Курс ЦБ на 29 марта 2024 года
EUR: 99.7057 USD: 92.2628 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС ДВО от 29.01.2021 № Ф03-5895/2020

Резолютивная часть Постановления объявлена 28 января 2021 года.
Полный текст Постановления изготовлен 29 января 2021 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Луговой И. М.,
судей: Михайловой А. И., Ширяева И. В.,

при участии:

от Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края – представитель не явился;

от Федерального казенного учреждения «Находкинская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» – представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края

на решение от 28.08.2020, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020

по делу № А51-25624/2019 Арбитражного суда Приморского края

по иску Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края (ОГРН 1022500707162, ИНН 2508056455, адрес: 692918, Приморский край, г. Находка, ул. Дзержинского, д. 12)

к Федеральному казенному учреждению «Находкинская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» (ОГРН 1022500722144, ИНН 2508052919, адрес: 692940, Приморский край, г. Находка, ул. Крайнева (мкр. пос. Врангель), 12)

о взыскании 124 175, 04 руб. убытков

установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Находкинскому городскому округу Приморского края (далее – истец, управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Находкинская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» (далее – ответчик, учреждение) о взыскании убытков в размере 124 175, 04 руб., возникших в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

Решением суда от 28.08.2020, оставленным без изменения Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, фонд обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами судов относительно отсутствия причинно-следственной связи между вредом и противоправным поведением учреждения. Податель жалобы настаивает, что в связи с тем, что ответчик, являясь работодателем пенсионеров, своевременно не сообщил об этом фонду при подаче сведений за февраль 2018 года по форме СЗВ-М, то оснований для выплаты индексации (повышенной фиксированной части страховой пенсии) за период с 01.02.2018 по 31.07.2019 не имелось. Предоставление страхователем сведений о факте работы пенсионеров в марте 2018 года и последующих месяцах не является подтверждением того, что в феврале 2018 года пенсионеры осуществляли свои трудовые функции. Поэтому данной выплатой учреждением фонду причинен ущерб, который подлежит взысканию в настоящем деле.

Фондом представлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.

Учреждение отзыв на кассационную жалобу не представило, извещенное в установленном порядке о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Судами из материалов дела установлено, что Мареева С.С. является получателем страховой пенсии с января 2009 года, Лежаева О.И. – с ноября 2014 года, Пальчикова В.А. – с ноября 2007 года; Бальзин С.И. – с апреля 2010 года.

С февраля 2018 года указанные пенсионеры работали в учреждении.

11.06.2019 учреждением представлены в управление сведения о 52 застрахованных лиц, в том числе сведения о Мареевой С.С., Лежаевой О.И., Пальчиковой В.А., Бальзина С.И. по форме СЗВ-М за февраль 2018 года по форме «исходная».

Актом о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.06.2019 управлением выявлен факт несвоевременного представления ответчиком сведений по форме СЗВ-М за февраль 2018 года.

12.07.2019 управление приняло решение о привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закон № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 26 000 руб., в адрес учреждения 02.08.2019 выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства.

Поскольку фонду стало известно о факте работы пенсионеров у ответчика с февраля 2018 года, фонд счел, что необоснованно были выплачены пенсионерам суммы индексации размера фиксированной выплаты к страховым пенсиям, как неработающим пенсионерам: 27 150, 84 руб. – Мареевой С.С., 23 482,98 руб., – Лежаевой О.И., 36 004, 50 руб., – Пальчиковой В.А., 37 536,72 руб., – Бальзину С.И..

Данные суммы квалифицированны фондом как необоснованный перерасход средств в общей сумме 124 175, 04 руб. на выплату пенсии, и фонд обратился с заявлением о взыскании убытков в арбитражный суд, который в удовлетворении требования отказал, придя к выводу об отсутствии доказательств совокупности условий для возмещения заявленной ко взысканию суммы в качестве убытков.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа соглашается с судами, которые обоснованно исходили из следующего.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ.) дополнен статьей 26.1, определяющей порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В части 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ определено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 – 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 – 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 – 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Положения части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ корреспондируют с положениями 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, которым установлена обязанность страхователя представлять предусмотренные пунктами 2 – 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, – в налоговые органы по месту их учета.

Согласно пункту 2.2 статьи Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 – 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 – 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии, страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

Частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ установлено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, – за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

Статьей 15 ГК РФ определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 1064 ГК РФ для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.

Лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Управление настаивает на неправомерном не удовлетворении требований, утверждая о том, что ответчик несвоевременно представил в отношении Мареевой С.С., Лежаевой О.И., Пальчиковой В.А., Бальзина С.И сведения по форме СЗВ-М за февраль 2018 года, что повлекло неправомерную выплату пенсий в завышенном размере и возникновение материального ущерба у истца за период с 01.02.2018 по 31.07.2019.

Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что сведения на работающих лиц в исходной форме СЗВ-М за февраль 2018 года были представлены только 11.06.2019.

Таким образом, в связи с неполучением от страхователя сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2018 года, фонд, посчитав, что пенсионеры Мареева С.С., Лежаева О.И., Пальчикова В.А., Бальзин С.И. прекратили осуществление трудовой деятельности, принял решения о перерасчете страховой пенсии указанным лицам с учетом индексации, как неработающим пенсионерам с 01.02.2018.

Между тем, суды, изучив представленные протоколы предоставления отчетности, установили, что ответчик своевременно представлял сведения в отношении указанных лиц в последующие месяцы: отчет формы СЗВ-М за март 2018 года был направлен ответчиком 09.04.2018, то есть в установленный законом срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным; аналогичным образом своевременно были направлены отчеты по форме СЗВ-М за апрель 2018 года – 10.05.2018, за май 2018 года – 13.06.2018, за июль 2018 года – 03.08.2018, за август 2018 года – 17.09.2018, за сентябрь 2018 года – 10.10.2018, за октябрь 2018 года – 14.11.2018, за ноябрь 2018 года – 13.12.2018, за декабрь 2018 года – 14.01.2019, за январь 2019 года – 15.02.2019, за февраль 2019 года – 05.03.2019, за март 2019 года – 12.04.2019, за апрель 2019 года – 13.05.2019, за май 2019 года – 11.06.2019, за июнь 2019 года – 15.07.2019, за июль 2019 года – 15.08.2019.

Факт получения от страхователя сведений в исходных формах СЗВ-М за март 2018 года, апрель, май 2018 года и т.д. в установленные законом сроки, и содержавшие сведения о работающих пенсионерах, фондом не опровергается и не оспаривается.

При таких обстоятельствах, суды правомерно посчитали, что на момент вынесения решений о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) от 19.03.2018 № 180000012956/В/М, № 180000012893/В/М, № 180000012908/В/М, № 180000012384/В/М фонд обладал сведениями об осуществлении пенсионерами Мареевой С.С., Лежаевой О.И., Пальчиковой В.А., Бальзиным С.И. оплачиваемой трудовой деятельности, но, тем не менее, начиная с 01.02.2018 по 31.07.2019, осуществлял выплаты указанным лицам в повышенном размере.

Таким образом, суды, принимая во внимание, что выплата проиндексированных пенсий за период с 01.02.2017 по 30.11.2018 производилась фондом при наличии сведений об осуществлении Мареевой С.С., Лежаевой О.И., Пальчиковой В.А., Бальзиным С.И. трудовой деятельности и не связана с действиями ответчика по несвоевременному представлению соответствующих сведений, обоснованно пришли к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями учреждения и причиненным ущербом.

Кроме того, судами правомерно отмечено, что управление в силу части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ обязано осуществлять уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности на основании всей совокупности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а не только той их части, которая поступает в составе отчетов СЗВ-М.

В рассматриваемом случае фонд не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованных лиц, никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятых решений об индексации и последующих выплат положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М.

В этой связи, по верным выводам судов, действия учреждения по несвоевременному представлению сведений по форме СЗВ-М за февраль 2018 года, не находятся в прямой причинно-следственной связи с причиненным ущербом, поскольку ущерб не наступил бы при надлежащей реализации пенсионным фондом своих полномочий.

Оснований для утверждения о несоответствии выводов судов, установленным по делу обстоятельствам, равно как и полномочий для переоценки сделанных выводов, у суда округа не имеется.

Таким образом, доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, а по существу сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой арбитражными судами доказательств, представленных участвующими в деле лицами в материалы настоящего дела, в силу чего такие доводы подлежат отклонению. Кроме того, аналогичные доводы заявителя являлись предметом рассмотрения арбитражных судов и получили надлежащую правовую оценку.

Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба – удовлетворению, а судебные акты – отмене, не подлежат.

Руководствуясь статьями 286289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 28.08.2020, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу № А51-25624/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.




Председательствующий судья
И. М. Луговая

Судьи
А. И. Михайлова
И. В. Ширяев

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно