Курс ЦБ на 19 апреля 2024 года
EUR: 100.532 USD: 94.0922 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление Московского городского суда от 01.07.2016 № 4а-185/2016

Заместитель председателя Московского городского суда Панарин М. М.,

рассмотрев жалобу защитников ***, ***, поданную в интересах директора филиала «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» **** на вступившие в законную силу Постановление № 4-4272-14-ТПР/779/78/8 государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 22 декабря 2014 года, Решение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 9 июня 2015 года и Решение судьи Московского городского суда от 6 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении,

установил:

Постановлением № 4-4272-14-ТПР/779/78/8 государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 22 декабря 2014 года директор филиала «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (далее по тексту филиал «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») **** признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Решением судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 9 июня 2015 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитников *** А. А., *** Н. Н. – без удовлетворения.

Решением судьи Московского городского суда от 6 ноября 2015 года Постановление № 4-4272-14-ТПР/779/78/8 государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 22 декабря 2014 года, Решение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 9 июня 2015 года оставлены без изменения, жалоба защитника **** С. В. без удовлетворения.

В настоящей жалобе защитники *** С. В., *** А. Г. просят об отмене названных постановления должностного лица и судебных актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, ссылаясь на отсутствие в действиях *** В. В. состава административного правонарушения, поскольку Стандарт организации СТО-ГК-0001-54, принятый по мнению инспекторов ГИТ с нарушением законодательства (п. 1 постановления должностного лица) утверждался работодателем заявителя, который в свою очередь не был уполномочен на разработку и утверждение данного Стандарта в силу своих должностных обязанностей. Кроме того, указанный стандарт не содержит норм трудового права, ухудшающих положения работников организации; необоснованность привлечения *** В. В. к административной ответственности за неустановление допустимого и предельного допустимого уровня рабочей нагрузки на диспетчера УВД, осуществляющего обслуживание воздушного движения на рабочем месте, ввиду отсутствия в ФАП-293 и методике определения нормативов пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения, указанных норм, что, в том числе было подтверждено представленным в материалы дела ответом на адвокатский запрос представителей *** В. В. из Росавиации; ФАП-293 и методике определения нормативов пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения не относятся к трудовому законодательству, а потому не могут являться основанием для привлечения заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ; необоснованность указания на нарушение *** В. В. требований Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.09.2013 года № 504 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, к которым «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не относится; необоснованность вменения в вину заявителю не установление в правилах внутреннего трудового распорядка учетного периода рабочего времени три месяца для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, поскольку указанные графики сменности были утверждены, Приказом филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 21.01.2014 года № 27 в правилах внутреннего трудового распорядка (далее по тексту – ПВТР) были внесены соответствующие изменения; необоснованность вменения *** В. В. в нарушение не установление времени предоставления дополнительного перерыва работникам Шереметьевского, **** и Домодедовского центров ОВД филиала «МУ АУВД» продолжительностью один час с правом сна в специально оборудованном помещении, поскольку данные предусмотренные законом перерывы установлены в ПВТР и предоставляются установленным порядком, согласно графику сменности; отсутствие в действиях *** В. В. нарушения требований «положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 30.01.2004 года № 10, что в том числе подтверждается графиком сменности, устанавливающим порядок предоставления перерывов; недоказанность и безосновательность утверждения ГИТ г. Москвы о не предоставлении увеличения времени отдыха диспетчерам УВД до продолжительности предшествующей рабочей смены; необоснованность отсутствия в пунктах 7, 8 и 9 постановления времени и места совершения административного правонарушения; протокол об административном правонарушении и постановление должностного лица не содержат в себе сведений о времени совершения административного правонарушения; неправильное определение должностным лицом и судами первой и второй инстанции места совершения административного правонарушения, поскольку установленные сотрудниками ГИТ г. Москвы нарушения имели место по адресам филиалов и структурных подразделений «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», не располагающихся по адресу: Москва, Ленинградский проспект, дом 37, корпус 7; необоснованность назначения *** В. В. административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ; необоснованность указания судьей Московского городского суда на наличий нарушений со стороны *** В. В., не описанных в постановлении должностного лица.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу постановление должностного лица и судебные акты законными и обоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения **** В. В. к административной ответственности) нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 134 Федеральных Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее – ФАП-138), пп. «д» и «е» п. 9 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 № 530, Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.11.2011 № 293 утверждены Федеральные авиационные правила «Организация воздушного движения в Российской Федерации» (далее – ФАП – 293).

Согласно п. 2.3.3 ФАП-293 пропускная способность для диспетчерских пунктов (секторов) выражается количеством воздушных судов в час, которые обслуживаются в данном воздушном пространстве.

В силу п. 2.3.5 ФАП-293 количество воздушных судов, обслуживаемых органом ОВД, не должно превышать числа воздушных судов, управление полетом которых может безопасно обеспечиваться органом ОВД в превалирующих условиях. С тем чтобы определить максимальное количество воздушных судов, которое может безопасно обслуживаться, соответствующему поставщику аэронавигационного обслуживания следует оценить (рассчитать) и заявить пропускную способность для диспетчерских районов, диспетчерских пунктов (секторов).

В соответствии с п. 2.3.6 ФАП-293 пропускная способность выражается соответствующими нормативами пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов), которые рассчитываются по методике определения нормативов пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов), утверждаемой руководящим органом Единой системы.

При этом п. 2.3.7 ФАП-293 установлено, что поставщики аэронавигационного обслуживания периодически проводят оценку пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов).

Нормативы пропускной способности рассчитываются с целью регулирования нагрузки и недопущения случаев систематических перегрузок персонала обслуживания воздушного движения. Нормативы пропускной способности используются на этапах стратегического, предтактического и тактического планирования, а также при обслуживании воздушного движения для принятия оперативных решений по устранению возможных перегрузок органов ОВД.

Пунктом 2.3.10 ФАП-293 определено, что в целях обеспечения безопасности полетов при ОВД не допускается планирование использования воздушного пространства с превышением заявленной органом ОВД пропускной способности.

Во исполнение указанных требований Росавиацией 07.11.2012 издан Приказ № 757, в соответствии с которым утверждена «Методика определения нормативов пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения» (далее – Методика).

Пунктом 1.2 Методики установлено, что расчет норматива пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения основывается на учете среднестатистического уровня загруженности диспетчеров управления воздушным движением (далее – диспетчер УВД), осуществляющих диспетчерское обслуживание в установленных для них зонах (районах) ответственности. Пропускная способность для диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения выражается количеством воздушных судов в час, которые обслуживаются в данном воздушном пространстве. Из п. 1.3 – 1.4 Методики следует, что расчет норматива пропускной способности (далее – НПС) диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения проводится для условий работы диспетчера УВД, которые рассматриваются как типичные или усредненные для данного диспетчерского пункта (сектора), на основе учета факторов, включенных в Методику. При этом за типичные условия работы принимаются условия обслуживания воздушного движения, наиболее часто встречающиеся применительно к конкретному диспетчерскому пункту (сектору) конкретного органа обслуживания воздушного движения. При оценке (расчете) пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения учитываются факторы, изложенные в п. 2.3.4 ФАП-293.

На основании п. 1.5 Методика значение норматива заявленной пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения определяется путем пересчета НПС диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения в соответствии с Методикой, если изменилось действие факторов, включенных в Методику.

Согласно п. 2.1 Методики уровень рабочей нагрузки (загруженности) на диспетчера УВД, осуществляющего обслуживание воздушного движения на конкретном рабочем месте, характеризуется значением его показателя загруженности (Кз). Показатель загруженности диспетчера УВД представляет собой отношение времени, затрачиваемого диспетчером УВД на осуществление обслуживания воздушного движения, к интервалу времени, в течение которого выполняется оценка загруженности диспетчера УВД.

Величина показателя загруженности диспетчера УВД определяется по графику Кз = f (интенсивность воздушного движения (далее – ИВД)/НПС), который был получен на основе экспериментальных исследований загруженности диспетчеров УВД, степени их функциональной напряженности и психофизиологических возможностей человека.

В силу п. 2.2 Методики НПС диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения определяют значения ИВД, соответствующие допустимому уровню загруженности диспетчера УВД в соответствии с графиком. Допустимое значение Кз принимается равным 0,55, предельно допустимое значение К – равным 0,70. За норматив (нормативное значение) пропускной способности диспетчера УВД принимается ИВД, при которой показатель загруженности диспетчера УВД Кз = 0,55. Предельно допустимое значение НПС диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения устанавливается на уровне ИВД, соответствующей Кз = 0,70. В этом случае предельно допустимое значение пропускной способности составляет 1,2 НПС (то есть превышает НПС на 20%). При объединении функциональных обязанностей смежных диспетчерских пунктов (секторов) НПС диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения рассчитывается для объединенного диспетчерского пункта (сектора).

НПС диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения определяется на основе учета основных и дополнительных факторов, влияющих на загруженность диспетчера УВД. Влияние основных факторов учитывается при расчете типового НПС диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения. Определение типовых НПС диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения является первым шагом расчета пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения.

Типовые НПС диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения определяются исходя из следующих основных структурных факторов, оказывающих влияние на загруженность диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения: средневзвешенное время нахождения воздушного судна в границах зоны ответственности диспетчерского пункта (сектора) органа обслуживания воздушного движения; особенность структуры воздушного пространства зоны ответственности диспетчерского пункта (сектора) органа обслуживания воздушного движения; упорядоченность самолетопотока в границах зоны ответственности диспетчерского пункта (сектора) органа обслуживания воздушного движения.

Для определения НПС диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения применительно к конкретной зоне ответственности диспетчерского пункта (сектора) органа обслуживания воздушного движения после определения значения типового НПС диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения на втором шаге проводится его уточнение путем рассмотрения и учета дополнительных факторов, влияющих на загруженность диспетчерского пункта (сектора) органа обслуживания воздушного движения.

На основании п. 3.1 Методики для определения значения НПС диспетчерского пункта (сектора) органа обслуживания воздушного движения выполняется общий порядок расчета в соответствии со следующими действиями: определение значения типового НПС диспетчерского пункта (сектора) органа обслуживания воздушного движения (НПСтип.); определение группы дополнительных факторов, влияющих на сложность обслуживания воздушного движения на диспетчерском пункте (секторе) органа обслуживания воздушного движения; расчет значения коэффициентов (ki), отражающих влияние дополнительных факторов на типовой НПС диспетчерского пункта (сектора) органа обслуживания воздушного движения (НПСтип.) с учетом коэффициентов, указанных в таблице 1 Методики; расчет окончательного значения НПС диспетчерского пункта (сектора) органа обслуживания воздушного движения.

Пунктом 3.7 Методики определено, что после определения НПС диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения по установленной формуле, полученный результат подлежит экспериментальной оценке на диспетчерском тренажере, с целью проверки его соответствия допустимому значению Кз. Окончательный результат НПС, используемый для целей планирования, принимается, если Кз равен допустимому значению, и служит основанием формирования заявленного НПС.

В соответствии со ст. 159 ТК РФ работникам гарантируются: государственное содействие системной организации нормирования труда; применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.

Приказом Министерства труда Российской Федерации от 30.09.2013 года № 504 утверждены методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях.

Таким образом, п. 2.3.7 ФАП-293 и Методикой установлена обязанность расчета норматива пропускной способности с целью регулирования нагрузки и недопущения случаев систематических перегрузок персонала обслуживания воздушного движения, т. е. определить допустимый и предельно допустимый уровень рабочей нагрузки (загруженности) на диспетчера УВД, осуществляющего обслуживание воздушного движения на конкретном рабочем месте.

В соответствии с ч. 1 ст. 91 ТК РФ рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

В силу ч. 3 ст. 91 ТК РФ порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ч. 4 ст. 91 ТК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ТК РФ сменная работа – работа в две, три или четыре смены – вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

Согласно ч. 2 ст. 103 ТК РФ при сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

В силу ч. 3 ст. 103 ТК РФ при составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие (ч. 4 ст. 103 ТК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 104 ТК РФ когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – три месяца.

Согласно ч. 2 ст. 104 ТК РФ нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.

В силу ч. 3 ст. 104 ТК РФ порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

В силу ч. 4 ст. 189 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка – локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

В соответствии с требованиями ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, – трудовым договором.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 108 Трудового кодекса Российской Федерации, в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Согласно требованиям п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 30.01.2004 № 10, в соответствии со статьей 108 Трудового кодекса в течение рабочего дня (смены) диспетчеру УВД должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

При работе в ночную смену диспетчеру УВД должен быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью один час с правом сна в специально оборудованном помещении. Указанные перерывы в рабочее время не включаются. Время предоставления перерывов и их конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 109 ТК РФ, на отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Согласно требованиям п. 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 30.01.2004 № 10. диспетчеру, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, после двух часов непрерывной работы предоставляется специальный перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Кроме того, при интенсивности воздушного движения более допустимой, определяемой в установленном порядке, диспетчеру УВД после каждого часа работы предоставляется дополнительный специальный перерыв продолжительностью 10 минут. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

В силу ст. 107 ТК РФ одним из видов времени отдыха является ежедневный (междусменный) отдых.

Согласно требованиям п. 12 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 30.01.2004 № 10, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха диспетчера УВД не может быть менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). В отдельных случаях продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть уменьшена до продолжительности предшествующей рабочей смены с соответствующим увеличением времени отдыха в течение текущего месячного периода.

В соответствии с требованиями абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта», утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29.01.2009 № 32 (далее – ЕТКС).

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 утвержден Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, на основании которого назначается пенсия в связи с особыми условиями труда (далее – Список № 1).

В разделе XXI подраздел 3 код профессии 12003000-17541 указанного Списка № 1, право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с вредными условиями труда имеют работники диспетчерской службы: диспетчеры, диспетчеры-инструкторы, старшие диспетчеры, руководители полетов, осуществляющие непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения.

В соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Согласно абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Согласно ч. 1 ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Согласно ч. 3 ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 6 ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 213 ТК РФ Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (ред. от 15.05.2013) утверждены Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее – Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее – Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее – Порядок № 302н).

Согласно п. 1 Порядка № 302н проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливает правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Согласно п. 2 Порядка № 302н обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее – предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

Согласно п. 7 Порядка № 302н предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем. Согласно п. 8 Порядка № 302н направление на медицинский осмотр заполняется на основании утвержденного работодателем списка контингентов.

Согласно п. 19 Порядка № 302н периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее – поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники:

подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности; выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ.

Согласно п. 31 Порядка № 302н по окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется медицинское заключение.

Согласно п. 32 Порядка № 302н на основании результатов периодического осмотра в установленном порядке определяется принадлежность работника к одной из диспансерных групп в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, с последующим оформлением в медицинской карте и паспорте здоровья рекомендаций по профилактике заболеваний, в том числе профессиональных заболеваний, а при наличии медицинских показаний по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации.

В соответствии со ст. 213 ТК РФ Правительство Российской Федерации Постановлением от 23 сентября 2002 года № 695 утвердило Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее – Правила).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности», Приказа Департамента здравоохранения города Москвы от 18.09.2008 № 705 «Об организации обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности» утверждены временная форма направления на психиатрическое освидетельствование, временная форма решения врачебной психиатрической комиссии, временная форма сообщения врачебной комиссии по обязательному психиатрическому освидетельствованию работника (далее по тексту – Приказ № 705).

Согласно п. 2.2 Приказа № 705 освидетельствование работников проводится в точном соответствии с Правилами.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 (ред. от 23.09.2002) утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (далее – Перечень).

Согласно п. 3 Правил освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем. Согласно п. 4 Правил освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, созданной органом управления здравоохранением (далее – комиссия).

Согласно п. 6 Правил работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем.

Согласно п. 9 Правил комиссия принимает решение простым большинством голосов о пригодности (непригодности) работника к выполнению вида деятельности (работы в условиях повышенной опасности), указанного в направлении на освидетельствование.

Решение комиссии (в письменной форме) выдается работнику под роспись в течение 3 дней после его принятия. В этот же срок работодателю направляется сообщение о дате принятия решения комиссией и дате выдачи его работнику.

Кроме того, согласно п. 9 Порядка № 302н для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование.

Проверке представлен Приказ директора Филиала от 02.10.2014 года № 946 «Об организации проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований работников филиала, занятых на работах с вредными и (или) опасными» условиями труда» (далее – Приказ № 946).

Приказом № 946 утверждены Перечень должностей работников Филиала, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам и Перечень должностей работников Филиала, подлежащих обязательным психиатрическим освидетельствованиям.

Согласно абз. 8 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее по тексту – ТК РФ) работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Согласно абз. 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Согласно ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 утвержден «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее – Порядок).

Порядок обучения разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей (п. 1.1 Порядка).

Порядок не заменяет специальных требований к проведению обучения, инструктажа и проверки знаний работников, установленных органами государственного надзора и контроля. Одновременно с обучением по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда, осуществляемыми в соответствии с Порядком, могут проводиться обучение и аттестация работников организаций по другим направлениям безопасности труда, организуемые органами государственного надзора и контроля и федеральными органами исполнительной власти в порядке, утверждаемом ими по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации (п. 1.4 Порядка).

Согласно п. 1.5 Порядка обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель. Согласно п. 1.7 Порядка ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2.2.3 Порядка, порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ. Согласно п. 2.3.1 Порядка, руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее – по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

Согласно п. 2.3.2 Порядка обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы. Обучение по охране труда проходят: руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели – физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования – преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств» – в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций – в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Согласно п. 3.4 Порядка для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т. д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов. Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

Согласно п. 3.6 Порядка обучения, результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению № 1 к Порядку.

Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в городе Москве от 27 октября 2014 г. № 4-4272-14-ТПР\779\78\1 в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства, в ходе которой выявлено нарушение требований Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выразившееся в следующем:

в нарушение требований ст. 8, 372 и гл. 22 ТК РФ, ФАП-293 в филиале «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» не установлен допустимый и предельно допустимый уровень рабочей нагрузки (загруженности) на диспетчера УВД, осуществляющего обслуживание воздушного движения на конкретном рабочем месте;

в нарушение требований ч. 1, 2, 3 ст. 104 ТК РФ не приведены в соответствие с Правилами внутреннего трудового распорядка филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» трудовые договоры, заключенные с работниками, и не установлен порядок введения суммированного учета рабочего времени с обязательным указанием учетного периода (месяц, квартал, и другие периоды) в Правилах внутреннего трудового распорядка филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

в нарушение требований ч. 1, 2, 3 ст. 91, ч. 2 ст. 103, ч. 1, 2, 3 ст. 104 ТК РФ графики сменности диспетчеров занятых непосредственным управлением воздушным движением Шереметьевского центра ОВД, Внуковского центра ОВД, Домодедовского центра ОВД, утверждены сроком на 1 год;

в нарушение требований ст. 100, 108 ТК РФ, п. 9 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 30.01.2004 № 10, не установлено время предоставления диспетчерам УВД дополнительного перерыва продолжительностью один час с правом сна в специально оборудованном помещении;

в нарушение требований ч. 1 ст. 109 ТК РФ, п. 11 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 30.01.2004 № 10, в Правила внутреннего трудового распорядка не внесены положения о порядке предоставления диспетчерам УВД специальных перерывов и дополнительных специальных перерывов;

в нарушение требований ст. 107 ТК РФ, п. 12 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 30.01.2004 № 10, не обеспечено соответствующее увеличение времени отдыха в течение текущего месячного периода в отдельных случаях при уменьшении продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха диспетчерам УВД до продолжительности предшествующей рабочей;

в нарушение требованиями абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ не приведено в соответствие наименование должностей диспетчеров УВД и квалификационные требования к ним с наименованиями и требованиями, указанными в ЕТКС и Списке № 1;

в нарушение требований абз. 11 ч. 2 ст. 212, ст. 213 ТК РФ, Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, постановлений Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 и от 28.04.1993 № 377 не организовано проведение обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований работников «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

в нарушение требований ст. 76, абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работники допускаются к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований;

нарушение требований ст. 225 ТК РФ и п. 2.3.2 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29, в составе комиссии по проверки знаний требований охраны труда входят лица, не прошедшие проверку знаний требований охраны труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 27 ноября 2014 г. № 4-4272-14-ТПР\779\78\2.

По факту выявленного нарушения должностным лицом Государственной инспекции труда по городу Москве в отношении директора филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» *** В. В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 22 декабря 2014 года директор филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» У. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Факт совершения *** В. В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и его вина в его совершении подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 15.12.2014 г. № 4-4272-14-ТПР/779/78/4; актом проверки от 27.11.2014 г.; Распоряжением ГИТ г. Москвы от 27.10.2014 г. о проведении проверки; коллективным договором на 2014 – 2016 гг., дополнительными соглашениями к коллективному договору; журналам регистрации вводного инструктажа по охране труда; графиками работы сменности работников филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» с приложениями; стандартом организации СТО-ГК-0001-054 – Порядок использования нормативов пропускной способности диспетчерский пунктов; картами аттестации рабочих мест; врачебным свидетельством о состоянии здоровья на *** Д. Н., *** А. Г. и др.; трудовыми договорами с работниками; личными карточками; приказами по филиалу «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД»; журналами инструктажа на рабочем месте; табелями учета рабочего времени; Уставом ФГУП «Госкорпорация по ОРВД»; положением о Филиале «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД»; нормативами пропускной способности диспетчерских пунктов; Правилами внутреннего трудового распорядка филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД»; графиками сменности с приложениями; выпиской из штатного расписания и другими материалами дела.

Указанные доказательства получены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, должностное лицо и судья районного суда правильно признали вышеперечисленные документы допустимыми доказательствами и положили в основу обжалуемых постановления и решения.

Вопреки доводам жалобы, проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица о привлечении директора филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» *** В. В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, должностное лицо и судьи районного суда и Московского городского суда верно установили все фактические обстоятельства дела, обоснованно применив положения законодательства об охране труда, дали правильную юридическую оценку действиям директора филиала и пришли к выводу о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

С учетом изложенного, действия директора филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» *** В. В. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Вывод должностного лица и судей нижестоящих инстанций о наличии в действиях *** В. В. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Ссылка в жалобе на неверное определение места и даты совершения *** В. В. административного правонарушения не может повлечь признание обжалуемых актов незаконными в связи со следующим.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ является длящимся. Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в силу части 2 статьи 4.5 Кодекса при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В связи с изложенным обнаружение события правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в ходе проведения проверки будет являться датой совершения правонарушения.

Правонарушение в данном случае выявлено в ходе проверки Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», проводившейся в период с 27 октября 2014 года по 27 ноября 2014 года, что подтверждается актом проверки от 27 ноября 2014 года. Именно в этот момент выявлено нарушение трудового законодательства иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 5) местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер – место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Как следует из распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки и акта, составленного по итогам ее проведения, усматривается, что проверка проведена по адресу: <...>, являющийся местом государственной регистрации Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», где и были выявлены нарушения, послужившие основанием для возбуждения в отношении *** В. В. дела об административном правонарушении.

Таким образом, оснований для признания указанного адреса недостоверным относительно места совершения административного правонарушения по настоящему делу не имеется.

Иные доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных актов.

Постановление о привлечении *** В. В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было вынесено с соблюдением срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Вопреки доводу жалобы, административное наказание назначено У. в пределах санкции части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения, объектом которого является общественные отношения в сфере законодательства о труде и об охране труда, и является справедливым.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных по настоящему делу решений, допущено не было.

Судья Московского городского суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица и решение судьи районного суда проверил дело в полном объеме в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления должностного лица и судебных актов.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

постановил:

Постановление № 4-4272-14-ТПР/779/78/8 государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г. Москве от 22 декабря 2014 года, Решение судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 9 июня 2015 года и Решение судьи Московского городского суда от 6 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении директора филиала «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» *** оставить без изменения, жалобу защитников *** С. В., **** А. Г. – без удовлетворения.



Заместитель председателя
Московского городского суда
М. М. Панарин

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно