Курс ЦБ на 19 апреля 2024 года
EUR: 100.532 USD: 94.0922 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС СЗО от 27.08.2019 № Ф07-7697/2019

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Корабухиной Л. И.,
судей Александровой Е. Н., Лущаева С. В.,

при участии от государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга Зырянова В.Г. (доверенность от 04.04.2019 № 27-12-26/23), от публичного акционерного общества «Ростелеком» Ануфриевой В. В. (доверенность от 16.03.2018 № 01/29/121-18), Линькова И. А. (доверенность от 13.06.2018 № 01/29/241-18), Богдановой О. С. (доверенность от 31.07.2019 № 01/29/309-19),

рассмотрев 21.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2018 (судья Хохлов Д. В.) и Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 (судьи Будылева М. В., Горбачева О. В., Загараева Л. П.) по делу № А56-108665/2018,

установил:

Публичное акционерное общество «Ростелеком», место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 191028, Санкт-Петербург, Фурштатская ул., д. 5, ОГРН 1037804016546, ИНН 7802196329 (далее – Управление), от 13.07.2018 № 4 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее – решение).

Решением суда первой инстанции от 24.12.2018, оставленным без изменения Постановлением апелляционного суда от 26.03.2019, заявленные Обществом требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 24.12.2018 и Постановление от 26.03.2019 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, все спорные суммы денежных выплат работникам Общества подлежали включению в расчетную базу для начисления страховых взносов, поскольку произведены в рамках трудовых отношений. Управление полагает, что вывод судов о возможности осуществления возврата уплаченных Обществом страховых взносов, распределенных на индивидуальные счета, основан на неправильном применении и толковании норм материального права.

В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в отзыве.

Определением суда кассационной инстанции от 05.08.2019 в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение жалобы откладывалось на 21.08.2019 на 11 час. 45 мин. В указанное время рассмотрение жалобы продолжено в прежнем судебном составе.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 26.02.2018 Управлением проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, по результатам которой составлен акт от 22.05.2018 № 4 и с учетом возражений Общества вынесено оспариваемое решение.

Основанием для принятия указанного решения послужил вывод Управления о том, что корректировки, внесенные Обществом по кодам: выплаты по коду 617 «Стоимость подарков работникам»; выплаты по коду 517 «Возмещение стоимости путевок за счет средств работодателя»: выплаты по коду 523 «Расходы за аренду жилого помещения»; выплату по коду 526 «Доплата за аренду жилого помещения»; выплаты по коду 609 «Выплаты в натуральной форме – культмассовые мероприятия, экскурсии»; выплаты по коду 612 «Выплаты в натуральной форме – дотация на путевки отдыха»; выплаты по коду 413 «Оплата перерывов для кормления»; выплаты по коду 423 «Оплата одного дня в неделю для поиска нового места работы до момента увольнения по сокращению численности или штата»; выплаты по коду 449 «Выплаты при увольнении по соглашению сторон»; выплаты по коду 450 «Выходное пособие при увольнении по соглашению сторон, не облагаемое НДФЛ» подлежат включению в облагаемую базу по страховым взносам, в связи с тем, что такого рода выплаты не подпадают под действие статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ.).

Не согласившись с решением Управления, и полагая, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества, заявитель оспорил решение в арбитражном суде.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные Обществом требования и признали оспариваемое решение недействительным, поскольку спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает принятые по делу решение от 24.12.2018 и Постановление от 26.03.2019 не подлежащими отмене в силу следующего.

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, действовавшего в проверяемые периоды, организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

Частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона (часть 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ.).

В силу подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.

По мнению Управления, осуществленные Обществом в проверяемый период спорные выплаты денежных сумм подлежали включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку были осуществлены в рамках трудовых отношений и не подпадали под действие указанной нормы Закона № 212-ФЗ.

Между тем, как правильно указали суды, данный вывод Управления является ошибочным, учитывая, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты работникам представляют собой оплату их труда, предусмотренной трудовыми договорами.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 данного Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Согласно статье 129 ТК РФ под заработной платой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

В статье 165 ТК РФ перечислены эти компенсации (при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника и т.д.). Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.

В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

В отличие от трудового договора коллективный договор заключаемый между работниками и работодателем в лице их представителей (статья 40 ТК РФ), помимо трудовых правоотношений регулирует и социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя.

Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся по своей правовой природе стимулирующими и не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не могут быть признаны оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Следовательно, такие выплаты, исходя из их правовой природы, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Таким образом, предоставляемые работодателем своим работникам социальные выплаты в случаях, не предусмотренных законом, только тогда подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие выплаты могут быть расценены как вознаграждение работников за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в спорный период в Обществе действовал коллективный договор на 2012 – 2014 годы, заключенный в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», «О занятости населения в Российской Федерации», Положением о социальном партнерстве в отрасли «Связь» Российской Федерации, а также Положение о системе материального стимулирования работников Общества по результатам работы.

Указанным коллективным договором определено понятие заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно пункту 7.3 Коллективного договора система оплаты и стимулирования труда построена на единых для Корпоративного центра и всех макрорегиональных филиалов и филиалов Общества принципах и регламентируется Положениями об оплате труда и другими локальными нормативными актами, которые утверждаются работодателем в установленном законодательством порядке с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

В соответствии с пунктом 7.4 Коллективного договора оплата труда в Обществе осуществляется работодателем с учетом: целей и задач, стоящих перед Обществом; экономических возможностей Общества; удовлетворения потребностей работников и создания позитивных трудовых мотиваций к достижению максимальных индивидуальных и коллективных результатов труда; квалификации работников; сложности, ответственности, количества, качества и условий выполняемой работы; требований действующего законодательства, регулирующего данную область.

При этом пунктом 7.8 Коллективного договора предусмотрено, что в Обществе действуют и социальные программы, под которыми понимается система выплат (гарантии, компенсации, льготы) предусмотренных действующим законодательством, данным Коллективным договором и иными локальными нормативными актами Общества. Основные социальные программы, действующие в Обществе, перечислены в разделе 9 Коллективного договора.

Так в разделе 9 Коллективного договора указано, что для обеспечения социальной защищенности работников Общества, членов их семей, неработающих пенсионеров и инвалидов, работодатель в рамках основных социальных программ: предоставляет льготы и гарантии, связанные с досугом, отдыхом и поддержанием здоровья работников и членов их семей; в связи с юбилейными датами работников рассматривает предложения по представлению работников к присвоению званий и наград; Общество представляет выплату материальной помощи по различным основаниям; реализует программы дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения Работников; предоставляет льготы и гарантии малоимущим семьям и работникам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации; предоставляет льготы и гарантии жителям Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Положениями пункта 9.1.7 раздела 9 Коллективного договора установлено, что филиалы Общества вправе в рамках утвержденных бюджетов на корпоративные социальные программы приобретать для работников путевки в санаторно-курортные учреждения, пансионаты, дома и базы отдыха. При этом в приоритетном порядке приобретаются путевки в учреждения, являющиеся филиалами либо дочерними или зависимыми обществами Общества.

Согласно пункту 9.1.1 Коллективного договора Общество выделяет средства на организацию отдыха для детей работников в возрасте от 7 до 15 лет включительно в детских оздоровительных лагерях, лагерях санаторного типа, пришкольных лагерях, расположенных на территории Российской Федерации, из расчета оплаты не менее 30% фактической стоимости одной путевки в год, но не более 30 000 руб. на каждого ребенка. Также родителям малоимущих семей, родителям, имеющим детей-инвалидов до 18 лет, компенсация производится в размере 100% стоимости одной путевки в год на каждого ребенка (путевка предоставляется бесплатно).

В силу пункта 8.3 Коллективного договора работникам Общества, получившим уведомление о предстоящем сокращении, гарантируется предоставление свободного времени для поисков новой работы (один рабочий день или одна рабочая смена в неделю, кроме рабочей) с сохранением среднего заработка. Свободное время для поиска работы предоставляется работникам Общества по их письменному заявлению, дата определяется по соглашению с работодателем.

Система и размер оплаты труда в Обществе регулируются Положением об оплате труда работников, утвержденным Приказом Макрорегионального филиала «Волга» от 30.04.2014 № 06/01/369-14 (далее – Положение об оплате труда).

В соответствии с пунктом 5.4 Положения об оплате труда размер вознаграждения каждого работника Общества устанавливается в рамках утвержденной структуры вознаграждений в соответствии с установленным для его должности грейдом и зависит от его квалификации, результативности, сложности выполняемой работы и степени влияния на результаты деятельности Общества.

Пункт 5.5 Положения об оплате труда содержит исчерпывающий перечень выплат в адрес сотрудников Общества и указывает, что размер вознаграждения, который регулируется утвержденной Структурой вознаграждений, включает в себя следующие виды выплат, доплат, надбавок, предусмотренных действующим законодательством и внутренними нормативными документами: оклад; ежемесячная премия; квартальная премия; годовая премия; надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; надбавка за стаж работы в подразделениях по защите государственной тайны; надбавка за стаж работы в сетях шифрованной связи; доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; доплата за расширение зон обслуживания или увеличение объема работы; доплата за разделение рабочего дня на части; доплата за совмещение профессий (должностей), за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором; процентная надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях); районный коэффициент за работу в местностях с особыми климатическими условиями (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях); доплата за вахтовый метод; повышение оплаты труда за работу в ночное время.

Пункт 5.8 данного Положения предусматривает повышение оплаты труда за работу в ночное время, которое устанавливается в процентах от часовой ставки (оклада): работникам, работающим в многосменном режиме, за работу в ночное время производится доплата в размере 40% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время; работникам, работающим не в многосменном режиме, за работу в ночное время производится доплата в размере 20% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Порядок установления доплат и надбавок, учитывающих специфику труда определен в Приложении № 3 к Положению об оплате труда.

К доплатам и надбавкам, учитывающим специфику труда, относятся дополнительные выплаты, которые устанавливаются работникам сверх установленного оклада, за выполнение работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, с целью компенсировать дополнительные трудозатраты работника, связанные с условиями труда, особенностями трудовой деятельности и характером отдельных видов труда, а также с целью стимулировать работников к выполнению дополнительных функций, обязанностей и объемов работ в пределах нормальной продолжительности рабочего времени.

В состав дополнительных выплат, учитывающих специфику труда, включаются доплаты и надбавки, связанные: с характеристиками рабочего места; со спецификой деятельности работника; с работой в особых условиях (статья 146 ТК РФ); со спецификой рабочего времени.

В соответствии с пунктом 5.10 Положения об оплате труда перечень доплат, надбавок и выплат стимулирующего характера, приведенных в пунктах 5.5, 5.8, а также в Приложении № 3 к Положению об оплате труда, при разработке и утверждении иных локальных нормативных актов Филиалов расширению не подлежит, за исключением иных доплат и надбавок, установленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Обществом также разработано и утверждено Положение о системе материального стимулирования работников по результатам работы (далее – Положение о системе материального стимулирования) в целях обеспечения эффективности деятельности Общества в целом, а также руководителей, специалистов, служащих и рабочих в отдельности.

Согласно Положению о системе материального стимулирования система материального стимулирования работников состоит из системы регулярных премиальных выплат определенной периодичности, размеры которых зависят от корпоративных показателей деятельности Общества, групповых и/или индивидуальных показателей работников, а также единовременных дополнительных (нерегулярных) премиальных выплат.

Требования данного Положения распространяются на всех штатных работников Общества.

При этом под вознаграждением понимается часть заработной платы работника, целевой размер которой регулируется системой грейдов и структурой вознаграждений, утвержденной и действующей в Обществе. Состав вознаграждения приведен в пункте 5.5 Положения об оплате труда работников Общества.

В соответствии с пунктом 3.1.12 Положения о системе материального стимулирования предусмотрено снижение регулярной премиальной выплаты работника по итогам работы за оцениваемый период. Максимально возможный размер снижения составляет 95% от целевого размера премии. К таким случаям относятся: совершение прогула; появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического опьянения, под воздействием токсических веществ; дорожно-транспортное происшествие, произошедшее по вине работника, повлекшее за собой материальный ущерб для Общества или несчастный случай; несоблюдение требований по охране труда и технике безопасности, повлекшее за собой тяжкие последствия или создавшее реальную угрозу жизни и здоровью работников; наложение дисциплинарного взыскания.

Управлением не опровергнуто то обстоятельство, что приведенные в оспариваемом решении выплаты работникам Общества по указанным в нем кодам носят социальный характера, не обусловлены выполнением указанными работниками трудовой функции и условиями труда, не включаются в состав оплаты труда, установленной Обществом системы оплаты труда, а следовательно, не относятся к объекту обложения страховыми взносами.

Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, Управлением в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.

В отношении выплат осуществленных Обществом при увольнении работников по соглашению сторон, суд верно исходили из следующего.

Установленный главой 27 Трудового кодекса Российской Федерации перечень гарантий и компенсаций, подлежащих выплате работникам при расторжении трудового договора не включает такие выплаты как выходное пособие в связи с расторжением трудового договора по соглашению сторон, однако часть 4 статьи 178 ТК РФ позволяет работодателю трудовым договором или коллективным договором определять иные случаи выплат выходных пособий, а также устанавливать повышенные размеры выходных пособий.

Исходя из положений подпункта «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, не подлежали обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Законам № 212-ФЗ, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (далее – Закон № 188-ФЗ.), вступившим в силу с 01.01.2015, в подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ внесены изменения, согласно которым не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением: компенсации за неиспользованный отпуск; суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Следовательно, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не подлежат обложению страховыми взносами.

В этой связи суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что выплачиваемое работнику при расторжении трудового договора по соглашению сторон выходное пособие, предусмотренное коллективным договором и дополнительными соглашениями к трудовым договорам в качестве дополнительной гарантии и компенсации при увольнении, является компенсационной выплатой при увольнении, установленной законодательством Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.08.2017 по делу № А44-7037/2016.

Довод Управления о том, что производимые работникам выплаты, которые носили социальный характер либо являлись дополнительными гарантиями и компенсациями в определенных законодательством пределах, отражались в расчетных листках работников, а поэтому должны расцениваться как вознаграждение за труд, был предметом исследования судов и правомерно ими отклонен.

Как правильно указали суды, в соответствии с положениями статьи 136 ТК РФ расчетный листок представляет собой письменное извещение работодателем каждого работника не только о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, но и об общей денежной сумме, подлежащей выплате. При этом исключений в отношении выплат социального характера, как и выплат, определенных статьей 9 Закона № 212-ФЗ положениями действующего законодательства не определено.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, а также заявленные сторонами доводы по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что правовых оснований для принятия Управлением оспариваемого решения не имелось.

Поскольку оспариваемое решение Управления не было связано с отказом Обществу в возврате излишне уплаченных страховых взносов вследствие корректировки расчетов, суды правомерно отклонили довод ответчика о том, что уплаченные заявителем страховые взносы распределены на индивидуальные счета работников, как не относящийся к предмету спора и поэтому не подлежащий исследованию и оценке в рамках рассмотрения настоящего дела.

Таким образом, доводы Управления, изложенные в жалобе и основанные на ошибочном толковании норм материального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.

Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы Управления и отмены принятых по делу судебных актов.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2018 и Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 по делу № А56-108665/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга – без удовлетворения.




Председательствующий

Л.
И. Корабухина

Судьи
Е. Н. Александрова

С. В.
Лущаев

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно