Курс ЦБ на 21 апреля 2021 года
EUR: 91.7507 USD: 76.0155 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 4.5%
(499) 921-02-35
с 8:30 до 17:30
Узнать о системе больше

Письмо Федеральной Налоговой Службы РФ от 21.08.2009 № ШС-22-3/660@

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе систематизированные материалы результатов нормативно-методической работы, выполненной ГНИИ РНС по заказу ФНС России, по документированию операций при транспортировке товаров.

Систематизированные материалы содержат описания случаев оформления и полный перечень документов, оформляемых при перемещении товаров по территории Российской Федерации железнодорожным, воздушным, автомобильным, морским и речным транспортом.

Характеристики документов, оформляющих перемещение товаров, составленные с учетом возможностей использования документа при осуществлении налоговой проверки, а также анализ спорных ситуаций, возникавших в том числе в связи с неоформлением (неправильным оформлением) указанных документов, содержат следующую информацию по каждому нормативному документу:

1) виды транспорта, при перевозках в которых применяется документ;

2) субъекты, применяющие документ;

3) количество составляемых экземпляров документа;

4) кем составляется документ;

5) обязательные реквизиты документа;

6) функции документа (что подтверждает документ);

7) порядок применения документа;

8) место хранения документа;

9) использование документа в смешанном сообщении;

10) использование документа в международном сообщении;

11) схема применения документа;

12) дополнительные документы, оформляемые при выписке документа;

13) ошибки в оформлении документа, внесение изменений в документ;

14) примеры арбитражных дел, в которых фигурирует документ;

15) оценка значимости показателей по степени налогового контроля.

Характеристики документов, оформляемых при перемещении товара, сгруппированы по их назначению и видам транспорта в следующих приложениях к настоящему письму.

Приложение 1. Документы, оформляемые при погрузке товаров в:

– автомобильный транспорт (приложение 1.1);

– железнодорожный транспорт (приложение 1.2);

– воздушный транспорт (приложение 1.3);

– речной транспорт (приложение 1.4);

– морской транспорт (приложение 1.5);

– при перевозке несколькими видами транспорта (смешанной перевозке) (приложение 1.6).

Приложение 2. Необходимые документы, сертификаты, лицензии, которые должны быть оформлены на погрузо-разгрузочное оборудование и средства.

Приложение 3. Документы, которыми оформляются и регистрируются дополнительные замеры и завесы груза.

Приложение 4. Документы, оформляемые при оплате услуг железнодорожных, воздушных, автомобильных, морских, речных перевозчиков:

– коммерческие документы (приложение 4.1);

– расчетные документы (приложение 4.2).

Приложение 5. Документы, оформляемые при сдаче/приемке груза:

– в автомобильном транспорте (приложение 5.1);

– в железнодорожном транспорте (приложение 5.2);

– на воздушном транспорте (приложение 5.3);

– на речном транспорте (приложение 5.4);

– на морском транспорте (приложение 5.5).

Приложение 6. Документы, подтверждающие переход права собственности.

Приложение 7. Документы, регистрирующие маршрут, назначение, время в пути.

Приложение 8. Документы, оформляемые при транспортировке товаров на экспорт:

– автомобильным транспортом (приложение 8.1);

– воздушный транспорт (приложение 8.2);

– морским транспортом (приложение 8.3);

– при смешанной перевозке (приложение 8.4);

– документы таможенного контроля (приложение 8.5);

– железнодорожным транспортом (приложение 8.6).

Приложение 9. Порядок замены (корректировки) существенных сведений (товар, грузополучатель, пункт поставки и т. п.) в товаросопроводительных документах.

Приложение 10. Схема документооборота по транспортировке грузов автомобильным транспортом.

Приложение 11. Схема документооборота по транспортировке грузов железнодорожным транспортом.

Приложение 12. Схема документооборота по транспортировке грузов речным транспортом.

Приложение 13. Схема документооборота по транспортировке грузов морским транспортом.




Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2-го класса
С. Н. Шульгин

Приложение 1

Документы, оформляемые при погрузке товара

Приложение 1.1

Документы, оформляемые при погрузке товара в автомобильный транспорт

1.1.1. Перечень документов, оформляемых при погрузке товаров в автомобильный транспорт

Таблица 1.1.1 – Перечень документов, оформляемых при погрузке товаров в автомобильный транспорт

Наименование документа

Типовая форма

Использование в других видах транспорта

Раздел приложения

Товарно-транспортная накладная

1-Т

Нет

1.1.2

Опись на перевозку грузов с объявленной ценностью

В автомобильном – нет, в железнодорожном – ГУ-112

Железнодорожный

Акт взвешивания автомобиля

Нет

1.1.3

Акт контрольной проверки правильности погрузки

1.1.4

1.1.2. Товарно-транспортная накладная (1-Т)

Форма № 1-Т «Товарно-транспортная накладная», а также указания по ее применению и заполнению утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Рекомендации по применению товарно-транспортной накладной также содержатся в Общих правилах перевозки грузов автотранспортом (утв. Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., с изменениями от 21 мая 2007 г.).

1. Для каких видов транспорта применяется

Автомобильный транспорт.

2. Каким субъектом применяется

Применяется юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

3. Сколько экземпляров составляется

Составляется в четырех экземплярах, но при необходимости могут быть выписаны дополнительные экземпляры.

4. Кем составляется

Составляется грузоотправителем на имя каждого грузополучателя.

Грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в товарно-транспортной накладной. Автотранспортные предприятия и организации имеют право проверять правильность этих сведений.

Прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью шофера/экспедитора во всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

5. Обязательные реквизиты документа

– наименование получателя;

– наименование груза;

– количество, вес перевозимого груза;

– способ определения веса (взвешивание, по трафарету, стандарту, обмеру);

– род упаковки;

– способ погрузки и разгрузки;

– время подачи автомобиля под погрузку;

– время окончания погрузки.

6. Что подтверждает

Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом является документом строгой отчетности и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы. Она является документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходование их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

7. Порядок применения

Как правило, товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом выписывается в четырех экземплярах. Четвертый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Первый, второй и третий экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя (экспедитора), вручаются водителю или экспедитору. Первый экземпляр сдается водителем или экспедитором грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза. Второй и третий экземпляры, заверенные подписями и печатями грузоотправителя и грузополучателя, сдаются перевозчику. Второй, служащий основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику – заказчику автотранспорта, а третий прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Грузоотправитель при необходимости может выписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортных накладных. Например, если на одном автомобиле одновременно перевозятся несколько партий грузов в адрес нескольких грузополучателей, товарно-транспортная накладная выписывается каждому грузополучателю в отдельности.

8. Место хранения

Товарно-транспортная накладная хранится в бухгалтерии организации.

9. Использование в смешанном сообщении

Нет.

10. Использование в международном сообщении

При перевозках в страны дальнего зарубежья (или из них в Россию) основным товарно-транспортным документом является международная автомобильная накладная (CMR), предусмотренная Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (КДПГ). На CMR должна стоять отметка российского таможенного органа «Товар вывезен», которая подтверждает факт вывоза товара за пределы таможенной территории РФ.

Если груз доставляется в страну – участницу СНГ (или ввозится в Россию из одной из этих стран), перевозка может быть оформлена обычной товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) или CMR-накладной.

Для подтверждения оказания услуг по перевозке важны наличие договорных отношений между заказчиком и исполнителем, фактическая перевозка груза (оказание услуги) и оплата заказчиком услуг исполнителя по перевозке груза. При этом перевезенный груз может быть сдан не заказчику, а иному получателю, указанному в международной товарно-транспортной накладной, с отметкой о получении (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2007 № 09АП-5305/2007-АК).

Следует иметь в виду, что, согласно п. 1 ст. 1 Конвенции, положения этого документа применяются в случаях, когда место принятия к перевозке груза и место сдачи груза находятся на территории двух различных стран. Поэтому, если груз перевозят, например, из Москвы в Калининград, несмотря на пересечение границы РФ, перевозка считается внутренней. Следовательно, правила оформления перевозочных документов в этой ситуации регулируются Уставом автомобильного транспорта РСФСР (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 8 января 1969 г. № 12) и главой 40 Гражданского кодекса РФ.

11. Схема применения товарно-транспортной накладной

12. Дополнительные документы

Экземпляр ТТН прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

13. Ошибки в оформлении документа. Внесение изменений в документ

В соответствии с п. 4.1 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. № 105, в тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.

В первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Ошибки в первичных документах, созданных вручную (за исключением банковских и кассовых), исправляются следующим образом: зачеркивается неправильный текст или суммы и над зачеркнутым надписывается исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное.

14. Арбитражная практика

Неподтверждение поставщиком реальности операций с налогоплательщиком не является признаком недобросовестности (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.07.2007 № А31-6836/2005-16).

Инспекция отказала компании-экспортеру в возмещении НДС на основании следующего: поставщик сырья для производства экспортного товара не подтвердил, что у него были какие-либо договорные отношения с налогоплательщиком.

Суд установил, что факт приобретения товара подтвержден товарно-транспортными накладными с отметками поставщика о его выдаче, приказами, командировочными удостоверениями водителей налогоплательщика, путевыми листами на перевозку грузов, а также дополнительными документами, предоставленными поставщиком при поставке сырья. Приобретенное сырье доставлено экспортеру и использовано им для изготовления продукции. Поставщик является действующим предприятием, один из основных видов деятельности которого – реализация лома и отходов металла, то есть именно того сырья, которое приобретал у него налогоплательщик. Выставленные счета-фактуры налогоплательщик оплатил полностью, все хозяйственные операции отражены в бухгалтерском учете экспортера, металлолом полностью оприходован.

На основании таких обстоятельств ФАС пришел к выводу о том, что налогоплательщик подтвердил право на возмещение НДС из бюджета. Ссылка налогового органа на письмо поставщика, согласно которому данная организация никаких договорных отношений с налогоплательщиком не имела и не имеет, с учетом того, что указанное письмо не содержит информации о том, каким образом у заявителя оказались документы, подтверждающие факт поставки металлолома, судом во внимание не принята.

Примечание. Если у организации есть документы, выданные поставщиком, и налоговая инспекция не смогла доказать их фиктивность, скорее всего, суд встанет на сторону налогоплательщика.

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно