Курс ЦБ на 19 апреля 2024 года
EUR: 100.532 USD: 94.0922 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление Верховного суда Республики Марий Эл от 26.02.2016 № 4А-21/2016

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл Бабин С. В.,

рассмотрев жалобу федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Республике Марий Эл» на вступившие в законную силу Постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 12 октября 2015 года, Решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 ноября 2015 года, Решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 18 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Республике Марий Эл», расположенного по адресу: <адрес>,

установил:

Постановлением начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 12 октября 2015 года № 50-124/2015/1, оставленным без изменения Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 ноября 2015 года и Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 18 декабря 2015 года, Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Республике Марий Эл» (далее ФКУ СИЗО-1) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл 27 января 2016 года, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл просит отменить состоявшиеся постановление и судебные решения, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указано, что привлечение осужденных к труду не является трудовыми отношениями и не регулируется нормами трудового законодательства. Начисление авансового платежа является возможной мерой со стороны администрации исправительного учреждения, а не обязанностью выполнения трудового законодательства.

Проверив доводы жалобы, изучив дело об административном правонарушении, поступившее в Верховный Суд Республики Марий Эл 5 февраля 2016 года, административный материал, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 данной статьи и статьей 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно материалам дела, по результатам проверки исполнения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл трудового законодательства заместителем прокурора Республики Марий Эл 25 сентября 2015 года в отношении названного юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Основанием к этому послужило выявленное в ходе проверки нарушение ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл положения части 6 статьи 136 ТК РФ, выразившееся в выплате заработной платы осужденным к лишению свободы один раз в месяц.

Так, сумма начисленной заработной платы осужденных за <___> года составила <___> тыс. руб., и после произведенных удержаний была зачислена на лицевые счета осужденных <___> года; за <___> – начислено <___> тыс. руб., зачисление на лицевые счета произведено <___> года; за <___> – начислено <___> тыс. руб., зачисление произведено <___> года, за <___> начислено <___> тыс. руб., зачисление произведено <___> года, за <___> начислено <___> тыс. руб., зачисление произведено <___> года, за <___> – начислено <___> тыс. руб., зачисление произведено <___> года, за <___> – начислено <___> тыс. руб., зачисление произведено <___> года.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: объяснениями начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл ФИО от <дата>, ведомостями на выплату заработной платы, Учетной политикой ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл, утвержденной Приказом начальника от <дата> < № > и не оспариваются подателем жалобы.

Данные доказательства согласуются между собой, допустимость и достоверность их сомнений не вызывает, они оценены должностным лицом и судьями вышестоящих инстанций в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ.

С учетом всех имеющихся в деле доказательств должностное лицо, судья районного суда и судья вышестоящего суда пришли к обоснованному выводу о виновности ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Как следует из содержания части 2 статьи 103, части 1 статьи 104, части 3 статьи 129 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ), нормы трудового права, регулирующие порядок заключения трудового договора, приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, не распространяются на осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы. Однако что касается материальной ответственности осужденных, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда, то согласно части 1 статьи 102, части 1 статьи 104, части 1 статьи 105 УИК РФ законодательство о труде распространяется на осужденных в полном объеме.

Таким образом, правоотношения, возникающие в связи с осуществлением осужденными трудовой деятельности, – это специфические отношения, которые регулируются нормами как уголовно-исполнительного, так и трудового законодательства.

Нормы уголовно-исполнительного законодательства предусматривают регулирование вопросов оплаты труда осужденных граждан Трудовым кодексом Российской Федерации (далее ТК РФ), на что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл обоснованно было указано Государственной инспекцией труда в Республике Марий Эл.

Согласно статьи 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается непосредственно работнику за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором (часть 5). Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (часть 6). При этом положения данной статьи не содержат исключений для осужденных к лишению свободы.

При таких обстоятельствах административный орган и суд, исследовав представленные доказательства, обоснованно пришли к выводу о доказанности нарушения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл обязанности выплачивать осужденным заработную плату в соответствии с требованиями части 6 статьи 136 ТК РФ не реже чем каждые полмесяца.

В связи с изложенным доводы жалобы о невозможности выплаты заработной платы в соответствии с положениями части 6 статьи 136 ТК РФ вследствие специфических отношений, возникающих в связи с осуществлением осужденными, привлеченными к труду, трудовой деятельности, отсутствие трудовых договоров с осужденными во внимание не принимаются, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Утверждение подателя жалобы о том, что периодичность выплаты заработной платы осужденным к лишению свободы нормативно не урегулирована противоречит действующему трудовому законодательству. То обстоятельство, что заработная плата осужденных начисляется на их лицевой счет, также не освобождает ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл от соблюдения требований статьи 136 ТК РФ.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с постановлением о привлечении к административной ответственности и на законность вынесенных актов не влияют.

Таким образом, действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл правильно квалифицированы по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Административное наказание назначено ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 5.27 КоАП РФ. При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13, статьей 30.17 КоАП РФ,

постановил:

Постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл от 12 октября 2015 года, Решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 ноября 2015 года, Решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 18 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Республике Марий Эл» оставить без изменения, жалобу федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 УФСИН России по Республике Марий Эл» – без удовлетворения.



Заместитель председателя
Верховного Суда Республики Марий Эл
С. В. Бабин

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно