Курс ЦБ на 19 апреля 2024 года
EUR: 100.532 USD: 94.0922 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Решение Арбитражного суда Костромской области от 28.04.2021 по делу № А31-9056/2020

Резолютивная часть решения объявлена 27.04.2021.
Полный текст решения изготовлен 28.04.2021.

Судья Арбитражного суда Костромской области Зиновьев Андрей Викторович,

рассмотрев исковое заявление территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Мантуровская окружная больница», ИНН 440001078, ОГРН 1024401637017 о взыскании задолженности в размере 480 346 руб. 12 коп., из них: 421 741 руб. 61 коп. нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования; штраф в сумме 42 174 руб. 16 коп., пени в сумме 16 430 руб. 35 коп., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабаровой К. И.,

при участии в судебном заседании:
от истца – Тимошкин А. С., доверенность от 30.12.2020,
от ответчика – не явился,

установил:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области обратился в арбитражный суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Мантуровская окружная больница» о взыскании задолженности в размере 480 346 руб. 12 коп., из них: 421 741 руб. 61 коп. нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования; штрафа в сумме 42 174 руб. 16 коп., пени в сумме 16 430 руб. 35 коп.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о дате и времени проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств не заявлял.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания по делам о взыскании обязательных платежей и санкций. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Обязательной явку сторон в судебное заседание суд не признавал.

В соответствии с частью 2 статьи 215 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя истца, суд установил.

Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Костромской области (далее – Фонд) проведена комплексная проверка использования средств, направленных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2018 по 30.06.2019 в областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Мантуровская окружная больница» (далее – Учреждение), осуществляющем деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Костромской области.

В ходе проверки выявлены нарушения, выразившиеся в использовании средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению, в общей сумме 421 741 руб. 61 коп., зафиксированные в Акте комплексной проверки Учреждения от 08 ноября 2019 года (далее – Акт),

В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, Фондом начислен штраф в размере 42 174 руб. 16 коп.

Истцом в адрес Ответчика предъявлено требование от 06.12.2019 № 45 об уплате нецелевого использования в сумме 421 741 руб. 61 коп. и штрафа в сумме 42 174 руб. 16 коп., всего в сумме 463 915 руб. 77 коп., требование получено Ответчиком 12.12.2019, что подтверждается отметкой о получении на требовании.

До настоящего времени требование Истца не исполнено, средства в бюджет Фонда не восстановлены. Следовательно, Учреждение обязано уплатить пени от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки в размере 16 430 руб. 35 коп. в соответствии с расчетом (в деле).

Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств послужило основанием для обращения истца с настоящими требованиями в арбитражный суд.

Оценив материалы дела, доводы заявителя, суд признает требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федеральным законом № 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

В силу пункта 2 части 7 статьи 34 Федерального закона № 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования.

Согласно положениям статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), устанавливающих принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также ч. 1 ст. 147 БК РФ, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В силу части 6 статьи 14 Федерального закона № 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.

Руководствуясь пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона № 326-ФЗ, медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона № 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.

Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Костромской области (далее – Фонд) проведена комплексная проверка использования средств, направленных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2018 по 30.06.2019 в ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница», осуществляющем деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Костромской области.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения, выразившиеся в использовании средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению, в общей сумме 421 741 руб. 61 коп., зафиксированные в Акте комплексной проверки Учреждения от 08 ноября 2019 года (далее – Акт), выразившиеся в следующем:

1) расходование средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) на оплату коммунальных платежей за площади, не используемые Учреждением в процессе оказания медицинской помощи, в размере 25 148 руб. 04 коп. (стр. 36-37 Акта).

Согласно пункту 156 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 № 158н (далее – Правила), действующих в проверяемом периоде, тарифы на оплату медицинской помощи включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 158.2 Правил в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

В силу пункта 158.3 Правил в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяют затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенные медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

Согласно Акту, в результате проверки расчетов с поставщиками товаров, работ и услуг установлено, что у медицинской организации в проверяемом периоде арендовали помещения: ООО Ресторан «Восход» (киоск в стационаре), И. П. Куваева (киоск в стационаре), ГАУ Костромской области «Мантуровский комплексный центр социального обслуживания населения» (киоск в поликлинике), Филиал АО «ВТБ Медицинское страхование в Костромской области» (пункт выдачи полисов), СМО АО «МАКС-М» (пункт выдачи полисов).

С данными организациями, за исключением СМО АО «МАКС-М», заключены договоры аренды помещений и договоры на возмещение затрат по коммунальным услугам. Возмещение расходов за коммунальные услуги производилось ежемесячно из средств от предпринимательской деятельности, путем оплаты услуг, согласно заключенным договорам.

Вместе с тем, проверкой установлено, что в поликлинике арендует помещение СМО АО «МАКС-М» (пункт выдачи полисов), договора аренды помещения и договора на возмещение коммунальных услуг (отопление и электроэнергия) по данным площадям на момент проверки не заключены. Сумма затрат, понесенных Учреждением по оплате коммунальных услуг за площади, занимаемые СМО АО «МАКС-М», составила в 2018 году 16 912 руб. 92 коп., в 1 полугодие 2019 года – 8 235 руб. 12 коп.

Руководствуясь пунктом 7 Приложения № 4 Тарифного соглашения на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан в Костромской области на 2018 год от 26.12.2017 и пунктом 7 Приложения № 3

Тарифного соглашения на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан в Костромской области на 2019 год от 27.12.2018, средства ОМС не используются медицинскими организациями на расходы, финансовое обеспечение которых установлено за счет средств от приносящей доход деятельности.

Таким образом, данные расходы не предусмотрены структурой тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, не подлежат возмещению за счет средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, являются нецелевым использованием средств ОМС и подлежат возмещению в доход бюджета ТФОМС Костромской области в сумме 25 148 руб. 04 коп.

2) необоснованное расходование средств ОМС на заработную плату сотрудникам, в том числе по начислению денежной компенсации по отпускам за 2018 год в размере 31

035,68 рублей (стр. 46-48, 51-52 Акта).

2.1. Приказом Учреждения от 02.11.2017 № 3233/1-к В. Е. Соколова была назначена на должность главного врача Учреждения, и был заключен трудовой договор.

Согласно приказу Учреждения от 26.07.2018 № 2510/1-к о прекращении трудового договора главный врач В. Е. Соколова с 26 июля 2018 года была уволена, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, по собственному желанию и вновь принята с 27 июля 2018 года департаментом здравоохранения Костромской области на должность главного врача.

При увольнении главному врачу В. Е. Соколовой была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за период с 02.11.2017 по 26.07.2018-10,5 календарных дней дополнительного отпуска из расчета 14 дополнительных дней в год.

Руководящим лицом Учреждения до 25.07.2018 являлся директор, а должность главного врача являлась заместителем директора (пункт 1 приказа по Учреждению от 25.10.2017 № 254 «об оплате труда заместителей руководителя»). Согласно приложению № 2 к Коллективному договору Учреждения с 2018 по 2021 гг., утвержденного главным врачом и председателем первичной профсоюзной организации от 31.05.2018, продолжительность дополнительного отпуска у заместителя руководителя – 5 календарных дней.

Таким образом, главному врачу Учреждения В. Е. Соколовой дополнительный отпуск должен был предоставляться из расчета 5 календарных дней за год. Всего в июле 2018 года главному врачу – В. Е. Соколовой было начислено компенсации за дополнительный отпуск 10,5 дней на сумму 20 668 руб. 20 коп. (519 066,81:263,7 х 10,5).

Следовало было начислить дополнительный отпуск за 4 календарных дня в период с 02.11.2017 по 26.07.2018 из расчета 5 календарных дней в год (5:12 х9) на общую сумму 7 873 руб. 60 коп. (519 066,81: 263,7 х 4).

Разница между тем, что начислено, и тем, что следовало было начислить за дополнительный отпуск, составила 12 794,60 рублей (20 668,20 – 7 873,60).

Таким образом, сумма нецелевого использования средств по базовой программе составила 12 794,60 рублей за 2018 год.

2.2. Согласно приказу Учреждения от 30.07.2018 № 2534-к о предоставлении отпуска с 07.08.2018 по 17.09.2018 в количестве 42 календарных дней, из которых 38 дней основного отпуска и 4 дня дополнительного отпуска, всего было начислено бухгалтеру 1 категории Н. С. Никитиной – 34 823,88 рублей (282 786,85:341,06x42).

Приказом Учреждения от 24.08.2018 № 2954-к Н. С. Никитину отозвали из ежегодного отпуска по производственной необходимости с 23.08.2018 с предоставлением компенсации и недоиспользованных дней отпуска в количестве 22 основного и 4 дополнительных дней отпуска без оплаты в другое время.

При проверке табелей учета рабочего времени установлено, что Н. С. Никитина отработала полностью все дни за период с 23.08.2018 по день проверки. Таким образом, вышеуказанный отпуск Н. С. Никитиной, согласно табелям учета рабочего времени, не был использован (период составил больше календарного года).

Согласно статье 126 Трудового кодекса Российской Федерации не допускается замена денежной компенсацией основного оплачиваемого отпуска.

Таким образом, замена дней основного отпуска Н. С. Никитиной в количестве 22 календарных дней денежной компенсацией произведена в нарушение требований статьи 126 Трудового кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств ОМС.

Всего Учреждением начислено компенсации за неиспользованный отпуск Н. С. Никитиной на общую сумму 21 557,64 рублей за 26 календарных дней, в том числе за 22 дня основного и 4 дня дополнительного отпуска. Следовало было начислить компенсации за неиспользованный отпуск на общую сумму 3 316,56 рублей (282 786,85: 341,06 х4) за 4 дня дополнительного отпуска.

Сумма компенсации за неиспользованный основной отпуск в количестве 22 дня составила 18 241,08 рублей (282 786,85: 341,06 х 22), то есть сумма нецелевого использования средств по базовой программе ОМС составила 18 241,08 рублей за 2018 год.

Таким образом, сумма необоснованных расходов средств ОМС по заработной плате сотрудникам, в том числе, по начислению денежной компенсации по отпускам за 2018 год, составила 31 035 руб. 68 коп.

Согласно абзацу 6 пункта 3.3 приложения № 4 к Тарифному соглашению о реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Костромской области на 2018 год от 26.12.2017 при расходовании средств на заработную плату работников медицинских организаций не учитываются, и в структуру тарифа не входят премии, выплаты и/или доплаты к заработной плате работников, не предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Костромской области, коллективными договорами, трудовыми договорами, иными локальными нормативными актами Организаций, регулирующими вопросы оплаты труда.

Данные расходы не предусмотрены структурой тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, не подлежат возмещению за счет средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, являются нецелевым использованием средств ОМС и подлежат возмещению в доход бюджета ТФОМС Костромской области в сумме 31 035,68 рублей.

3) расходы по оплате труда медицинских работников в отсутствие действующего сертификата специалиста за 2018 год в размере 29 378,41 рублей (стр. 52-55 Акта).

3.1. Приказом Учреждения от 27.11.2015 № 2733-к медицинская сестра кабинета статистики И. В. Серебрякова была переведена на должность начальника отдела учета и медицинской статистики с 01 декабря 2015 года.

До момента перевода на должность начальника отдела учета и медицинской статистики И. В. Серебрякова (диплом фельдшера по специальности «Лечебное дело») работала медицинской сестрой кабинета статистики и имела сертификат по специальности «медицинская статистика» от 17.11.2011 регистрационный № 592 сроком до 17.11.2016.

На момент проверки сертификат по медицинской деятельности у И. В. Серебряковой отсутствовал.

Согласно приказам Учреждения в 2018 году (от 09.07.2018 № 2194-к, от 03.09.2018 № 3094/1-к, от 06.11.2018 № 3920-к) начальник отдела учета и медицинской статистики И. В. Серебрякова получала заработную плату за совмещение должностей в процентном соотношении от должностного оклада за время отсутствия медицинских статистиков (учеба, очередной отпуск) при отсутствии действующего сертификата по специальности «Медицинская статистика», сумма начисленной заработной платы по данному факту в проверяемом периоде составила 6 231,61 рублей.

3.2. Фельдшеру Н. А. Бобровой с сертификатом «Лечебное дело» временно исполняющей обязанности по должности «Медсестра по диетологии» производилась оплата труда при отсутствии сертификата по специальности «Диетология».

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения России от 10.02.2016 № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием», а так же с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием», утверждены квалификационные требования к медицинским работникам по должностям. Согласно приложениям к данным приказам, для работы по должности медсестра по диетологии необходимо среднее профессиональное образование по специальности «Диетология» и повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

За период с 21.05.2018 по 14.08.2018 Н. А. Бобровой за работу медсестры по диетологии было всего начислено заработной платы 23 146,80 рублей.

В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Согласно абзацу 11 пункта 3.3 приложения № 4 к Тарифному соглашению о реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Костромской области на 2018 год от 26.12.2017 при расходовании средств на заработную плату работников медицинских организаций не учитываются и в структуру тарифа не входит оплата труда специалистов с высшим и средним медицинским образованием, оказывающих медицинскую помощь, не предусмотренную разрешением на медицинскую деятельность (лицензией) и (или) не имеющих действующих сертификатов по соответствующей специальности (за исключением медицинских работников, замещающих должности врача-стажера, провизора-стажера на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки и получения сертификата по соответствующей специальности).

Таким образом, И. В. Серебряковой и Н. А. Бобровой в период отсутствия действующего сертификата специалиста за счет средств ОМС за проверяемый период начислено и выплачено заработной платы в сумме 29 378,41 рублей.

Данные расходы не предусмотрены структурой тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, не подлежат возмещению за счет средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, являются нецелевым использованием средств ОМС и подлежат возмещению в доход бюджета Фонда в сумме 29 378,41 рублей.

4) расходы по питанию пациентов, не застрахованных в системе ОМС за 2018 и 2019 год в сумме 174 009,79 руб. (стр. 83 Акта).

В ходе проверки установлено лечение больных без полиса. В 2018 году больными без полиса ОМС проведено в стационаре 1172 к/дня, в 1 полугодии 2019 года-215 к/дней.

Фактическая стоимость питания 1 койко-дня в 2018 году составляла 129,08 рублей, в 1 полугодии 2019 года составляла 160,07 рублей.

Всего по больным без полиса ОМС фактический расход продуктов питания за проверяемый период составил 174 009,79 рублей (129,08*1172 + 160,07*215-возмещенные суммы 6 218,80+5 468,22 рублей).

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 326-ФЗ обязательное медицинское страхование – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных законом случаях в пределах базовой программы ОМС.

Таким образом, средства ОМС направлены на обеспечении бесплатного оказания медицинской помощи только застрахованных лиц.

Сумма средств, затраченных на питание пациентов, не застрахованных в системе ОМС, является нецелевым использованием средств ОМС. Нецелевое использование средств ОМС подлежит возмещению в доход бюджета Фонда в сумме 174 009,79 рублей.

5) необоснованное списание топлива (бензина А-92) за 2018 и 2019 год в сумме 162 169,9 руб. (стр. 91-93 Акта).

В ходе проверки был проведен анализ применяемой эксплуатационной нормы расхода топлива на автомобиль Re№ault Duster 2.0 4WD (4L,135, 1,998, 6М) roc.№ 0269АС.

Согласно Распоряжению Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008 года № АМ– 23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее – Распоряжение № АМ-23-р) базовая норма расхода топлива для данного типа автомобиля и вышеуказанными характеристиками двигателя – 9,1 л/100 км, в Учреждении для данного автомобиля необоснованно установлена базовая норма расхода топлива 10,9 л/100 км.

Кроме того, Учреждением для определения эксплуатационной нормы расхода топлива необоснованно применялись повышающие коэффициенты по следующим основаниям:

- работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути – около 500) – 5%;

- работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т. п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т. п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) – 7%.

В результате завышение базовой нормы расхода топлива на 1,8 л/100 км и необоснованно примененных повышающих коэффициентов для определения эксплуатационной нормы привело к необоснованному списанию топлива.

В ходе проверки был произведен р а счет эксплуатационной нормы списания топлива с учетом всех допустимых повышающих коэффициентов, предусмотренных Распоряжением № АМ-23-р:

- работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны (для Костромской области до 10% сроком действия 01.XI___31.III);

- при работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – до 5%;

- при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля – до 7%.

Таким образом, эксплуатационная норма расхода топлива составила:

– на период 01.XI___31.111-11,1 л/100 км;

– на период 01.IV___31.X – 10,2 л/100 км (подробный расчет на стр. 93 Акта).

Сумма средств необоснованного списания топлива при эксплуатации автомобиля Re№ault Duster roc.№ 0269АС является нецелевым использованием средств ОМС.

Нецелевое использование средств ОМС подлежит возмещению в доход бюджета Фонда в сумме 162 169,69 руб.

Таким образом, общая сумма нецелевого использования средств ОМС, подлежащая возмещению в доход бюджета Фонда, составила 421 741,61 рублей. В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет Фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

Соответственно, Фондом начислен штраф в размере 42 174,16 рубля.

Истцом в адрес Ответчика предъявлено требование от 06.12.2019 № 45 об уплате нецелевого использования в сумме 421 741,61 рубль и штрафа в сумме 42 174,16 рубля, всего в сумме 463 915,77 рублей, которое получено Ответчиком 12.12.2019, что подтверждается отметкой о получении на требовании. В соответствии с вышеуказанной ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. До настоящего времени требование Истца не исполнено, средства в бюджет Фонда не восстановлены.

Ответчиком заявленные требования, указанные частях 1 – 4 заявления, не оспорены, каких-либо возражений в этой части не представлено.

Требования, указанные в части 5 заявления (соответствующем разделе акта проверки) – нецелевое использование средств ОМС подлежащее возмещению в доход бюджета Фонда в размере 162 169,69 руб. (по обоснованности списания ГСМ при эксплуатации автотранспорта), ответчиком признаются частично в размере 97661 руб.

Позиция ответчика по данному вопросу отражена в отзыве на заявление (л. д. 47 – 48).

Между тем, суд полагает, что позиция ответчика на неправильном толковании нормативного регулирования и противоречит фактическим обстоятельствам дела.

При оценке позиций сторон суд исходит из следующего.

Отражение в учете расходования ГСМ должно подтверждаться путевым листом и соответствием расхода бензина установленным нормам.

Путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Порядок его заполнения утвержден Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 (далее – Приказ № 152).

Учреждение должно рассчитывать норму расхода ГСМ, исходя из условий эксплуатации транспорта, с учетом поправочных коэффициентов и надбавок, предусмотренных рекомендациями из Распоряжения Минтранса РФ от 14 марта 2008 года (с учетом последующих изменений) № АМ-23-р (далее по тексту Распоряжение), и утверждать ее приказом руководителя. С документом, устанавливающим итоговые нормы расхода, все водители должны быть ознакомлены лично, под подпись.

Если фактический расход топлива превысил расход топлива, рассчитанный по норме Минтранса, то списание указанного превышения (перерасхода) производится по распоряжению руководителя учреждения при наличии объективных причин, повлекших перерасход ГСМ при эксплуатации автомобиля в определенных условиях, в определенной местности (Письмо Минфина РФ от 08.07.2011 № 02-06-10/3056).

Учреждение в 2018 году и первом полугодии 2019 года осуществляло списание ГСМ согласно нормам расхода топлива, установленным Приказами по Учреждению.

Из приложения № 1 к Приказам следует, что базовая норма расхода топлива для Рено– Дастер в указанный период принята 10,9 литров на 100 км пробега. Документов, подтверждающих обоснование данной нормы в ходе комплексной проверки и при представлении разногласий Учреждением не представлено.

Коме того, для расчета нормы расхода топлива Учреждением применялись следующие повышающие коэффициенты, предусмотренные Распоряжением:

– работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны (для Костромской области до 10% сроком действия с 01.11 по 31.03);

– при работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – до 5%;

– при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля – до 7%;

– работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути – около 500) – 5%;

– работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузопассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т. п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т. п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) – 10%.

Согласно Распоряжению базовая норма расхода топлива для Re№ault Duster 2.0 4WD (4L; 135; 1,998; 6М) составляет 9,1 л на 100 км пробега. На основании представленных разногласий, Учреждением произведен перерасчет расхода топлива с учетом указанной нормы. В результате перерасчета, согласно представленным Учреждением разногласиям, сумма необоснованного списания ГСМ составила 97661 руб.

Применение коэффициентов 1-го, 2-го и 3-го, из выше указанных, обоснованы, с учетом этих коэффициентов был проведен расчет расхода ГСМ проверочной комиссией и представлен в акте комплексной проверки ТФОМС Костромской области от 08.11.2019.

Применение 4-го коэффициента, «работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути – около 500) – 5%», возможно только при наличии раздельного учета километража по конкретной категории дорог, а ко всем участкам дорог использовать указанный повышающий коэффициент неправомерно.

В ответе от 25 октября 2019 года № 490 Мантуровским филиалом ОГБУ «Костромаавтодор» на запрос Учреждения от 25 октября 2019 года № 670 дорог I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути – около 500) не поименовано.

Применение 5-го коэффициента «работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т. п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т. п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) – 10%, ни чем не обосновано.

Кроме того, Распоряжением предусмотрены и понижающие коэффициенты, но не учтенные Учреждением при расчете норм расхода топлива, а именно при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) – до 15%.

Согласно Распоряжению в случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне, вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются, (п. 6 Норм расхода топлив).

При таких обстоятельствах суд соглашается с позицией истца, что необоснованно списано топлива на 162 169,69 рублей.

Учреждение обязано уплатить пени от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки в размере 16 430 рублей 35 копеек.

Произведенный истцом расчет пени судом проверен и принимается.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика в доход федерального бюджета РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск удовлетворить.

Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Мантуровская окружная больница», ОГРН 1024401637017, ИНН 4404001078, адрес: Костромская область, г. Мантурово, ул. Больничная, д. 2, зарегистрированного в качестве юридического лица Администрацией города Мантурово Костромской области 29.12.1995, в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области, г. Кострома, ул. Ленина, дом 20, ОГРН 1024400519330, ИНН 4401017094, зарегистрированного в качестве юридического лица Администрацией Костромской области 09.02.1993, задолженность в размере 480 346 руб. 12 коп., из них: 421 741 руб. 61 коп. нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования; штраф в сумме 42 174 руб. 16 коп., пени в сумме 16 430 руб. 35 коп. за период с 27.12.2019 по

30.06.2020.

Исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу по ходатайству взыскателя.

Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Мантуровская окружная больница», ОГРН 1024401637017, ИНН 4404001078, адрес: Костромская область, г. Мантурово, ул. Больничная, д. 2, зарегистрированного в качестве юридического лица Администрацией города Мантурово Костромской области 29.12.1995, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 12 607 руб.

Ответчику предлагается добровольно уплатить в доход федерального бюджета государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда в порядке, установленном в статье 333.18 Налогового кодекса РФ и представить доказательства ее уплаты в арбитражный суд.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать по истечении 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда в случае непредставления ответчиком сведений о ее добровольной уплате.

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.



Судья
А. В. Зиновьев

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно