Курс ЦБ на 25 апреля 2024 года
EUR: 98.9118 USD: 92.5058 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС СЗО от 01.02.2021 № Ф07-15346/2020

Дело № А56-47817/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е. С., судей Корабухиной Л. И., Родина Ю. А., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Юридическая фирма «Митра» Хижнякова В. М. (директор), от Государственного учреждения – Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Анджаевой С. О. (доверенность от 11.01.2021 № 4), рассмотрев 01.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения – Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 по делу № А56-47817/2020,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Юридическая фирма «Митра», адрес: 191025, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 40/68, лит. А, пом. 36-1 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, адрес: 197046, Санкт-Петербург, Большая Посадская ул., д. 10А (далее – Фонд), от 27.02.2020 № 63 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 51 360 руб. 66 коп., обязании принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 51 360 руб. 66 коп.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2020 в удовлетворении требований Обществу отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 решение суда первой инстанции от 18.08.2020 отменено, решение Фонда от 27.02.2020 № 63 признано недействительным, на Фонд возложена обязанность принять к зачету выплаты страхового обеспечения в размере 51 360 руб. 66 коп.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит обжалуемый судебный акт отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Податель жалобы указывает, что судом апелляционной инстанции не учтено, что с учетом принятия на работу в должности бухгалтера И.Д. Дудкиной с графиком работы 4 часа в день за 11 дней (с 09.08.2019 по 20.08.2019) до наступления отпуска по беременности и родам, без трудового стажа работы бухгалтером, можно судить об отсутствии производственной необходимости в этом сотруднике. Обстоятельства, выявленные Фондом, в своей совокупности вызывают сомнения в том, что у Общества имелась действительная производственная необходимость в принятии И.Д. Дудкиной на должность бухгалтера, притом что после ее ухода другой специалист на указанную должность не принимался.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, считая принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Общества проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) на основании расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, сведений о расходах на выплату страхового обеспечения, содержащихся в расчете, представленном Обществом, за период с 01.01.2019 по 30.09.2019.

По результатам проверки Фондом составлен акт от 21.01.2020 № 49, в котором отражено, что назначение и выплата пособия по беременности и родам Дудкиной И.Д. осуществлено в нарушение пункта 1 части 1 статьи 1.2 Закона № 225-ФЗ, поскольку отсутствует компенсация утраченного заработка.

С учетом возражений, представленных Обществом, Фондом вынесено решение от 27.02.2020 № 63 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно которому Фонд не принял к зачету расходы произведенные Обществом с нарушением установленного порядка в сумме 51 360 руб. 66 коп., Обществу предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятой к зачету в бухгалтерском учете и отчетности за период 01.01.2019 по 30.09.2019 и доплатить указанную сумму страховых взносов.

Полагая, что решение Фонда от 27.02.2020 № 63 является неправомерным, нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении требований, поскольку пришел к выводу о том, что Обществом не подтверждено наличие объективной необходимости выполнения И.Д. Дудкиной трудовой функции.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда, требования Общества удовлетворил и указал, что выводы Фонда носят предположительный характер, а сам факт наступления страхового случая Фондом не оспаривается.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона № 165-ФЗ).

Согласно Федеральному закону от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Обязанность выплаты пособий возложена на страхователя с последующим зачетом за счет средств фонда.

Страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением действующего законодательства Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ, пункт 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101).

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

В целях реализации прав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, на получение страхового возмещения, страхователи, в том числе юридические лица, обязаны зарегистрироваться в соответствующем территориальном органе Фонда социального страхования (статья 2.3, пункт 1 части 2 статьи 4.1 Закона № 255-ФЗ), исчислять и уплачивать в бюджет Фонда социального страхования соответствующие страховые взносы (пункт 2 части 2 статьи 4.1 Закона № 255-ФЗ), осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев (пункт 3 части 2 статьи 4.1 Закона № 255-ФЗ).

Согласно статье 4.6 Закона № 255-ФЗ страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.

Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2 статьи 4.6 Закона № 255-ФЗ).

Территориальный орган страховщика в этом случае, как следует из части 3 статьи 4.6 Закона № 255-ФЗ, выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В силу части 4 статьи 4.6 Закона № 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.

Таким образом, условиями необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; документальное подтверждение наступления страхового случая; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу, исчисление и уплата страховых взносов.

В свою очередь на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 (далее – Положение № 101), указано, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Согласно части 4 статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора. Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 165-ФЗ).

Согласно статье 22 Федерального закона № 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 Федерального закона № 165-ФЗ).

На основании пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона № 165-ФЗ страховыми случаями признаются, в частности, беременность и роды, уход за ребенком в возрасте до полутора лет.

Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 № 951н.

Согласно перечню необходимых документов представлению подлежат: письменное заявление страхователя; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по утвержденной форме; справка-расчет, представляемая при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения; копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособия по беременности и родам – листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия).

Часть 5 статьи 13 Закона № 255-ФЗ устанавливает, что для назначения и выплаты пособия по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации – также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 255-ФЗ в страховой стаж для определения размера пособия по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию в связи с материнством.

Судами установлено, что Обществом представлены все необходимые документы, предусмотренные Перечнем документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 № 951н.

Общество совместно с заявлением о возмещении расходов по обязательному социальному страхованию представило Фонду документы, подтверждающие факты работы застрахованного лица в Обществе (трудовая книжка) и наступления страхового случая, сумму заработной платы застрахованного лица, правильность арифметического расчета размера пособия по беременности и родам, выплату пособия застрахованному лицу.

Как отметил суд апелляционной инстанции, претензий к оформлению указанных документов Фондом не заявлено и факт уплаты Обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование Фондом не оспаривается. Исчисление размера пособия произведено в соответствии со статьей 14 Закона № 255-ФЗ и Фондом не оспорено.

Основанием для отказа Обществу в возмещении расходов на пособие по беременности и родам послужил довод Фонда, со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 1.2 Закона № 255-ФЗ, о том, что поскольку в данном случае Дудкина И.Д. была принята на работу не за долго до наступления страхового случая, то утраченного заработка и соответственно оснований компенсировать заработок не имелось.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, правомерно указал следующее.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

В силу части 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

На основании пункта 2 части 3.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Законом № 212-ФЗ (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

Из материалов дела следует, что согласно представленного штатного расписания, должность «бухгалтер» была учреждена при создании Общества. В связи с переводом работника, занимающего должность бухгалтера в другое подразделение, в августе 2019 указанная должность являлась вакантной.

Суд апелляционной инстанции указал, что согласно пояснениям Общества, Дудкина И.Д. в период с 08.06.2018 по 20.07.2018 и с 22.01.2019 по 18.05.2019 проходила научно-производственную и производственную практику с освоением базовых практических навыков в обществе с ограниченной ответственностью «НПК «Контех» (далее – ООО «Контех», учредителем которого и Общества является одно и то же физическое лицо Березуев Ю.А., обе организации располагаются в одном помещении). Главный бухгалтер ООО «НПК «Контех» являлся рецензентом магистерской диссертации Дудкиной И.Д. Поскольку во время прохождения научно-производственной и производственной практики Дудкина И.Д. показала высокие теоретические знания и освоила практические навыки, была достигнута договоренность, что после получения диплома магистра ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» Дудкина И.Д. будет принята на работу по полученной специальности. На момент достижения соглашения о последующем трудоустройстве, возможность наступления страхового случая в связи с беременностью и родами не рассматривалась.

Из материалов дела следует, что Приказом Общества от 09.08.2019 № 1/П на должность «бухгалтера» принята Дудкина И.Д. с окладом 18 000 руб. и в период с 09.08.2019 по 20.08.2019 Дудкина И.Д. исполняла обязанности в соответствии с утвержденной должностной инструкцией.

Суд апелляционной инстанции отметил, что установленный оклад работнику не изменялся по сравнению с утвержденным штатным расписанием и соответствовал окладу работника, ранее занимавшего данную должность.

Как верно указал суд апелляционной инстанции, принятие Обществом как страхователем работника незадолго до наступления страхового случая, само по себе, не является безусловным основанием для отказа в возмещении расходов по выплате пособия по беременности и родам, поскольку трудоустройство женщины даже за один день до наступления страхового случая, не является нарушением законодательства Российской Федерации и как следствие основанием для отказа в зачете расходов по выплате пособия.

Суд отдельно отметил, что статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещено отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей и необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности влечет ответственность, предусмотренную статьей 145 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу, что факт осуществления Дудкиной И.Д. трудовой деятельности в должности бухгалтера Общества подтвержден представленными в материалы дела доказательствами (табель учета рабочего времени, акт на уничтожение бухгалтерских документов с истекшим сроком хранения, Приказ о назначении экспертной комиссии, акт инвентаризации расчетов, отчет) и не опровергнут Фондом надлежащим образом.

Кроме того, апелляционный суд установил, что факт наступления страхового случая документально подтвержден, при этом претензий к порядку начисления пособия, его размеру и документам, представленным в обоснование наступления страхового случая, у Фонда не имеется.

Оценив доводы Фонда, явившиеся основанием для отказа в принятии к зачету расходов Общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что они носят предположительный характер, при этом сам факт наступления страхового случая не оспаривается, факт осуществления реальной трудовой деятельности является подтвержденным, поэтому оснований для выводов о создании искусственной ситуации для необоснованного получения выплат за счет Фонда не усматривается.

Суд отметил, что довод Фонд об отсутствии экономической целесообразности и производственной необходимости в приеме на работу Дудкиной И.Д., не имеющей опыта практической работы, не может быть принят судом, так как данные суждения выходят за пределы полномочий и компетенции Фонда.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у Фонда правовых оснований для непринятия к зачету расходов Общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя в сумме 51 360 руб. 66 коп.

Оснований не согласиться с указанной позицией суд кассационной инстанции не находит.

Доводы кассационной жалобы Фонда повторяют его позицию по делу, которой судом дана надлежащая правовая оценка. Несогласие с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о нарушениях судом норм права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта суд установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 по делу № А56-47817/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения – Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.




Председательствующий
Е. С. Васильева

Судьи
Л. И. Корабухина
Ю. А. Родин

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно