Курс ЦБ на 20 апреля 2024 года
EUR: 99.5797 USD: 93.4409 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2020 № 19АП-1109/2020

Дело № А35-5590/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2020.
В полном объеме постановление изготовлено 06.07.2020.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Протасова А. И.,
судей Осиповой М. Б., Капишниковой Т. И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой И. Ю.,
при участии:
от областного бюджетного учреждения здравоохранения «Курский областной клинический кожно-венерологический диспансер»: Лукашов М. И. – руководитель; Королькова Т. А. – представитель по доверенности № 74 от 25.06.2020, выдана сроком на три года, паспорт гражданина РФ; Широконосов Р. В. – представитель по доверенности № 73 от 25.06.2020, выдана сроком на три года, паспорт гражданина РФ;
от комитета финансово-бюджетного контроля Курской области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от комитета здравоохранения Курской области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета финансово-бюджетного контроля Курской области на Решение Арбитражного суда Курской области от 23.01.2020 по № А35-5590/2019, по заявлению областного бюджетного учреждения здравоохранения «Курский областной клинический кожно-венерологический диспансер» (ОГРН 1024600971196, ИНН 4629016933), г. Курск, к председателю комитета финансово-бюджетного контроля Курской области Костенковой Елене Викторовне о признании незаконным Постановления № 04.2-03-01/025/2019 от 04.06.2019 о назначении административного наказания, третье лицо: комитет здравоохранения Курской области,

установил:

областное бюджетное учреждение здравоохранения «Курский областной клинический кожно-венерологический диспансер» (далее – заявитель, ОБУЗ «Курский кожвендиспансер») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным Постановления № 04.2-03-01/025/2019 от 04.06.2019 о привлечении ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначении административного наказания, вынесенного председателем комитета финансово-бюджетного контроля Курской области Костенковой Е. В. (далее – заинтересованное лицо, административный орган, комитет ФБК Курской области).

Решением от 23.01.2020 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с обжалуемым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что заявителем не представлено доказательств использования помещений объекта, расположенного по адресу г. Курск, ул. Сонина, д. 1, для оказания государственных услуг, установленных государственным заданием на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. Соответственно направление Учреждением средств в сумме 489 339,23 руб. на охрану здания, не используемого для выполнения государственного задания, является нецелевым. Наличие данных расходов в Плане финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2018 год (далее – План ФХД) не свидетельствует об их правомерности и не может являться доводом для признания выводов Комитета незаконными.

В судебное заседание представители комитета финансово-бюджетного контроля Курской области комитета здравоохранения Курской области не явились.

Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. 156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» зарегистрировано в качестве юридического лица 21.03.1994, ОГРН 1024600971196, ИНН 4629016933, основной вид деятельности – общая врачебная практика.

Согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности, адресами мест осуществления лицензируемого вида деятельности, выполнения работ, оказания услуг являются: г. Курск, ул. Димитрова, д. 62; г. Курск, ул. Садовая, д. 40; г. Курск, ул. Добролюбова, д. 9 и г. Железногорск, ул. 21 Партсъезда, д. 56.

В соответствии с Уставом ОБУЗ «Курский кожвендиспансер», утвержденным Распоряжением комитета здравоохранения Курской области от 15.03.2016 № 134, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами Курской области, нормативными правовыми актами Курской области полномочий органов государственной власти Курской области в сфере здравоохранения.

Целями деятельности, для которых создано учреждение, являются своевременное, полное и качественное оказание высококвалифицированной медицинской помощи населению, проведение работ по профилактике заболеваний (пункт 2.2 Устава).

Учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящуюся к его основным видам деятельности. Государственное задание формируется и утверждается учредителем (пункт 2.4 Устава).

Учреждение вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенными федеральными законами, нормативными правовыми актами выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренные пунктом 2.3 Устава в сфере здравоохранения для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (п. 2.5 Устава).

Движимое и недвижимое имущество, расположенное по адресу: 305000, г. Курск, ул. Сонина, д. 1, закреплено за ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» на праве оперативного управления на основании Решения комитета по управлению имуществом Курской области от 13.03.2009 № 01-18/388 (с учетом изменений, внесенных Решением комитета по управлению имуществом Курской области от 28.06.2016 № 01-19/1165).

В 2015 году ООО «Экопромсервис» проведено обследование технического состояния строительных конструкций нежилого здания, расположенного по адресу г. Курск, ул. Сонина, д. 1, по результатам которого техническое состояние:

здания (Литер А) оценивается как ограниченно работоспособное, при котором имеются дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения; функционирование конструкций возможно при контроле их состояния и при необходимых мероприятиях по восстановлению и усилению конструкций;

одноэтажного здания (Литер а) неудовлетворительное, не работоспособное состояние; для продолжения нормальной эксплуатации здания требуется проведение капитального ремонта с усилением конструкций; эксплуатация возможна только после ремонта и усиления конструкций;

одноэтажного здания (Литер а1) не совсем удовлетворительное, ограниченно работоспособное состояние; существующие повреждения свидетельствуют о снижении несущей способности отдельных конструкций, но отсутствует опасность внезапного разрушения; функционирование данных конструкций возможно при контроле их состояния в условиях эксплуатации; для продолжения нормальной эксплуатации здания требуется проведение капитального ремонта с усилением конструкций.

Приказом комитета здравоохранения Курской области от 22.12.2017 № 657 утверждено Государственное задание на оказание государственных услуг ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020, в соответствии с которым учреждение оказывает следующие государственные услуги:

– специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования, по профилям;

– первичная медико-санитарная помощь, не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования.

22.12.2017 комитетом здравоохранения Курской области с ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» заключено соглашение № 40 «О предоставлении субсидии из областного бюджета областному бюджетному (автономному) учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)».

Предметом соглашения от 22.12.2017 № 40 является представление учредителем ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» в 2018, 2019 – 2020 годах субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

В соответствии с Соглашением от 22.12.2017 № 40 (с учетом Дополнительного соглашения от 14.11.2018 № 4) в 2018 году ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» предоставлена субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2018 год в сумме 102 901 495,61 руб.

Согласно пункту 3.3 Соглашения от 22.12.2017 № 40 ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» обязуется:

осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании (пп. 3.3.2);

осуществлять использование средств субсидии только на цели, связанные с выполнением государственного задания (пп. 3.3.3).

Между ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие «СКАЛА» (исполнитель), с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключены контракты на оказание услуг по круглосуточной охране здания (площадь – 1 576,5 м кв., дворовая территория), расположенного по адресу г. Курск, ул. Сонина, д. 1, и стационарного отделения (площадью 761,5 м кв., дворовая территория), расположенного по адресу г. Курск, ул. Димитрова, д. 62, на общую сумму 1 028 431,50 руб., в том числе:

– контракт от 25.12.2017 № 0344200014017000224_240065 на сумму 426 299,20 руб. (акты оказанных услуг от 31.01.2018 № 4 на сумму 85259,84 руб., от 28.02.2018 № 27 на сумму 85 259,84 руб., от 31.03.2018 № 40 на сумму 85 259,84 руб., от 30.04.2018 № 57 на сумму 85 259,84 руб., от 31.05.2018 № 73 на сумму 85 259,84 руб.);

– контракт от 28.04.2018 № 0344200014018000020_240065 на сумму 470 654,84 руб. (акты оказанных услуг от 30.06.2018 № 84 на сумму 78 442,47 руб., от 31.07.2018 № 102 на сумму 78 442,47 руб., от 31.08.2018 № 3 на сумму 78 442,47 руб., от 30.09.2018 № 28 на сумму 78 442,47 руб., от 31.10.2018 № 33 на сумму 78 442,47 руб., от 30.11.2018 № 65 на сумму 78 442,49 руб.);

– контракт от 29.10.2018 № 0344200014018000125_240065 на сумму 131 477,46 руб. (акты оказанных услуг от 30.11.2018 № 66 на сумму 45 106,88 руб., от 24.12.2018 № 71 на сумму 45 106,88 руб., от 24.12.2018 № 72 на сумму 41 263,70 руб.).

Согласно платежным поручениям от 09.02.2018 № 351 на сумму 51 155,90 руб., от 21.03.2018 № 1010 на сумму 42 629,92 руб., от 30.03.2018 № 1130 на сумму 33 702,48 руб., от 31.05.2018 № 2272 на сумму 85 259,84 руб., от 02.07.2018 № 2843 на сумму 39 221,39 руб., от 04.09.2018 № 3976 на сумму 78 442,47 руб., от 02.10.2018 № 4428 на сумму 78 442,47 руб., от 02.11.2018 № 4937 на сумму 39 221,06 руб., от 24.12.2018 № 5934 на сумму 41 263,70 руб. в 2018 году ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» произведена оплата за услуги по круглосуточной охране здания, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Сонина, д. 1, оказанные ООО ЧОП «СКАЛА», на общую сумму 489 339,23 руб.

Приказом врио директора департамента ФБК Курской области Е. В. Костенковой от 09.01.2019 № 1-ГФК назначено контрольное мероприятие – проведение выездной проверки в ОБУЗ «Курский кожвендиспансер», срок проведения проверки установлен с 10.01.2019 по 13.02.2019, тема контрольных мероприятий – «Контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении государственных заданий и (или) целевым использованием средств субсидий, выделенных из областного бюджета на иные цели», проверяемый период – с 01.12.2017 по 10.01.2019.

На основании приказа департамента финансово-бюджетного контроля Курской области от 11.02.2019 № 13-ГФК проведение выездной проверки приостанавливалось с 12.02.2019 по 25.02.2019.

В ходе выездной проверки 11.02.2019 в ОБУЗ «Курский кожвендиспансер», проведенной заместителем начальника управления по контролю за исполнением государственных программ и государственных заданий Т. В. Матвеевой, ведущим консультантом управления по контролю за исполнением государственных программ и государственных заданий департамента ФБК Курской области Степановой Е. Е., с участием начальника хозяйственного отдела ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» Е. И. Маркиной, на основании Приказа департамента ФБК Курской области от 09.01.2019 № 1-ГФК проведен визуальный осмотр здания, расположенного по адресу: по адресу: Курская область, г. Курск, ул. Сонина, д. 1, в ходе которого установлено следующее: медицинская помощь в рамках оказания государственных услуг, установленных государственным заданием на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, в здании (строении) по вышеуказанному адресу не осуществляется; тепло-, водоснабжение и водоотведение в указанном здании отсутствуют; здание (строение) находится под охраной частного охранного предприятия «СКАЛА».

Результаты осмотра отражены в акте осмотра при проведении выездной проверки в ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» от 11.02.2019.

В Письме от 12.02.2019 № 146 в ответ на запрос департамента ФБК Курской области о цели использования объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Сонина, д. 1, ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» сообщило, что в соответствии с Распоряжением комитета по управлению имуществом Курской области № 01-18/388 от 13.03.2009 на баланс учреждения было поставлено здание (строение) Инфекционная больница Лит. Ааа1 (год постройки 1985 г.), расположенное по адресу; Курская область, г, Курск, ул. Сонина, д. 1, для организации стационарной помощи по профилю учреждения. В период (2009 – 2015 гг.) проводились экспертизы для определения состояния здания, в результате которых были получены заключения о непригодности его использования без проведения необходимых мероприятий по его восстановлению. В 2015 г. поднимался вопрос о реконструкции (капитального ремонта) здания в комитете строительства и архитектуры Курской области. Учитывая техническое состояние объекта, и не выделение средств на его реконструкцию, учреждением были направлены обращения в комитет здравоохранения об изъятии его из оперативного управления.

По результатам выездной проверки, проведенной в отношении ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» на основании Приказа директора департамента финансово-бюджетного контроля Курской области от 09.01.2019 № 1-ГФК, Приказа директора департамента от 25.01.2019 № 7-ГФК «О внесении изменений в Приказ от 09.01.2019 № 1-ГФК» в соответствии с планом контрольных мероприятий в сфере бюджетных правоотношений департамента финансово-бюджетного контроля Курской области на 2019 год, административным органом составлен акт выездной проверки от 26.02.2019, в котором он пришел к выводу, что имущество (здание, ограждение, беседка, мощение), расположенное по адресу: г. Курск, ул. Сонина, д. 1, на общую сумму 3 544 071,13 руб., закрепленное за учреждением на праве оперативного управления на основании Решения комитета по управлению имуществом Курской области от 13.03.2009 № 01-18/388, учреждением в целях оказания медицинских услуг в форме стационарной помощи не используется, что является неэффективным использованием имущества Курской области.

В ходе визуального осмотра здания (строения) по адресу: г. Курск, ул. Сонина, д. 1, установлено, что медицинская помощь в рамках оказания государственных услуг, установленных государственным заданием на 2018 год, в здании (строении) по вышеуказанному адресу учреждением не осуществляется.

В связи с указанным административный орган сделал вывод о том, что, в нарушение п. 3.3.2, п. 3.3.3 Соглашения от 22.12.2017 № 40, средства областного бюджета, полученные в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме 509 605,24 руб. направлены учреждением на цели, не связанные с выполнением государственного задания на 2018 год, а именно – на оплату услуг по круглосуточной охране имущества расположенного по адресу г. Курск, ул. Сонина, д. 1, которое фактически не участвует в оказании государственных услуг в рамках выполнения учреждением государственного задания.

06.03.2019 ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» были представлены возражения на акт выездной проверки, в которых указано, что расходование средств на оплату услуг по круглосуточной охране имущества по адресу: г. Курск, ул. Сонина, 1, полученных в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме 509 605,24 руб. соответствует плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения, государственному заданию и требованиям действующего законодательства.

В ходе производства по делу об административном правонарушении ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» в адрес департамента ФБК Курской области были также представлены:

контракт № 0344200014018000038_240065 от 17.05.2018, заключенный с ООО «КЛАССИКА ЧИСТОТЫ» (поставщик) на поставку хозяйственных товаров (мыло, средство для мытья посуды, средство для сантехники, средство моющее для окон, чистящее средство), счета-фактуры к контракту № 4291 от 17.06.2018, № 3609 от 20.06.2018, № 3825 от 28.06.2018, № 4114 от 11.07.2018, приходные ордера на прием материальных ценностей, платежные поручения об оплате поставленного товара;

контракт № 0344200014018000108_240065 от 12.09.2018, заключенный ИП Авербах М.М. (поставщик) на поставку печатной продукции, товарные накладные № 36 от 21.09.2018, № 41 от 13.10.2018, № 47 от 30.10.2018, № 52 от 29.11.2018, № 58 от 11.12.2018, № 59 от 14.12.2018, № 50 от 05.11.2018, № 62 от 14.12.2018, приходные ордера на прием материальных ценностей, оборотная ведомость по нефинансовым активам за 2018 год, платежные поручения об оплате поставленного товара;

контракт № 0344200014018000129_240065 от 30.10.2018, заключенный с ООО «Сентоза» (поставщик) на поставку канцелярских товаров, счет-фактура № 1-8175 от 09.11.2018, приходные ордера на прием материальных ценностей, платежные поручения об оплате поставленного товара.

18.04.2019 в адрес ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» направлено уведомление о дате, времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении.

04.06.2019 директором департамента ФБК Курской области Костенковой Е. В. вынесено Постановление № 04.2-03-01/025/2019 о привлечении ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 5% от суммы средств, использованных не по целевому назначению, что составляет 24 466,96 руб.

Полагая указанное постановление незаконным, ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

Объективной стороной этого правонарушения является использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. При этом любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении областных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания утвержден Постановлением Администрации Курской области от 01.10.2015 № 652-па (далее – Положение от 01.10.2015 № 652-па).

В соответствии с пунктом 3 Положения от 01.10.2015 № 652-па (в применяемой редакции) государственное задание содержит показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации и Курской области предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Курской области, порядок контроля за исполнением государственного задания, требования к отчетности об исполнении государственного задания.

Государственное задание формируется по форме согласно приложению № 1 к Положению от 01.10.2015 № 652-па.

В соответствии с пунктом 5 Положения от 01.10.2015 № 652-па (в применяемой редакции) государственное задание формируется в процессе формирования областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается со дня утверждения главным распорядителем средств областного бюджета лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и не позднее начала очередного финансового года в отношении областных бюджетных или автономных учреждений – органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

Согласно пункту 6 Положения от 01.10.2015 № 652-па государственное задание формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам;

Приказом комитета здравоохранения Курской области от 22.12.2017 № 657 утверждено Государственное задание на оказание государственных услуг ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг., в соответствии с которым учреждение оказывает следующие государственные услуги: специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования, по профилям; первичная медико-санитарная помощь, не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Государственное задание учреждения на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов сформировано и утверждено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в соответствии с базовым (отраслевым) перечнем (классификатором) государственных и муниципальных услуг, оказываемым физическим лицам и соответствует целям и задачам, определенным учредительными документами.

В соответствии с положениями статьи 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования, в том числе на: предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания; оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам.

Статьей 69.2 БК РФ установлено, что государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета) (часть 3).

В соответствии с пунктом 8 Положения от 01.10.2015 № 652-па объем финансового обеспечения выполнения государственного задания определяется в сроки, установленные пунктом 5 Положения от 01.10.2015 № 652-па для формирования государственного задания, и рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за областным государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных областному государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе, земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

Согласно пункту 9 Положения от 01.10.2015 № 652-па при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного задания учитываются: нормативные затраты на оказание i-й услуги, установленной государственным заданием; объем i-й государственной услуги, установленной государственным заданием; размер платы (тариф, цена) за оказание i-й государственной услуги, в соответствии с пунктом 22 Положения от 01.10.2015 № 652-па, установленный государственным заданием; затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения; затраты на содержание имущества учреждения, неиспользуемого для оказания государственных услуг (выполнения работ) и для общехозяйственных нужд.

Как следует из материалов дела, в 2018 году ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» на основании заключенного с комитетом здравоохранения Курской области Соглашения от 22.12.2017 № 40 «О предоставлений субсидии из областного бюджета областному бюджетному (автономному) учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)» (с учетом изменений и дополнений) была предоставлена субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на сумму 102 901 495,61 руб.

Согласно пункту 3.2. Соглашения от 22.12.2017 № 40 учреждение обязуется:

осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и объема (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании (п. 3.3.2);

осуществлять использование средств субсидии только на цели, связанные с выполнением государственного задания (п. 3.3.3).

Согласно отчету об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) на 01.01.2019, расходы ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составили в сумме 102 957 329,60 руб.

Как следует из материалов дела, в 2018 году ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» была произведена оплата услуг по круглосуточной охране имущества, расположенного по адресу: 305000, г. Курск, ул. Сонина, д. 1, оказанных заявителю ООО ЧОП «СКАЛА» в соответствии с контрактами от 25.12.2018 № 0344200014017000224_240065, от 28.04.2018 № 0344200014018000020_240065, от 29.09.2018 № 0344200014018000125_240065, за счет субсидии на финансовое обеспечение государственного задания в сумме 509 605,24 руб.

Движимое и недвижимое имущество, расположенное по адресу: 305000, г. Курск, ул. Сонина, д. 1, закреплено за ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» на праве оперативного управления на основании Решения комитета по управлению имуществом Курской области от 13.03.2009 № 01-18/388.

В ходе визуального осмотра здания (строения) по адресу: г. Курск, ул. Сонина, д. 1, административным органом было установлено, что медицинская помощь в рамках оказания государственных услуг, установленных государственным заданием на 2018 год, в здании (строении) по вышеуказанному адресу ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» не осуществляется, что отражено в акте осмотра от 11.02.2019.

В связи с тем, что, по мнению административного органа, имущество, расположенное по адресу: г. Курск, ул. Сонина, д. 1, ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» в целях оказания медицинских услуг в рамках выполнения учреждением государственного задания не используется, административный орган пришел к выводу о том, что средства областного бюджета, полученные в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме 509 605,24 руб., в нарушение п. 3.3.2, п. 3.3.3 Соглашения от 22.12.2017 № 40 направлены учреждением на цели, не связанные с выполнением государственного задания на 2018 год.

Вместе с тем, как указывает ОБУЗ «Курский кожвендиспансер», здание, расположенное по адресу: г. Курск, ул. Сонина, д. 1, используется им для хранения материальных ценностей, в том числе: хозяйственных товаров, печатной продукции, канцелярских товаров, что нашло подтверждение в показаниях свидетелей Маркиной Е. И., Добродицкого А. Г., Ушановой Е. Н., Матвеевой Т. В.

В постановлении о привлечении заявителя к административной ответственности отмечено, что доводы законного представителя заявителя относительно использования объекта не приняты во внимание в связи с тем, что ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» ранее обращалось в комитет здравоохранения Курской области с предложением об изъятии объекта из оперативного управления, а также в связи с непроведением капитального ремонта объекта и отсутствием лицензии на право осуществления медицинской деятельности по адресу: г. Курск, ул. Сонина, д. 1.

Как установлено судом области, что ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» в период 2009 – 2015 гг. проводились экспертизы для определения состояния здания, в результате которых были получены заключения о непригодности его использования без проведения необходимых мероприятий по его восстановлению. В 2015 году поднимался вопрос о реконструкции (капитального ремонта) здания в комитете строительства и архитектуры Курской области. Учитывая техническое состояние объекта, и невыделение средств на его реконструкцию, учреждением были направлены обращения в комитет здравоохранения об изъятии его из оперативного управления (в материалы дела представлены копии соответствующих писем).

Согласно результатам обследования технического состояния строительных конструкций нежилого здания, расположенного по адресу г. Курск, ул. Сонина, д. 1, проведенного в 2015 году ООО «Экопромсервис», здание Литер А оценено, как ограниченно работоспособное, при котором имеются дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, функционирование конструкций возможно при контроле их состояния и при необходимых мероприятиях по восстановлению и усилению конструкций; здание Литер а неудовлетворительное, состояние неработоспособное, для продолжения нормальной эксплуатации здания требуется проведение капитального ремонта с усилением конструкций, эксплуатация возможна только после ремонта и усиления конструкций; здание Литер а1 не совсем удовлетворительное, состояние ограниченно работоспособное, но опасность внезапного разрушения отсутствует, функционирование данных конструкций возможно при контроле их состояния в условиях эксплуатации, для продолжения нормальной эксплуатации здания требуется проведение капитального ремонта с усилением конструкций.

Кроме того, согласно заключению о техническом состоянии строительных конструкций здания, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Сонина, д. 1, № 2019-1519-ТЗ, подготовленному ОБУ «Курскгражданпроект» в 2019 году, общее состояние обследуемого здания оценивается как ограниченно работоспособное, то есть механическая безопасность здания обеспечена.

При этом само по себе обращение ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» к комитету здравоохранения Курской области с просьбами об изъятии зданий, расположенных по адресу: г. Курск, ул. Сонина, д. 1, из оперативного управления заявителя, не является прямым и достаточным доказательством фактического неиспользования здания для выполнения целей своей деятельности.

В ответ на письма комитета здравоохранения Курской области от 18.02.2015 № 10.3-02/1-29/105, от 12.01.2017 № 10.3-02-01/1-34/21, от 28.03.2017 № 10.3-02-01/134/194, от 07.02.2018 № 10.3-02-01/1-34/104 с просьбой предоставить перечень имущества, не используемого учреждением, в целях приватизации областного имущества, не задействованного в обеспечении выполнения государственных функций и полномочий Курской области, ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» в ответах от 16.02.2016 № 150, от 20.02.2015 № 167, от 13.01.2017 № 32, от 30.03.2017 № 304, от 08.02.2018 № 122 сообщило, что в диспансере нет объектов недвижимого имущества, неиспользуемого учреждением.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что имущество, расположенное по адресу г. Курск, ул. Сонина, д. 1, фактически не участвует в оказании государственных услуг в рамках выполнения учреждением государственного задания, сделан административным органом по неполно выясненным обстоятельствам дела и надлежащими доказательствами со стороны административного органа не подтвержден.

Как следует из акта выездной проверки от 26.02.2019, согласно информации, представленной комитетом здравоохранения Курской области в Письме от 01.02.2019 № 08.2-01-20/11, расчет нормативных затрат на оказание государственных услуг произведен в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере здравоохранения, применяемые при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденными Приказом Минздрава России от 25.06.2015 № 366н.

В соответствии с расчетом в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, комитетом здравоохранения Курской области включены: затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственных услуг; затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемого в процессе оказания государственных услуг; иные затраты, непосредственно связанные с выполнением государственного задания,...

В базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной (муниципальной) услуги комитетом здравоохранения Курской области включены затраты на: коммунальные услуги; содержание объектов недвижимого имущества, необходимых для выполнения государственного задания и для общехозяйственных нужд; содержание особо ценного имущества, необходимого для выполнения государственного задания; приобретение услуг связи; оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, не связанных непосредственно с оказанием государственных услуг; прочие общехозяйственные нужды.

Как следует из представленного суду Письма комитета здравоохранения Курской области от 02.07.2019 № 08.2-01-20/79, базовый норматив затрат рассчитан на основе медианного значения по областным государственным учреждениям, оказывающим государственную услугу в сфере здравоохранения. Объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания определен на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг и количества оказываемых услуг. Расходы на содержание имущества (охрана) ОБУЗ «Курский клинический кожно-венерологический диспансер» по адресу: г. Курск, ул. Сонина, д. 1 утверждены сводной бюджетной росписью по отрасли «Здравоохранение» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов по виду расходов «611», что подтверждается представленной суду выпиской из сводной бюджетной росписи комитета здравоохранения Курской области, где в разделе расчет по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» предусмотрены планируемые на 2018 год расходы на оплату услуг охраны (ул. Сонина, 1) в сумме 507 001,08 руб.

Подтверждением выполнения учреждением целей предоставления субсидии на выполнение государственного задания является достижение им установленных государственным заданием показателей, характеризующих качество и (или) объем содержание) государственной услуги (работы), что подтверждается отчетностью о выполнении государственного задания, представляемой учреждением учредителю.

29.12.2017 главным врачом ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» утвержден план финансово-хозяйственной деятельности ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» на 2018 год и плановый период 2019 – 2020 гг., который имеет детализированную расшифровку расходов по статьям бюджетной классификации и включает расходы по статье 226 (прочие работы и услуги), в том числе расходы по содержанию и охране имущества, план размещен в программном комплексе «Бюджет-СМАРТ».

Как установлено судом области, затраты на оплату услуг по охране объекта по адресу ул. Сонина, 1, учтены в плане финансово-хозяйственной деятельности ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» на 2018 год по коду 226 КОСГУ «Прочие работы, услуги».

Вместе с тем, при вынесении оспариваемого постановления тот факт, что расходы на охрану спорного здания отражены в плане финансово-хозяйственной деятельности ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» на 2018 год, согласованном главным распорядителем бюджетных средств – комитетом здравоохранения Курской области, административным органом необоснованно не был принят во внимание.

С учетом изложенного, является верным вывод суда первой инстанции о том, что направление заявителем средств субсидии на цели охраны государственного имущества, закрепленного за учреждением и используемого в рамках уставной деятельности, в том числе для обеспечения сохранности материальных запасов, необходимых для оказания медицинских услуг, при условии согласования данных расходов с учредителем (контрагентом по Соглашению № 40 от 22.12.2017) при подготовке плана финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год и плановый период 2019 – 2020 гг., а также при наличии не опровергнутых доказательств выполнения учреждением объемов государственного задания на 2018 год и обеспечения своевременности и полноты выплат, непосредственно связанных с оказанием услуг и выполнением работ, включенных в государственное задание, не может рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств.

Таким образом, довод административного органа в апелляционной жалобе о расходовании ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» средств областного бюджета, полученных в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме 509 605,24 руб., на цели, не связанные с выполнением государственного задания на 2018 год, а именно – на оплату услуг по круглосуточной охране имущества расположенного по адресу г. Курск, ул. Сонина, д. 1, которое фактически не участвует в оказании государственных услуг в рамках выполнения учреждением государственного задания, своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашел.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда области о том, что в нарушение положений части 4 статьи 210 АПК РФ, административным органом не представлено достоверных и достаточных доказательств нарушения ОБУЗ «Курский кожвендиспансер» требований пунктов 3.3.2, 3.3.3 Соглашения от 22.12.2017 № 40 «О предоставлении субсидии из областного бюджета областному бюджетному (автономному) учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)», и, как следствие, не доказано наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 КоАП РФ, в связи с чем правомерно было признано незаконным.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 23.01.2020 по № А35-5590/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ, в двухмесячный срок.



Председательствующий судья
А. И. Протасов

Судьи
М. Б. Осипова
Т. И. Капишникова

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно