Курс ЦБ на 19 апреля 2024 года
EUR: 100.532 USD: 94.0922 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление АС УО от 22.04.2019 № Ф09-1882/19

Дело № А34-10957/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 22.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.04.2019.

Арбитражный суд Уральского округа в составе
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Кравцовой Е. А., Гавриленко О. Л.
при ведении протокола помощником судьи Фоминой К. В.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее – управление, фонд, заинтересованное лицо) на Решение Арбитражного суда Курганской области от 24.12.2018 по делу № А34-10957/2018 и Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель управления – Уткина В. В. (доверенность от 09.01.2019 № 10).

Полномочия представителя проверены Арбитражным судом Курганской области.

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с акционерного общества «Курганавторемонт» (далее также – общество, страхователь, заинтересованное лицо) штрафных санкций в размере 186 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2017 года.

Решением суда от 24.12.2018 (судья Задорина А. Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 (судьи Бояршинова Е. В., Иванова Н. А., Скобелкин А. П.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.

Заявитель жалобы настаивает на правомерности и обоснованности заявленных им требований, ввиду несвоевременного предоставления обществом сведений о застрахованных лицах.

Управление обращает внимание суда на то, что заинтересованным лицом сведения по форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2017 года представлены 17.11.2017, что подтверждается извещением о доставке. При этом фонд полагает, что представленное заинтересованным лицом извещение о доставке оператору от 10.11.2017 не является надлежащим доказательством своевременного направления в управление отчета по форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2017 года.

По мнению фонда, названное извещение подтверждает направление отчета оператору, а не в адрес территориального органа пенсионного фонда. Заявитель жалобы настаивает на том, что сбой в работе системы, через которую осуществляется передача данных, и неполадки в ее работы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, исключающих ответственность общества, поскольку своевременность представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета возлагается на страхователя, следовательно, вина заинтересованного лица в совершении данного правонарушения доказана.

Управление отмечает, что не имело возможности снизить размер финансовых санкций с учетом смягчающих вину общества обстоятельств.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не нашел.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения управлением проверки сведений, представленных обществом 17.11.2017 в отношении 373 застрахованных лиц за отчетный период октябрь 2017 года по форме СЗВ-М «исходная» установлено непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М, в связи с чем 14.05.2018 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 055S18180001862, выразившегося в нарушении обществом требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

По результатам рассмотрения акта от 14.05.2018 и иных документов управлением вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.06.2018 № 055S19180002562, которым заинтересованное лицо привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 186 500 руб.

Решение направлено страхователю заказным почтовым отправлением.

Требованием от 10.07.2018 № 055S01180008360, направленным страхователю заказными почтовыми отправлениями, страхователю предложено уплатить сумму штрафа в срок до 30.07.2018.

Неисполнение требования страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Управление 17.09.2018 обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2017 года.

Арбитражным судом Курганской области по делу № А34-10018/2018 26.09.2018 вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с общества штрафных санкций за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2017 года в сумме 186 500 руб.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требования заявителя, исходили из недоказанности управлением факта представления страхователем сведений о застрахованных лицах с пропуском установленного срока.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 167-ФЗ) заинтересованное лицо является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Статьей 1 Закона № 27-ФЗ дано понятие «отчетного периода», под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, девять месяцев и календарный год.

Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».

Из содержания абзаца 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах. За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи *** Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 10.11.2017 обществом подготовлен неформализованный отчет, который направлен в управление с использованием программы «РЕФЕРЕНТ». Вместе с тем отчет фондом не принят по причине ошибки программы «ЭЦП предоставлено сертификатом, на который нет заключенного соглашения с обществом».

В дальнейшем обществом предпринимались попытки по предоставлению отчетности как в электронной форме (13.11.2017), так и на бумажном носителе (15.11.2017), однако, отчет не принят.

Только 17.11.2017 после исправления технических ошибок отчет по форме СЗВ-М направлен в фонд.

Указанные действия, по мнению фонда, образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

В обоснование заявленных требований, управление ссылается на положения Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 № 190-р «О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании» (далее – Распоряжение Правления ПФ РФ № 190-р), в соответствии с которыми факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с «Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации», факт приема документов органом ПФР – соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.

По мнению фонда, ввиду неполучения обществом 10.11.2017 подтверждения от фонда, отчет не может считаться сданным в установленные сроки.

Вместе с тем фондом не учтено, что в соответствии с пунктом 32 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, названная Инструкция предусматривает два альтернативных случая определения даты представления сведений в электронной форме: подтверждение получения оператором электронного документооборота либо подтверждение получения фондом.

Оператором электронного документооборота является российская организация, соответствующая установленным требованиям и осуществляющая деятельность по обеспечению электронного документооборота.

Учитывая, что Приказ Минтруда России от 21.12.2016 № 766н вступил в действие с 06.02.2017, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на то, что Распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 190-р подлежит применению с учетом дополнительного регулирования, установленного данным приказом № 766н.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установив, что отчет о доставке оператору электронного документооборота подтверждает представление обществом отчетности в установленный срок (10.11.2017), пришли к правомерному выводу о том, что правомерность привлечения заинтересованного лица к ответственности фондом не подтверждена.

Судами первой и апелляционной инстанции отмечено, что при привлечении к ответственности необходимо исследовать вопрос вины общества в совершенном деянии, однако, в акте выявления правонарушения и в решении о привлечении страхователя к ответственности отсутствует надлежащее исследование вопроса о виновности страхователя.

Кроме того, материалы дела содержат доказательства добросовестности действий общества по представлению в управление исходных сведений, а невозможность предоставления отчетности в надлежащем виде в установленный срок возникла не по вине сотрудников организации, а по не зависящим от нее обстоятельствам – в результате некорректной работы программного обеспечения.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных фондом требования.

Доводы фонда по существу свидетельствуют о несогласии заявителя с оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств. Между тем несогласие стороны с выводами судов, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела, не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курганской области от 24.12.2018 по делу № А34-10957/2018 и Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.




Председательствующий
А. Н. Токмакова

Судьи
Е. А. Кравцова
О. Л. Гавриленко

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно