Курс ЦБ на 18 апреля 2024 года
EUR: 100.279 USD: 94.3242 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС ЗСО от 10.12.2019 № Ф04-5891/2019

Дело № А46-5861/2019

Резолютивная часть Постановления объявлена 5 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2019 года.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О. Ю.
судей Беловой Л. В., Киричек Ю. Н.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Уласовской А. Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центржилсервис» на решение от 10.07.2019 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С. В.) и Постановление от 18.09.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А. Н., Иванова Н. Е., Рыжиков О. Ю.) по делу № А46-5861/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центржилсервис» (644123, город Омск, бульвар Архитекторов, дом 3, корпус 5, ИНН 5507073069, ОГРН 1055513003204) к Государственной жилищной инспекции Омской области (644007, город Омск, улица Булатова, дом 68, ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) об оспаривании предписания.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Ухова Л. Д.) в заседании участвовали представители:

от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центржилсервис» – Свистуненко Л. А. по доверенности от 18.10.2019;

от Государственной жилищной инспекции Омской области – Мерзлых Т. С. по доверенности от 06.12.2018.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центржилсервис» (далее – ООО «УК «Центржилсервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Омской области (далее – инспекция) от 26.02.2019 № 02-02-08/09.

Решением от 10.07.2019 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения Постановление от 18.09.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.

По мнению подателя кассационной жалобы, установленное частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) требование о проведении перерасчета размера расходов на оплату коммунальных ресурсов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета может быть исполнено управляющей организацией лишь после утверждения соответствующего порядка Правительством Российской Федерации, поскольку такой порядок до настоящего времени не утвержден; общество правомерно осуществляло расчет платы за коммунальные ресурсы исходя из норматива потребления за электрическую энергию; инспекцией не доказано, что общий объем потребления электрической энергии в спорный период превышал фактический объем, определенный по показаниям общедомового прибора.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, ООО «УК «Центржилсервис» на основании лицензии от 22.04.2015 № 055 000028 осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе домом, расположенным по адресу: город Омск, улица Волгоградская, дом 30 (далее – многоквартирный дом).

С целью проверки фактов, изложенных в обращении собственника помещения в многоквартирном доме (квартира 67), инспекцией в период с 30.01.2019 по 26.02.2019 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом лицензионных требований, в ходе которой выявлено, что расчет платы за коммунальный ресурс (электрическая энергия), потребляемый при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в 2017 году произведен исходя из нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды (Приказы РЭК Омской области от 19.12.2016 № 607/71 и от 31.05.2017 № 62/27) без учета показаний общедомового прибора учета.

По результатам проверки 26.02.2019 инспекцией составлены акт проверки № 02-03-08/48 и выдано предписание № 02-02-08/09, согласно которому обществу в срок до 01.04.2019 необходимо произвести перерасчет размера платы за коммунальный ресурс (электроэнергия), необходимый в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, собственникам жилых помещений в соответствии с действующим законодательством (исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям общедомового прибора учета).

Не согласившись с указанным предписанием, ООО «УК «Центржилсервис» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, поскольку действующее законодательство допускает применение показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в случае, если объем фактического потребления таких ресурсов ниже установленного норматива потребления коммунальных услуг.

Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.

В силу статьи 196 ЖК РФ, статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункта 11 Положения о Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 № 2, в случае выявления при проведении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, нарушений лицензионных требований должностные лица инспекции обязаны выдать лицензиату предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформлением платежных документов и направлением их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

В рассматриваемом случае оспариваемое предписание вынесено инспекцией в рамках осуществления лицензионного контроля в пределах предоставленных ей полномочий.

В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).

Из положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ следует, что при наличии коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме коммунальный ресурс (электрическая энергия, потребляемая при использовании и содержании общего имущества) может определяться:

1) исходя из норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из показаний автоматизированной информационно-измерительной системы учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг (если многоквартирный дом оснащен такой системой) при условии обеспечения этой системой возможности одномоментного снятия показаний;

3) исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии на общедомовые нужды с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (если такое решение принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме);

4) исходя из объема потребления электроэнергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета по установленным тарифам (если такое решение принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме).

Материалами дела подтверждается и ООО «УК «Центржилсервис» не оспаривается факт использования 1-го из вышеуказанных вариантов определения объема потребленного в 2017 году коммунального ресурса (электроэнергии) в многоквартирном доме; при этом, применяя утвержденный норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды, общество не производило перерасчет размера таких расходов исходя из показаний общедомового прибора учета в многоквартирном доме, ссылаясь на отсутствие утвержденного Правительством Российской Федерации порядка такого перерасчета.

Вместе с тем отсутствие такого порядка не должно приводить к нарушению прав граждан и неосновательному обогащению управляющей организации, поскольку в силу положений статей 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что определенный на основании показаний общедомового прибора учета многоквартирного дома фактический объем коммунального ресурса (электроэнергии), используемого при содержании общего имущества в 2017 году, ниже объема, рассчитанного ООО «УК «Центржилсервис» исходя из норматива потребления данного коммунального ресурса.

Принимая во внимание, что собственникам жилых помещений многоквартирного дома в спорный период излишне предъявлена к оплате стоимость объема коммунального ресурса (электроэнергии) на общедомовые нужды, который согласно показаниям общедомового прибора учета не был потреблен, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у инспекции правовых оснований для выдачи обществу предписания от 26.02.2019.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое предписание инспекции соответствует жилищному законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы общества.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 10.07.2019 Арбитражного суда Омской области и Постановление от 18.09.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-5861/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.




Председательствующий
О. Ю. Черноусова

Судьи
Л. В. Белова
Ю. Н. Киричек

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно