Курс ЦБ на 24 апреля 2024 года
EUR: 99.5609 USD: 93.2918 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 по делу № А81-2465/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2020.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н. Е.,
судей Лотова А. Н., Шиндлер Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16303/2019) Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.10.2019 по делу № А81-2465/2018 (судья Кустов А. В.), принятое по заявлению Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017195, ОГРН 1058900021861) к Управлению Федерального казначейства Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8900000174, ОГРН 1028900511529),

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства лесного хозяйства, об оспаривании пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8 представления,

при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа – Лосева Ольга Степановна (по доверенности от 05.02.2019 № 90 сроком действия 1 год), Дубровина Елена Леонидовна (по доверенности от 08.10.2019 № 303 сроком действия 1 год);

установил:

Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Управление, УФК по ЯНАО, заинтересованное лицо) о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8 представления.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.10.2018, оставленным без изменения Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019, заявленные требования были удовлетворены.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.04.2019 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.10.2018 и Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019 по делу № А81-2465/2018 отменены в части признания недействительными пунктов 1, 2, 3, 4, 5 представления Управления. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Суд кассационной инстанции, направляя дело на новое рассмотрение в части пунктов 1, 2 представления, указал, что суды не исследовали конкретные обстоятельства, связанные с возможностью финансирования из федерального бюджета спорных статей расходов применительно к предмету выездной проверки – подпрограмме «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства на 2013 – 2020 годы», соответствующим соглашениям; не дали оценку доводам сторон с учетом представленных в материалы дела доказательств относительно объема и порядка предоставления средств из федерального бюджета на финансирование спорных статей расходов.

Также суд кассационной инстанции указал дать оценку оспариваемым пунктам 3 – 5 представления на предмет того, каким образом они нарушают права заявителя.

При повторном рассмотрении дела Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа определением от 24.06.2019 привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.10.2019 по делу № А81-2465/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее подателем указано следующее:

1) В части пунктов 1, 2 представления:

– замечаний относительно расходов бюджета по итогам рассмотрения отчетности не поступало;

– нарушений в части установления должностных окладов, доплат, надбавок к заработной плате и выплат премий за проверяемые периоды контролирующими органами не установлено;

– выплата премий по итогам работы за год осуществлялась в соответствии с нормативными правовыми актами и производилась в пределах фонда оплаты труда за счет сложившейся экономии средств; дополнительных средств из федерального бюджета на осуществление указанных выплат Департаменту не выделялось;

– в связи с недостаточностью средств, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда, сотрудникам, исполняющим переданные полномочия в области лесных отношений, спорные выплаты осуществляются за счет двух источников: за счет федеральных средств выплачиваются оклады, установленные для соответствующих должностей Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее – Указ № 763), а доплата до размеров, установленных Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2005 № 77-ЗАО «О денежном содержании государственных гражданских служащих Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее – Закон № 77-ЗАО) осуществляется за счет средств окружного бюджета Ямало­Ненецкого автономного округа;

2) в части пунктов 3, 4 и 5 представления:

– пункты не отвечают требованиям, установленным в статье 270.2 и главе 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ);

– не обжалование в судебном порядке данного требования влечет за собой признание Департаментом искажения бухгалтерской (бюджетной) отчетности, которое по факту допущено не было.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

УФК по ЯНАО и Рослесхоз, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Департамента поддержали требования, изложенные в апелляционной жалобе, просили Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.10.2019 по делу № А81-2465/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя, установил следующие обстоятельства.

В период с 22.11.2017 по 26.12.2017 УФК по ЯНАО на основании Приказа от 15.11.2017 № 374 проведена выездная проверка соблюдения Департаментом условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию подпрограммы «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 – 2020 годы за период 2013 – 2016 годы.

В ходе проверки Управлением выявлены, среди прочих, следующие нарушения:

– необоснованное начисление и выплата единовременных выплат к отпуску в размере двухмесячного денежного содержания, премий по итогам года, квартальных премий, надбавки по ремонту и обслуживанию автотранспорта за счет средств субвенции, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Ямало-Ненецкого автономного округа, в целях финансового обеспечения расходных обязательств Ямало­Ненецкого автономного округа, возникающих при выполнении отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных департаменту в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункты 1, 2 представления);

– расхождения данных Отчета ф. 0503127 по состоянию на 01.01.2015, 01.01.2016 и 01.01.2017 и данных Главной книги, Журналов операций расчетов по оплате труда и сводами начислений и удержаний за 2014, 2015, 2016 годы (пункты 3, 4, 5 представления).

По результатам проведенной проверки 26.12.2017 составлен акт проверки и вынесено представление, которым на Департамент возложена обязанность рассмотреть информацию об указанных нарушениях, принять меры к недопущению их в дальнейшем, проинформировать УФК по ЯНАО о результатах исполнения представления в срок до 01.04.2018.

Не согласившись с указанным ненормативным актом в указанной части, Департамент обратился в арбитражный суд с соотвествующим заявлением.

17.10.2019 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.

На основании пунктов 1, 2 статьи 269.2 БК РФ Ф полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе, проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила № 1092).

В соответствии с положениями пунктов 10, 47, 68 Правил № 1092 органы Федерального казначейства (в том числе, его территориальные органы) по результатам проведенных проверок вправе выдавать представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ представление – это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Таким образом, выносимые органами государственного (муниципального) финансового контроля представления содержат властные предписания, обладают признаками ненормативного правового акта, поскольку создают, порождают и изменяют правоотношения, характеризуются принудительным воздействием на проверяемое лицо, обязывают его к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создают очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивают сферу его имущественных прав и законных интересов.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке (пункт 1 статьи 133 БК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 133 БК РФ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с первым и шестым абзацами пункта 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.

Статьями 34, 162 БК РФ определен один из принципов бюджетной системы Российской Федерации – принцип эффективного использования бюджетных средств, который означает, что при расходовании бюджетных средств участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Согласно пункту 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Как следует из материалов проверки, в рамках взаимодействия в области лесных отношений между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа заключены соглашения от 12.04.2013, от 07.05.2014, от 23.07.2015, на основании которых в течение проверяемого периода средства федеральных субвенций ежегодно предоставлялись бюджету Ямало-Ненецкого автономного округа на финансовое обеспечение полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых было передано уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации – Департаменту.

Согласно пунктам 1 и 2 представления Департаментом, в нарушение требований части 3 статьи 133, статьи 264.1 БК РФ, статей 50, 51 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), пунктов 3, 4 приложения № 2 к Приказу Минфина от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», необоснованно начислялась и выплачивалась единовременная выплата к отпуску в размере двухмесячного денежного содержания за счет средств субвенции, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Ямало-Ненецкого автономного округа, в целях финансового обеспечения расходных обязательств Ямало-Ненецкого автономного округа, возникающих при выполнении отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Департаменту в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также необоснованно за счет средств целевой субвенции производилось начисление и выплата премии по итогам года, квартальной премии, надбавки по ремонту и обслуживанию автотранспорта.

Выводы Управления основаны на том, что для определения размера денежного содержания, в том числе и условий премирования государственных служащих, содержащихся за счет средств субвенции, предоставляемой из федерального бюджета, должны быть применены нормы исключительно федерального законодательства, а именно Федеральный закон № 79-ФЗ и Указ № 763.

Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) определен перечень полномочий в области лесных отношений, передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 83 ЛК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 83 ЛК РФ порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837 (далее – Правила № 837).

Пунктом 2 Правил № 837 предусмотрено, что субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 838 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с настоящей методикой производится расчет объема субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ (пункт 1).

При этом расходы на осуществление органом государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, определяются Федеральным агентством лесного хозяйства в порядке, устанавливаемом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 3 Методики).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.12.2015 № 534 утвержден Порядок определения расчета объема расходов на содержание и обеспечение деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, согласно которому расчет норматива затрат на содержание одного работника органа, осуществляющего переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляется исходя из должностного оклада главного специалиста– эксперта, установленного Указом № 763, с учетом соответствующих повышений должностных окладов на основании законодательства Российской Федерации (пункт 3 Порядка).

Следовательно, выделенные из федерального бюджета в качестве субвенции субъекту Российской Федерации, при отсутствии в Соглашениях особых условий, предусматривающих применение норм Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежат расходованию в соответствии с Указом № 763.

При этом суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к обоснованному выводу о том, что Закон № 77-ЗАО и Постановление Губернатора автономного округа от 21.06.2010 № 122-ПГ «О порядке установления отдельных дополнительных и иных выплат материального поощрения государственным гражданским служащим исполнительных органов государственной власти Ямало­Ненецкого автономного округа» в данном случае не применимы, так как к заработной плате работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, подлежат применению размеры дополнительных выплат, установленные федеральными органами государственной власти.

При этом, отклоняя ссылку Департамента на то, что премии выплачивались за счет экономии фонда оплаты труда, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее – должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее – оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее – оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее – дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Закона № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно части 6 статьи 51 Закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа № 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа № 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, – в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, – в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, – в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством не ограничена возможность осуществления выплат гражданским служащим за счет экономии фонда оплаты труда.

Нормирование должностным окладом осуществлено лишь только в отношении расходной части федерального бюджета.

С учетом изложенного, при получении финансирования, согласно вышеописанным нормативам, премирование государственных гражданских служащих за счет экономии фонда оплаты труда может быть осуществлено.

Между тем заявителем не подтверждено, что в спорной ситуации премирование осуществлялось именно за счет экономии фонда оплаты труда, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части отклоняются.

Доводы апелляционной жалобы о том, что замечаний, относительно расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого является субвенция, от Рослесхоза по итогам рассмотрения отчетности не поступало, а также о том, что нарушений в части установления должностных окладов, доплат, надбавок к заработной плате и выплат премий за проверяемые периоды контролирующими органами не установлено, не опровергают выше изложенного, в связи с чем отклоняются судом апелляционной инстанции.

Таким образом, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение в означенной части, отказав в удовлетворении требований о признании незаконными пунктов 1 и 2 оспариваемого представления.

В части расхождения данных в сводах начислений и удержаний по заработной плате с данными формы 0503127, квалифицированные УФК ЯНАО как нарушение статьи 264.1 БК РФ, статьей 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 2, 3, 4 приложения № 2 к Приказу от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (пункты 3, 4, 5 представления).

Как следует из материалов проверки, при проведении контрольного мероприятия, Департамент предоставил в качестве подтверждения произведенных начислений по оплате труда за счет средств субвенции выписки из расчетных ведомостей (Своды начислений и удержаний) с разбивкой по месяцам. По данным Сводов начислений и удержаний выявлено расхождение данных о начисленной заработной плате за счет средств субвенции с данными о фактических расходах, указанных в Главной книге и данными о кассовом расходе за счет средств субвенции, указанных в «Отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств. Главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета главного администратора, администратора доходов бюджета» (код формы – 0503127).

Объективно нарушения выражены в следующем:

– в расхождении данных Отчета ф. 0503127 по состоянию на 1 января 2015 и данных Главной книги за 2014 год, Журналов операций расчетов по оплате труда за 2014 год и сводами начислений и удержаний за 2014 год;

– в расхождении данных Отчета ф. 0503127 по состоянию на 1 января 2016 с данными Журналов операций расчетов по оплате труда за 2015 год и сводов начислений и удержаний за 2015 год;

– в расхождении данных Отчета ф. 0503127 по состоянию на 1 января 2017 с данными Главной книги (ф. 0504072), Журналов операций расчетов по оплате труда за 2016 год и сводов начислений и удержаний за 2016 год.

Вместе с тем согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Оспариваемым представлением Департаменту вменено обеспечить составление бухгалтерской (бюджетной) отчетности на основе данных регистров бухгалтерского (бюджетного) учета.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» и Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», журнал операций расчетов по оплате труда (ф. 0504071) составляется на основании свода Расчетно-платежных ведомостей (Расчетных ведомостей) с приложением первичных документов.

В Главную книгу (ф. 0504072) переносятся обороты по операциям, отраженным в Журнале операций расчетов по оплате труда (ф. 0504071), за исключением операций по оплате (перечислению), которые отражаются в соответствующих Журналах операций (ф. 0504071).

При этом своды начислений и удержаний по заработной плате не являются регламентированными регистрами и приказом 157н, 173н и 52н не предусмотрены.

Как указывал заявитель в ходе рассмотрения дела, они формируются в программе «1С: Заработная плата» только по всем источникам финансирования, применяются для служебного пользования и основанием для отражения в регистрах бухгалтерского учета не являются.

Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами подателя жалобы о том, что указанные в пунктах 3 – 5 представления нарушения не относятся к нарушениям в сфере бюджетного законодательства.

Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (часть 1 статьи 306.1 БК РФ).

Глава 30 БК РФ содержит следующие виды бюджетных нарушений: нецелевое использование бюджетных средств, невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита, неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, нарушение условий предоставления бюджетного кредита, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Как следует из акта проверки, бюджетные нарушения, перечисленные в главе 30 БК РФ, контролирующим органом не выявлены. Выдача представлений по устранению иных выявленных нарушений (например, правил ведения бухгалтерского учета) не относится к полномочиям Федерального казначейства.

Вместе с тем согласно положений части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан арбитражным судом недействительным в том случае, если оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Требование о составлении бухгалтерской (бюджетной) отчетности на основе данных регистров бухгалтерского (бюджетного) учета побуждает к составлению достоверной информации о финансовом состоянии и не нарушает законные интересы Департамента в сфере экономической деятельности, незаконно не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, не установленных бюджетным законодательством и Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Доводы Департамента о том, что не обжалование в судебном порядке данного требования влечет за собой признание Департаментом искажения бухгалтерской (бюджетной) отчетности, которое по факту допущено не было, апелляционным судом отклоняется, поскольку наличие каких-либо негативных последствий для заявителя в результате выдачи представления в части рассматриваемых спорных пунктов материалами дела не подтверждается.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленных Департаментом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы не распределяются.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.10.2019 по делу № А81-2465/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно­Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.



Председательствующий
Н. Е. Иванова

Судьи
А. Н. Лотов
Н. А. Шиндлер

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно