8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2019 № 12АП-3230/2019

Дело №А57-20318/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 18.04.2019.
Полный текст постановления изготовлен 19.04.2019.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю. А.,
судей Землянниковой В. В., Смирникова А. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поливановой А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Абрис» на Решение Арбитражного суда Саратовской области от 7 февраля 2019 года по делу № А57-20318/2018 (судья Огнищева Ю. П.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Абрис» (ОГРН 1026403051927, ИНН: 6453004237, 410086, г. Саратов, ул. Песчано-Уметская, 58) заинтересованные лица:
Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) (410080, г. Саратов, пр. Строителей, д. 31, ОГРН 1026403041653, ИНН 6453061549),
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (ОГРН 1046405319410, ИНН 6453078895, 410040, г. Саратов, тупик Деловой, 3) о признании недействительным решения, при участии в судебном заседании представителей:
Общества с ограниченной ответственностью «Абрис» – Кузьминой С. В., действующей на основании доверенности от 14.01.2019,
Управления пенсионного фонда в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) – Материкиной Н. Н., действующей на основании доверенности от 29.03.2019 № 09/5116,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Абрис» (далее – заявитель, ООО «Абрис», Общество) с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) (далее – УПФР в Ленинском районе г. Саратова, Управление) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 07V12180000430 от 06.06.2018, вынесенное в отношении ООО «Абрис», об обязании УПФР в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов.

Решением от 7 февраля 2019 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявленных ООО «Абрис» требований отказал.

ООО «Абрис» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

УПФР в Ленинском районе г. Саратова считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 21.03.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителей участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании Решения начальника УПФР в Ленинском районе г. Саратова № 073V02180000220 от 22.03.2018 в отношении ООО «Абрис» проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, достоверности представленных индивидуальных сведений плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.

По результатам выездной проверки составлен Акт от 26.04.2018 № 073V10180000729.

В ходе выездной проверки выявлены нарушения статей 7, 8, 9, частей 3, 4, 5, статьи 15, части 2 статьи 28, части 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), выразившиеся в том числе в неначислении страховых взносов по дополнительному тарифу с выплат и иных вознаграждений физического лица, занятого на работах с особыми и опасными условиями труда.

УПФР в Ленинском районе г. Саратова вынесено Решение № 073V12180000430 от 06.06.2018 о привлечении ООО «Абрис» к ответственности предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 3 008,80 руб.

Этим же решением Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам 15 044 руб., и пени 1 906,65 руб.

Не согласившись с вышеуказанным решением, ООО «Абрис» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что плательщик был не вправе в проверенном периоде 2015 – 2016 к рабочим местам, по отношению к которым согласно проведенной аттестации рабочих мест от 20.12.2012 установлен допустимый класс условий труда, а именно: «производитель работ», применять дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 2.1. статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, равные нулю.

Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из оспариваемого решения, основанием для доначисления заявителю страховых взносов за 2015, 2016 года послужил вывод УПФР в Ленинском районе г. Саратова о неправомерном не исчислении Обществом страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212– ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в отношении работника, занимающего должность «производителя работ».

Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) предусмотрено, что организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской

Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Закона № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном названным Федеральным законом.

На основании статьи 25 Закона № 212-ФЗ своевременность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми понимается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным Федеральным законом сроки. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212– ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.

Частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 – 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.20017 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) (с 01.01.2015 – в пунктах 2 – 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ)), применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в ПФ РФ.

Положениями статьи 27 Закона № 173-ФЗ определены обобщенные категории лиц, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, но не конкретизированы работы, которые дают такое право (за исключением отдельных случаев).

Полномочия по утверждению списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в которых должны быть заняты работники, а также правила исчисления периодов работы и назначения досрочных пенсий предоставлены Правительству Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона № 173-ФЗ применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 утверждены Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях и Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Судами установлено, что специальности «производитель работ» (2290000624441) входит в Список № 2 (раздел «XXVII Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов»).

Пунктом 3 статьи 27 Закона № 173-ФЗ определено, что периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 – 18 пункта 1 этой статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ.

При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 – 18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 – 18 пункта 1 названной статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Вместе с тем, согласно части 4 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2014, плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

С 01.01.2014 в статью 58.3 Закона № 212-ФЗ введена часть 2.1, в соответствии с которой дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для названных плательщиков страховых взносов применяются в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда.

Как определено в пункте 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), с 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда.

Применив к установленным обстоятельствам положения части 4 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ (действовавшей до 01.01.2014 и утратившей силу в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 421-ФЗ), в силу которой плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФ РФ по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 этой статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом, а так же положения части 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, которая предусматривала установление «нулевой» ставки дополнительного тарифа, если по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класс условий труда является оптимальным и допустимым, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что проведение аттестации с неистекшим сроком действия является достаточным основанием освобождения от уплаты страховых взносов и применения к этой позиции ставки 0% – в проверяемом периоде.

При этом на основании части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), специальная оценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации, если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация.

Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в ПФ РФ, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Закона № 421-ФЗ).

Из названных положений следует вывод, что в данном случае в проверяемый период страхователь освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в случае, если по итогам аттестации рабочего места условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными либо опасными.

Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда РФ от 27.11.2018 № 310-КГ18-19210, от 30.11.2018 № 310-КГ18-19487, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 15.03.2018 по делу № А57-13175/2017.

Судебной коллегией установлено и материалами дела подтверждается, что по результатам аттестации рабочих мест, проведенной Обществом в 20.12.2012 г., условия труда по специальности «производитель работ» по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса отнесены ко второму классу (допустимые).

Кроме того, как указали судебной коллегии участники процесса, работник общества «производитель работ», работа которого отнесена согласно аттестации рабочих мест, проведенной Обществом в 20.12.2012 г., по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса ко второму классу (допустимые), не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

На основании изложенного, за проверяемый период (2015, 2016 года) страхователь освобожден от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении работника по специальности «производитель работ»; у УПФР в Ленинском районе г. Саратова отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого решения.

При таких обстоятельствах, решение, принятое судом первой инстанции, подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.

По делу следует принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные Обществом требования в полном объеме.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.

Учитывая удовлетворение требований Общества в полном объеме, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции в размере 3000 руб. и судом апелляционной инстанции в размере 1 500 руб. подлежат взысканию с Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Абрис», всего в сумме 4 500 руб.

Руководствуясь статьями 268271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 7 февраля 2019 года по делу № А57-20318/2018 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

Признать недействительным Решение Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) от 06.06.2018 № 073V12180000430 о привлечении ООО «Абрис» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Абрис» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.




Председательствующий
Ю. А. Комнатная

Судьи
В. В. Землянникова

А. В. Смирников

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно