Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) разъясняем следующее.
Вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей сотрудника организации – налогового резидента Российской Федерации, выполняющего работы, предусмотренные трудовым договором, дистанционно на территории Российской Федерации, согласно пункту 1 статьи 224 Кодекса подлежит налогообложению по ставке 13 процентов.
Для большинства доходов за выполнение трудовых обязанностей, получаемых физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации, пунктом 3 статьи 224 Кодекса установлена налоговая ставка в размере 30 процентов.
В соответствии с положениями статьи 226 Кодекса исчисление, удержание и уплата налога на доходы физических лиц с таких доходов производятся организацией – налоговым агентом.
В случае выполнения трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации в отношении доходов в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, полученных от источников за пределами Российской Федерации, с учетом положений статей 208, 209 и 228 Кодекса организация-работодатель не признается налоговым агентом.
Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации место работы является обязательным условием для включения в трудовой договор.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, предусмотренных пунктами 3 и 3.1 статьи 24 Кодекса, налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ответственность за правильность определения источника дохода, а также налогового статуса физического лица – получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом.
При этом Кодексом не установлено каких-либо правил подтверждения налоговыми агентами фактического времени нахождения налогоплательщика в Российской Федерации.
Установление налогового статуса физического лица – сотрудника организации производится организацией самостоятельно исходя из особенностей каждой конкретной ситуации. В этих целях организация может запрашивать у физического лица необходимые сведения и документы.
Вместе с тем физическое лицо может самостоятельно представить налоговому агенту соответствующие документы, необходимые для удержания налога в соответствии с его налоговым статусом.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенной политики
Р. А. Саакян