Курс ЦБ на 29 марта 2024 года
EUR: 99.7057 USD: 92.2628 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС УО от 11.02.2021 № Ф09-8987/20

Дело № А60-30060/2020

Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Токмаковой А. Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области, на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.08.2020 по делу № А60-30060/2020 и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 по указанному делу.

Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), без вызова сторон.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее – заявитель, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Екатеринбургская энергостроительная компания» (далее – ООО «Екатеринбургская энергостроительная компания», страхователь, общество) финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М за январь – август 2019 года в размере 9500 руб.

Определением арбитражного суда от 22.06.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного судопроизводства на основании статьи 227 АПК РФ.

Арбитражным судом Свердловской области 14.08.2020 (судья Ремезова Н.И.) вынесена резолютивная часть решения суда, в соответствии с которой в удовлетворении заявленных требований отказано. Мотивированное решение изготовлено 27.08.2020.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 (судья Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Управление также считает, что судами не дана надлежащая оценка представленным доказательствам.

Управление, ссылаясь на пункт 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н), указывает, что страхователь своевременно не устранил выявленные в ходе проверки ошибки, исправленные сведения по форме СЗВ-М с типом ДОН за отчетные периоды с января по август 2019 года ООО «ЭНЕРГОСК» представлены 24.09.2019 по телекоммуникационным каналам связи, то есть с нарушением установленного пятидневного срока для исправления недостоверных данных. Недостоверные сведения были выявлены Пенсионным фондом, а не самим страхователем. Общество не исправляло ошибку самостоятельно.

Заявитель считает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что выявленные Управлением ошибки являются опечатками (техническими ошибками) и не препятствуют идентификации застрахованного лица, поскольку был неверно указан только страховой номер индивидуального лицевого счета (далее – СНИЛС) у нескольких застрахованных лиц, но верно указаны фамилия, имя, отчество и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Ссылается на то, что обществом были неверно указаны все цифры СНИЛС. Указание в форме СЗВ-М фамилии, имени и отчества застрахованного лица не позволяет идентифицировать его, поскольку не исключено наличие на территории Российской Федерации одного или нескольких лиц с аналогичными фамилией, именем и отчеством и другим номером СНИЛС.

Управление также отмечает, что сведения по форме СЗВ-М, содержащие недостоверные сведения, были представлены ООО «ЭНЕРГОСК» не однократно, а в течение восьми отчетных периодов в отношении разных застрахованных лиц

Кроме того, Пенсионный фонд не согласен с выводом судов о том, что в ходе проверки не установлена вина страхователя. Указывает, что при рассмотрении материалов проверки и вынесении решений по каждому отчетному периоду Управлением устанавливался состав правонарушения, в том числе и вина страхователя, на что было указано в установочной части решений о привлечении страхователя к ответственности.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 286 и 288.2. АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 288.2. АПК РФ вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и Постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.

В соответствии с частью 3 статьи 288.2. АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и Постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как следует из материалов дела, Управлением в отношении ООО «Екатеринбургская энергостроительная компания» проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

В ходе проверки представленной страхователем формы СЗВ-М выявлены ошибки в СНИЛС нескольких работников (застрахованных лиц).

Обществу направлены уведомления об устранении в течение пяти рабочих дней выявленных ошибок и несоответствий по сведениям по форме СЗВ-М за январь 2019 года – 16.02.2019, по форме СЗВ-М за февраль 2019 года – 16.03.2019, по форме СЗВ-М за март 2019 года – 16.04.2019, по форме СЗВ-М за апрель 2019 года – 16.05.2019, по форме СЗВ-М за май 2019 года – 17.06.2019, по форме СЗВ-М за июнь 2019 года – 15.07.2019, по форме СЗВ-М за июль 2019 года – 15.08.2019, по форме СЗВ-М за август 2019 года – 16.09.2019.

По результатам проверки составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.11.2019, в которых указано, что плательщиком страховых взносов сведения по форме за отчетный период с января по август 2019 года на 19 застрахованных лиц представлены с нарушением срока, а именно: 24.09.2019.

Управлением вынесены решения от 22.11.2019 № 075S18190043876, 075S18190043878, 075S18190043879, 075S18190043880, 075S18190043881, 075S18190043882, 075S18190043883, 075S18190043886 о привлечении общества к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ в виде финансовой санкции в общей сумме 9500 руб.

Пенсионным фондом должнику выставлены требования об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 04.02.2020 № 075S01200002876 – 075S01200002883 в добровольном порядке.

Требования заявителя о добровольной уплате штрафа обществом не исполнены, что послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что страхователь самостоятельно устранил ошибки до обнаружения их Пенсионным фондом.

Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ), статьей 1 Закона № 27-ФЗ Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.

В силу пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с преамбулой Закона № 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Закона № 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона № 27-ФЗ) представления таких сведений.

Статьей 15 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным законом.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

Согласно названному Постановлению в разделе 3 «Тип формы» указывается один из предлагаемых кодов: «исходная», «дополняющая», «отменяющая».

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно пункту 37 Инструкции № 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Судом апелляционной инстанции установлено, что исправленные сведения по форме СЗВ-М с типом «ДОП» за отчетные периоды с января по август 2019 года общество представило 24.09.2019, то есть с нарушением установленного пятидневного срока для исправления недостоверных данных; ошибки выявлены органами пенсионного фонда, а не страхователем, страхователь ошибку не устранил ни до составления акта проверки Пенсионным фондом, ни в пятидневный срок, установленный Управлением в уведомлениях.

Исходя из этого, суд признал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что исправленные сведения были самостоятельно исправлены страхователем.

Вместе с тем судом отмечено следующее.

Выявленные заявителем в ходе проверки ошибки являются опечаткой (технической ошибкой) и не препятствуют идентификации застрахованного лица, поскольку остальные сведения (идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество застрахованного лица) указаны верно, соответственно, данная ошибка является незначительной и не может расцениваться как представление недостоверных сведений, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учет, и как следствие, влекущая наложение финансовой санкции.

Применительно к положениям статьи 17 Закона № 27-ФЗ неполные или недостоверные сведения – это не грамматические либо технические ошибки или опечатки, а либо неотраженные, либо заведомо не соответствующие действительности сведения о застрахованных лицах, не позволяющие осуществить индивидуальный (персонифицированный) учет.

Иной состав правонарушения, в частности, нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, Пенсионным фондом не устанавливался и страхователю не вменялся.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Довод Пенсионного фонда о правомерном привлечении общества к ответственности суд апелляционной инстанции рассмотрел и отклонил, отметив, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, любая санкция должна применяться с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности; такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц. Данная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу № А73-910/2017, от 01.08.2018 № 306-КГ18-10349, от 01.08.2018 № 309-КГ18-10386, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5702, от 23.10.2018 № 306-КГ18-16433.

Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судами норм права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.08.2020 по делу № А60-30060/2020 и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области – без удовлетворения.

Настоящее Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.




Судья
А. Н. Токмакова

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно