Курс ЦБ на 24 апреля 2024 года
EUR: 99.5609 USD: 93.2918 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС ЦО от 19.04.2021 № Ф10-1065/2021

Дело № А35-9903/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.04.2021.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Бутченко Ю. В.,
судей Радюгиной Е. А., Чаусовой Е. Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кучиной А. А.,

при участии в судебном заседании:
от Местной религиозной организации – Церковь Евангельских Христиан-баптистов (п. Прямицино) – Кориневской И. Н. (доверенность от 07.11.2020);
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области – Стремоуховой Ю. В. (доверенность от 30.12.2020 № 23), Дектемировой А. Г. (доверенность от 06.04.2021 № 5);

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Местной религиозной организации – Церковь Евангельских Христиан-баптистов (п. Прямицино) на Решение Арбитражного суда Курской области от 10.09.2020 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 по делу № А35-9903/2019,

установил:

Местная религиозная организация – Церковь Евангельских Христиан-баптистов (далее – МРО ЦЕХБ, организация, налогоплательщик, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области (далее – МИФНС № 5 по Курской области, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным Решения от 03.07.2019 № 07-19/977 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 3203,15 руб., доначисления земельного налога за 2018 год в сумме 64 063 руб., пени в размере 8912,61 руб., и предложения уплатить указанные суммы недоимки, пени и штрафа.

Решением Арбитражного суда Курской области от 10.09.2020 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение МИФНС № 5 по Курской области от 03.07.2019 № 07-19/977 в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 2402,40 руб. за неуплату земельного налога за 2018 год и предложения уплатить указанную сумму штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставлено без изменений.

Не согласившись с указанными судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, налогоплательщик обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты в указанной части и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.

Представители налогового органа возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном в статьях 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), исходя из доводов, содержащихся в ней.

В силу части 1 статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных актов в обжалуемой части.

Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражениях на нее, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.

Из материалов дела следует и суды установили, что МРО ЦЕХБ 17.01.2019 представила в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2018 год, в которой к уплате в бюджет отразила сумму налога в размере 0,00 руб. При этом в данной декларации налогоплательщик также отразил сведения – о земельном участке: кадастровый номер 00:00:00:0000; кадастровая стоимость 0,00 руб.; налоговая база 0,00 руб.; сумма исчисленного налога 0,00 руб.

Инспекция в ходе камеральной проверки установила наличие в собственности налогоплательщика земельного участка с кадастровым номером 46:17:031204:24, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Большедолженковский сельсовет, д. Ванина, ул. Комаревка, д. 43; площадь – 8800 кв. м; кадастровая стоимость на 01.01.2018 – 4 270 836 руб.; разрешенное использование – для размещения детского оздоровительного лагеря (сведения получены от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области).

Инспекция направила в адрес организации требование от 11.04.2019 № 07-30/957, в связи с отсутствием отражения указанного земельного участка в налоговой декларации, в котором предлагала в 5-дневный срок представить пояснения по выявленным противоречиям, или внести в декларацию соответствующие исправления.

Данное требование инспекции оставлено организацией без исполнения.

По результатам рассмотрения акта и материалов налоговой проверки, МИФНС № 5 по Курской области приняла Решение от 03.07.2019 № 07-19/977 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым организация привлечена к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 3203,15 руб. за неуплату земельного налога (64 063 руб. x 20% / 4; размер штрафа уменьшен в четыре раза в связи с наличием смягчающих обстоятельств), доначислен земельный налог за 2018 год в размере 64 063 руб. и пени в размере 8912,61 руб.

Налогоплательщик 24.07.2019 представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2018 год, в которой заявил право на использование налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 395 НК РФ, по земельному участку с кадастровым номером 46:17:031204:24. В частности, в данной декларации отражены сведения о земельном участке: кадастровый номер 46:17:031204:24; налоговая ставка 1,5%; сумма исчисленного налога 0,00 руб.; код налоговой льготы в виде освобождения от налогообложения 3021160.

Налоговый орган, с согласия налогоплательщика, провел осмотр земельного участка с кадастровым номером 46:17:031204:24 (протокол осмотра от 23.08.2019), в результате которого установил, что на указанном земельном участке отсутствуют здания, строения, сооружения религиозного либо благотворительного назначения; на данном участке залит только фундамент, который не выступает над уровнем земли.

Решением УФНС по Курской области от 29.08.2019 № 237 апелляционная жалоба налогоплательщика на решение инспекции от 03.07.2019 № 07-19/977 оставлена без удовлетворения.

Налогоплательщик, ссылаясь на наличие права на использование налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 395 НК РФ, в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:17:031204:24, не согласился с указанным решением инспекции от 03.07.2019 № 07-19/977 и обратился в суд с соответствующим заявлением.

По мнению суда кассационной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс, НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Кодекса).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса (пункт 1 статьи 390 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Кодекса).

В подпункте 4 пункта 1 статьи 395 Кодекса установлено, что освобождаются от налогообложения религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон № 125-ФЗ) государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона № 125-ФЗ религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых помещениях, зданиях и сооружениях и иных объектах, в том числе в жилых помещениях.

Из положений статьи 18 Закона № 125-ФЗ следует, что религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

Согласно статьям 1 и 2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительная деятельность осуществляется в целях: социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; охраны окружающей среды и защиты животных; охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения; подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения; содействия добровольческой деятельности; участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи; содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций; содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы; содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Принимая во внимание изложенное, суды верно указали, что освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строения или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.

Суды установили и из материалов дела, сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также устава МРО – ЦЕХБ (п. Прямицино), следует, что данная религиозная организация зарегистрирована с 2002 года по адресу: Курская область, п. Прямицино, ул. Коммунистическая, 8.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) по указанному адресу расположено трехэтажное нежилое здание для богослужения площадью 695,70 кв. м, находящееся в собственности организации.

Вместе с тем, организация является также собственником земельного участка с кадастровым номером 46:17:031204:24, расположенного по адресу: Курская область, Октябрьский район, Большедолженковский сельсовет, д. Ванина, ул. Комаревка, д. 43; площадь – 8800 кв. м; земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения детского оздоровительного лагеря (договора купли-продажи от 27.09.2010 и передаточный акт).

На земельном участке по указанному адресу имеется объект незавершенного строительства, назначение: нежилое; площадь 243,8 кв. м; степень готовности – 5%.

Суды первой и апелляционной инстанций, всесторонне, полно, объективно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, принимая во внимание положения статьи 11 НК РФ, пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, Общероссийский классификатор основных фондов, утвержденный приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст, установили, что на земельном участке с кадастровым номером 46:17:031204:24 в 2010 году был сооружен бетонный фундамент под здание административно-бытового корпуса детского оздоровительного лагеря, однако дальнейшее строительство здания не производилось; данный объект незавершенного строительства представляет собой полосы бетонного фундамента, выполненного по периметру подлежащего строительству здания; фундамент не выступает за уровень земельного покрова.

С учетом изложенного суды обоснованно указали, что фундамент, представляющий собой часть здания, строения или сооружения (5% готовности), не может являться самостоятельным объектом, религиозного либо благотворительного назначения, в связи с чем его наличие не может свидетельствовать о возможности применения подпункта 4 пункта 1 статьи 395 НК РФ.

Довод заявителя о проведении организацией на данном земельном участке мероприятий по организации детского отдыха в период с 02 по 07.07.2018 (1-я смена) и с 09 по 14.07.2018 (2-я смена), то есть общей продолжительностью 12 дней, с установкой во время их проведения временных сборно-разборных конструкций (15 десятиместных палаток для проживания детей и сотрудников; шатер круглой формы из металлоконструкций покрытых полотном), был предметом рассмотрения судов, получил надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонен. Суды учли, что использование непродолжительное время временных сборно-разборных конструкций, водяной скважины и установки для подключения к электросети, ввиду отсутствия расположенных на земельном участке зданий, строений, сооружений, непосредственно предназначенных для осуществления религиозной и благотворительной деятельности, не может являться обстоятельством освобождающим заявителя от уплаты земельного налога за 2018 год на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 395 НК РФ; в оставшееся время спорный земельный участок пустует, что подтверждается представленными в дело документами и не оспаривается заявителем.

При этом, суды указали на наличие разъяснений Минфина России и ФНС по вопросу применения налогоплательщиками подпункта 4 пункта 1 статьи 395 НК РФ (от 24.05.2005 № 03-06-02-02/41, от 07.05.2008 № 03-05-04-02/31, от 29.04.2019 № 03-05-05-01/31668), из которых не следует возможность применения указанной нормы в рассматриваемом случае, в связи с чем у заявителя отсутствовали основания полагать, что налогообложение такого земельного участка должно осуществляться не в общеустановленном порядке.

Выводы судов основаны на имеющихся в деле документах, не противоречат им. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Учитывая изложенное суды обоснованно указали на наличие у налогового органа оснований для принятия оспариваемого решения в обжалованной части.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и не опровергают выводы судов, а указывают на не согласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Несогласие подателя жалобы с оценкой судами фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены судебных актов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Нарушений судами норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

Согласно статье 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации за подачу кассационной жалобы обществу следовало уплатить государственную пошлину в размере 1 500 рублей.

Местной религиозной организации – Церковь Евангельских Христиан-баптистов (п.Прямицино) за подачу кассационной жалобы уплачена государственная пошлина по чек-ордеру от 16.02.2021 (операция № 75) в размере 3 000 рублей.

Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, религиозной организации необходимо возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную по чек-ордеру от 16.02.2021 (операция № 75) государственную пошлину в размере 1 500 рублей.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 10.09.2020 и Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 по делу № А35-9903/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Местной религиозной организации – Церковь Евангельских Христиан-баптистов (п. Прямицино) – без удовлетворения.

Возвратить Местной религиозной организации – Церковь Евангельских Христиан-баптистов (п. Прямицино) (ОГРН 1024600008300, ИНН 4617002333) из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по чек-ордеру от 16.02.2021 (операция № 75) за рассмотрение кассационной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Председательствующий
Ю. В. Бутченко

Судьи
Е. А. Радюгина
Е. Н. Чаусова

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно