольственных товаров, как зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы, налогообложение по налогу на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов.

Данное законоположение оспаривается заявителями во взаимосвязи с Перечнем кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее – Перечень кодов видов продовольственных товаров), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 908.

Как следует из представленных материалов, СПК «Батыр» ввез на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве товара белково-витаминно-минеральный концентрат, классифицировав его по коду единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) как продукты, используемые для кормления животных (раздел «Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы»), с исчислением налога на добавленную стоимость по ставке 10 процентов. По результатам проверки таможенный орган сделал вывод о необоснованном применении налогоплательщиком к данной операции пониженной ставки налога на добавленную стоимость (должна применяться общая ставка – 18 процентов), поскольку ввезенный товар не поименован ни в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, ни в Перечне кодов видов продовольственных товаров.

Не согласившись с решениями таможенного органа, СПК «Батыр» оспорил их в арбитражный суд, который привлек к участию в деле в качестве третьего лица АО «Фирма «ГТК-Сервис», являющееся таможенным представителем СПК «Батыр». Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда было отказано в удовлетворении требований о признании незаконными решений таможенного органа о внесении необходимых изменений в таможенные декларации. Арбитражный суд, ссылаясь в том числе на инструкцию по применению ввезенного налогоплательщиком концентрата, указал, что данный товар не является кормовой смесью, поскольку служит в качестве кормовой добавки, которая напрямую для кормления сельскохозяйственных животных и птиц не используется. Тем самым, как посчитал арбитражный суд, ввезенный товар по своим показателям не относится к продовольственным товарам (зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы), облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов.

По мнению заявителей, оспариваемые нормативные положения носят неопределенный характер, что позволяет таможенному органу произвольно отказывать в применении ставки 10 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении ввезенного товара на союзную таможенную территорию, а потому данные положения противоречат статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 46 и 57 Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Налоговый кодекс Российской Федерации в главе 21 регламентирует отношения по уплате налога на добавленную стоимость, в частности, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией: им установлены особенности налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговые ставки, основания освобождения от налогообложения.

Налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость определены в статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта 3 которой налогообложение, по общему правилу, производится по налоговой ставке 20 процентов (до вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года № 303-ФЗ применялась налоговая ставка 18 процентов). В исключение из общего правила определены категории товаров, при реализации которых налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов, в том числе продовольственные товары (подпункт 1 пункта 2), и предусматривается, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 данной статьи (пункт 5).

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает, что законодательство о налогах и сборах, регулирующее властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, не применяется к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункты 1 и 2 статьи 2).

Вместе с тем в вопросах уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации нормы федерального законодательства о налогах и сборах подлежат применению во взаимосвязи с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. В частности, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза предусматривает, что таможенным платежом является и налог на добавленную стоимость, если он взимается при ввозе товара на таможенную территорию Евразийского экономического союза; для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором они подлежат уплате (подпункт 3 пункта 1 статьи 46 и пункт 4 статьи 53).

Согласно пункту 1 статьи 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, которая в силу пункта 2 статьи 19 этого же Кодекса основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется в том числе с учетом Пояснений к ней (Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 года № 21), которые содержат толкование ее позиций, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых в те или иные позиции номенклатуры или исключаемых из них, и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, оспариваемое заявителями положение статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, будучи направленным на реализацию конституционного предписания по установлению законно установленных налогов и сборов (статья 57 Конституции Российской Федерации) в части регламентации такого элемента налогообложения, как налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость, действуя во взаимосвязи с Перечнем кодов видов продовольственных товаров, само по себе не носит неопределенного характера и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2019 года № 230-О).

Разрешение же вопроса о размере ставки налога на добавленную стоимость в отношении совершаемых налогоплательщиками хозяйственных операций, предполагает исследование и оценку фактических обстоятельств в его конкретном деле, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «Фирма «ГТК-Сервис» и сельскохозяйственного производственного кооператива «Батыр», поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.




Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В. Д. Зорькин

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно