Курс ЦБ на 20 апреля 2024 года
EUR: 99.5797 USD: 93.4409 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС ПО от 13.11.2019 № Ф06-53668/2019

Дело № А55-37868/2018

Резолютивная часть Постановления объявлена 07 ноября 2019 года.
Полный текст Постановления изготовлен 13 ноября 2019 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р. Р.,
судей Егоровой М. В., Ольховикова А. Н.

при участии представителей:
Акционерного общества «Ракетно-космический центр «Прогресс» – Астаповой Е. А., доверенность от 29.12.2018, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2019 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 по делу № А55-37868/2018 по заявлению акционерного общества «Ракетно-космический центр «Прогресс» к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара, с участием, третьего лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары, о признании недействительным решения от 28.11.2018 г.,

установил:

Акционерное общество «Ракетно-космический центр «Прогресс» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ (далее – государственное учреждение) в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара от 28.11.2018 № 90/2018 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2019 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 решение Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2019 оставлено без изменения.

Государственное учреждение не согласилось с указанными судебными актами и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.

Представитель общества в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.

Государственное учреждение в судебное заседание своих представителей не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.

В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия государственного учреждения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя общества, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, приходит к нижеследующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения заместителя начальника Управления от 18.06.2018 г. № 90/2018 по страхователю АО «РКЦ «Прогресс» проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты страховых взносов.

Проверяемый период с 01.01.2015 г. по 31.12.2016 г.

В ходе проведения выездной проверки было установлено, что в проверяемый период страхователем не были включены в облагаемую базу для начисления страховых взносов на ОПС и ОМС следующие суммы:

– ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1 000 рублей матерям, другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет в сумме 4 776 926,21 (Четыре миллиона семьсот семьдесят шесть тысяч девятьсот двадцать шесть рублей 21 коп.),

– материальная помощь на поддержку молодым семьям, матерям одиночкам, многодетным матерям при устройстве детей в детский сад; материальная помощь на лечение при уходе в очередной отпуск работникам – участникам ВОВ, труженикам тыла военных лет, ветеранам боевых действий. Всего выплачено материальной помощи, превышающей 4 000 рублей, 6 738 100,00 (Шесть миллионов семьсот тридцать восемь тысяч сто руб. 00 коп.) А также выявлено занижение базы для начисления страховых взносов.

По результатам рассмотрения Акта и материалов выездной проверки, а также возражений страхователя, заместителем начальника Управления 28.11.2018 г. вынесено Решение № 90/2018 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии с указанным Решением сумма неуплаченных страховых взносов на ОПС составила 2 513 818,68 руб., по страховым взносам на ОМС – 587 266,33 руб.

Кроме того, плательщик привлечен к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) за неполную уплату сумм страховых взносов в результате неправильного исчисления страховых взносов, в виде штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы взносов. Сумма штрафа составила 620 089,60 руб.

Не согласившись с указанным решением о привлечении к ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд за защитой своих прав с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды предыдущих инстанций руководствовались следующим.

Статьей 9 Закона № 212-ФЗ предусмотрен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона № 212-ФЗ, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. В соответствии с пунктом 11 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению «суммы материальной помощи», оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период.

По мнению судов, в данном случае, спорные выплаты, произведенные в связи с трудовыми отношениями, не входят в установленный статьей 9 Закона № 212-ФЗ перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, и поэтому на основании части 1 статьи 7 и части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ подлежат включению в облагаемую базу. Следовательно, в соответствии со статьями 7, 8 Закона № 212-ФЗ сумма в размере 11 515 026,21 руб. подлежит включению в налогооблагаемую базу, с последующим начислением страховых взносов на ОПС и ОМС.

Как установили суды, событие вмененного в вину заявителю правонарушения имело место, и оспариваемое решение вынесено – после 01.01.2017 г. Закон о страховых взносах утратил силу с 01.01.2017, включая его положения части 1 статьи 47.

Поскольку норма, на основании которой заявитель привлечен к ответственности на момент вынесения оспариваемого решения утратила силу, то суды признали оспариваемое решение недействительным.

Данные выводы судов нельзя признать обоснованными исходя из следующего.

С 01.01.2017 утратил силу Закон № 212-ФЗ в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон № 250-ФЗ).

Из положений статьи 19 Закона № 250-ФЗ следует, что с 01.01.2017 функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов переданы налоговому органу. Правильность и своевременность уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по их уплате контролируются в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.01.2018 № 3-П, если деяние продолжает оставаться противоправным и наказуемым, правовая норма, закреплявшая конкретный состав соответствующего правонарушения, может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, к деяниям, совершенным во время действия этого закона, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем закрепленная положением, устанавливающим в настоящее время ответственность за то же деяние, или равна ей.

Таким образом, выводы судов обеих инстанций по настоящему делу в части привлечения Общества к ответственности по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ сделаны без учета вышеуказанной правовой позиции.

Кроме того, выводы судов относительно правомерности включения в облагаемую базу для начисления страховых взносов на ОПС и ОМС следующих сумм:

– ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1 000 рублей матерям, другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет в сумме 4 776 926,21,

– материальная помощь на поддержку молодым семьям, матерям одиночкам, многодетным матерям при устройстве детей в детский сад; материальная помощь на лечение при уходе в очередной отпуск работникам – участникам ВОВ, труженикам тыла военных лет, ветеранам боевых действий, всего выплачено материальной помощи, превышающей 4 000 рублей, 6 738 100,00, суд кассационной инстанции признает несостоятельными в силу следующего.

Объект обложения страховыми взносами, в соответствии со статьей 7 Закона № 212-ФЗ, для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, был установлен (с соответствующими уточнениями в данной статье), как выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с правовой позицией, изложенной, в том числе, в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12, от 03.12.2013 № 10905/13, от 10.12.2013 № 11031/13, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2017 № 303-КГ17-6952, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.

Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2000 № 55 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации», законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).

Следовательно, статья 9 Закона № 212-ФЗ, предусматривающая перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, устанавливает исключения только из тех выплат, которые подлежат обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 7 Закона № 212-ФЗ.

Указанная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2019 № 306-ЭС19-9697.

Из судебных актов и материалов дела не следует, что осуществлявшиеся заявителем спорные выплаты зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, конкретных условий выполнения самой работы. Соответственно, они не являлись оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и не могут быть включены в объект обложения страховыми взносами.

Таким образом, обжалованное решение Управления Пенсионного фонда РФ подлежит признанию недействительным.

В рассматриваемом случае, ошибочные выводы судов, указанные в мотивированной части судебных актов, не привели к принятию неправильного решения и Постановления по данному делу, поэтому обжалуемые судебные акты изменению, а кассационные жалобы удовлетворению – не подлежат.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не выявлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 04.04.2019 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 по делу № А55-37868/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Председательствующий судья
Р. Р. Мухаметшин


Судьи
М. В. Егорова
А. Н. Ольховиков

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно