Курс ЦБ на 24 апреля 2024 года
EUR: 99.5609 USD: 93.2918 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС ЦО от 22.10.2020 № Ф10-3271/2020

Дело № А83-17017/2019

Резолютивная часть объявлена 15.10.2020.
Полный текст изготовлен 22.10.2020.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г. А.,
судей Ермакова М. Н., Леоновой Л. В.,

при участии представителей:
от муниципального унитарного предприятия «Петровское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН 1149102122256, ИНН 9105005330, квартал Егудина, д. 70, с. Петровка, Красногвардейский район, Республика Крым, 297012) – не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от инспекции по жилищному надзору Республики Крым (ОГРН 1149102018691, ИНН 9102012996, ул. Павленко, д. 18, г. Симферополь, Республика Крым 295006) – не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Ключникова Александра Ильича (Республика Крым) – не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Петровское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» на Решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.02.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 по делу № А83-17017/2019,

установил:

муниципальное унитарное предприятие «Петровское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – предприятие, МУП «Петровское ПУЖКХ», управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным предписания Инспекции по жилищному надзору Республики Крым (далее – уполномоченный орган, инспекция) от 02.08.2019 № 1053/1.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11 февраля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2020 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с судебными актами, предприятие обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой указывает на неправильное применение судами норм материального права, так как суды не приняли во внимание при рассмотрении спора положения части 10 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс, ЖК РФ) и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила изменения размера платы). Кроме того, податель жалобы указывает, что в течение 2018 года ни собственники помещений в многоквартирном доме № 3 (с. Петровка), ни председатель совета МКД № 3 Ключников А. И. не обращались к предприятию с претензиями по факту неоказания и/или ненадлежащего оказания услуг и выполненных работ в соответствии с принятым на общем собрании собственников МКД перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД № 3, их периодичности и стоимости.

Отзыв на жалобу инспекция не представила.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако, в суд кассационной инстанции явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, проверив доводы, изложенные МУП «Петровское ПУЖКХ» в кассационной жалобе, проверив законность обжалуемых решения и постановление судов в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, суд кассационной жалобы находит доводы кассационной жалобы обоснованными.

Как установлено судами и подтверждено материалами дела, в связи с проверкой обращения собственника, проживающего в многоквартирном жилом доме № 3, квартал Егудина, с. Петровка, Красногвардейский район, (далее – МКД № 3), инспекцией в период с 22.07.2019 по 02.08.2019 на основании Приказа от 10.06.2019 № 1992 проведена внеплановая документарная проверка предприятия, оказывающего услуги по управлению многоквартирным домом на основании договора от 05.02.2016, в части исполнения работ и услуг в рамках установленного размера платы за содержание и ремонт общего имущества МКД № 3, и не проведения перерасчета платы за содержание и ремонт общего имущества за услуги и работы, которые фактически не были оказаны.

Проведенной инспекцией проверкой установлено, что предприятием в течение 2018 года не оказывались или ненадлежащим образом оказывались ряд жилищных услуг, предусмотренных условиями договора управления от 05.02.2016, а именно: благоустройство территории, озеленение территории; техническое обслуживание конструктивных элементов, систем отопления; мелкий ремонт систем ХВС; мелкий ремонт систем отопления; текущий ремонт конструктивных элементов. Кроме того, фактически к проверке не были представлены акты выполненных работ, утвержденные Приказом Минстроя Российской Федерации от 26.10.2015 № 761/пр, в связи с чем установить фактическую стоимость выполненных работ и оказанных услуг, выполненных управляющей организацией, невозможно.

По результатам проверки инспекцией составлен акт внеплановой документарной проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 02.08.2019 № 1823/1 и вынесено предписание № 1053/1, которым предприятию в срок до 02.10.2019 предписано принять исчерпывающие меры к проведению перерасчета размера платы за период 2018 года по факту не предоставления жилищных услуг согласно договору управления: благоустройство территории – 0,08 руб./м2; озеленение территории – 0,20 руб./м2; тех. обслуживание конструктивных элементов – 0,18 руб./м2; тех. обслуживание систем отопления – 0,45 руб./м2; мелкий ремонт систем ХВС – 0,45 руб./м2; мелкий ремонт систем отопления – 0,12 руб./м2; текущий ремонт конструктивных элементов – 1,33 руб./м2; произвести перерасчет по всем лицевым счетам (собственникам МКД) указанного МКД.

Не согласившись с предписанием органа жилищного надзора № 1053/1, МУП «Петровское ПУЖКХ» обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 161 Жилищного кодекса и пункта 9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее – Правила № 290), пришел к выводу о законности ненормативного акта, поскольку в акте приемки оказанных услуг и выполненных работ, форма которого утверждена Приказом Минстроя России от 26.10.2015 № 761/пр, за 2018 год отсутствовала подпись заказчика Ключникова А. И. либо отметка об отказе в приемке оказанных услуг и работ.

Суд округа считает выводы судов о законности оспоренного предписания ошибочными, поскольку судами не применены правовые положения, содержащиеся в части 10 статьи 156 Жилищного кодекса.

Как установлено судами, подтверждено материалами дела, МУП «Петровское ПУЖКХ» на общем собрании собственников МКД № 3 (протокол общего собрания от 23.12.2015 № 2) избрано управляющей организацией и собственниками с предприятием заключен договор управления МКД № 3 от 05.02.2016.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Какого-либо исключения из этого положения применительно к общему имуществу в многоквартирном доме Жилищный кодекс Российской Федерации не предусмотрел.

Согласно части 2 статьи 39 Жилищного кодекса доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса).

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме установлена частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса. Она включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно пункту 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 – 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Пункт 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила содержания общего имущества) устанавливает, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.

Так, управляющая организация в перечне, объемах и качестве услуг и работ должна учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.

Правила содержания общего имущества в пункте 40 устанавливают, что собственники помещений, осуществляя контроль за содержанием общего имущества, вправе получать от ответственных лиц информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ, проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы), требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

Согласно имеющемуся в материалах дела перечню услуг и работ по текущему содержанию и ремонту общего имущества МКД № 3 тариф стоимости работ по состоянию на 01.01.2018 составил 9,76 руб. за 1 кв. м, который был в соответствии с пунктом 3.2.3 договора управления проиндексирован на 4% и составил 10,15 руб. за 1 кв. м, что следует из пояснительной записки предприятия (л. д. 65-66 том 1).

Перечень работ и оказания услуг по содержанию общего имущества МКД № 3 содержит наименование конкретных видов услуг и работ, что в соответствии с Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, не исключает возможности проведения управляющей организацией иных необходимых работ для надлежащего содержания общего имущества, не изменяя при этом установленный на общем собрании собственников тариф.

В соответствии с пунктом 10 статьи 156 Жилищного кодекса изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества установлены Правилами изменения размера платы.

В соответствии с пунктом 6 Правил изменения размера платы в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества управляющая организация, обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.

Согласно пункту 7 Правил изменения размера платы при управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.

Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (пункт 8 Правил изменения размера платы).

В случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 10 Правил изменения размера платы).

Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 15 Правил изменения размера платы).

Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 16 Правил изменения размера платы).

Между тем, инспекцией в подтверждение выводов, изложенных в акте проверки и оспоренном предписании, о ненадлежащем оказании управляющей организацией в 2018 г. услуг (благоустройство территории, озеленение территории, техобслуживание конструктивных элементов, систем отопления, мелкий ремонт ХВС и систем отопления, текущий ремонт конструктивных элементов) не представлено актов, составленных в соответствии с пунктами 15, 16 Правил изменения размера платы, и иных доказательств ненадлежащего оказания предприятием вышеуказанных услуг.

Суды, посчитав законным предписание инспекции, не обоснованно не приняли во внимание, что, обязав предприятие произвести перерасчет размера платы на период 2018 года, надзорный орган не указал правового обоснования возложения такой обязанности на управляющую организацию, а также не учел положения пункта 10 Правил изменения размера платы.

Несоответствии акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, форма которого утверждена Приказом Минстроя России от 26.10.2015 № 761/пр, ввиду отсутствия в нем подписи заказчика Ключникова А. И. не является самостоятельным основанием для исключения из тарифа услуги по содержанию общего имущества стоимости отдельных услуг, поскольку, как указано выше, изменение размера платы производится иным правовым способом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными, если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.

Проверив выводы судов на соответствие вышеприведенных норм права, суд округа приходит к выводу, что правовые основания для отказа в удовлетворении требования МУП «Петровское ПУЖКХ» у судов отсутствовали, поскольку оспоренное предписание не соответствует положениям части 10 статьи 156 Жилищного кодекса, Правилам изменения размера платы, нарушает права и законные интересы предприятия при осуществлении деятельности по управлению МКД.

Учитывая изложенное, поскольку судами первой и апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального права, при этом фактические обстоятельства были установлены судами, суд округа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ приходит к выводу об отмене решения и постановления судов и принятию нового судебного акта о признании недействительным оспоренного МУП «Петровское ПУЖКХ» предписания Инспекции по жилищному надзору Республики Крым.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.02.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 по делу № А83-17017/2019 отменить. Признать незаконным предписание Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 02.08.2019 № 1053/1.

Взыскать с Инспекции по жилищному надзору Республики Крым (ОГРН 1149102018691, ИНН 9102012996, ул. Павленко, д. 18, г. Симферополь, Республика Крым 295006) в пользу муниципального унитарного предприятия «Петровское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН 1149102122256, ИНН 9105005330, квартал Егудина, д. 70, с. Петровка, Красногвардейский 2 район, Республика Крым, 297012) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Председательствующий судья
Г. А. Стрегелева

Судьи
М. Н. Ермаков
Л. В. Леонова

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно