8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Апелляционное определение Верховного суда Республики Алтай от 17.02.2016 по делу № 33-159/2016

Председательствующий – Раднаева З. Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
Председательствующего Сарбашева В. Б.,
Судей Красиковой О. Е., Имансакиповой А. О.,
При секретаре С.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Управления Образования администрации муниципального образования «Шебалинский район» К. ФИО1 на решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от 17 декабря 2015 года, которым исковые требования прокурора Шебалинского района в интересах А. ФИО2 удовлетворены. На муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «<данные изъяты>» возложена обязанность установить А. ФИО2 заработную плату без учета районного коэффициента в размере не ниже минимального размера оплаты труда начиная с июня 2015 года. На муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «<данные изъяты>» возложена обязанность выплатить недоначисленную заработную плату А. ФИО2 за июнь 2015 года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, июль 2015 года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, август 2015 года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, сентябрь 2015 года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, а всего в общей сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с последующим вычетом из указанной суммы налога на доходы физических лиц в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Сарбашева В. Б., судебная коллегия

установила:

Прокурор Шебалинского района в интересах А. обратился с требованием к МБДОУ детский сад «<данные изъяты>» (далее также – Учреждение) об обязании установить заработную плату без учета районного коэффициента не ниже минимального размера оплаты труда, обязании ответчика выплатить недоначисленную заработную плату истцу за период с июня 2015 года по сентябрь 2015 года в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Иск мотивирован тем, что А. работает сторожем в МБДОУ детский сад «<данные изъяты>». За период работы А. с июня по сентябрь 2015 года истцу недоначислена и не выплачена заработная плата в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в нарушение действующего трудового законодательства.

Определением суда от 2 декабря 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, привлечено Управление образования администрации МО «Шебалинский район».

Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель К., указывая, что решение незаконно, так как судом сделан вывод без учета требований закона и ряда обстоятельств, имеющих значение для дела. Удовлетворяя требования о недоначисленной заработной платы истцов, суд первой инстанции исходил из того, что МБДОУ детский сад «<данные изъяты>» неправомерно производило начисление и выплату заработной платы с учетом районного коэффициента 1,4. Материалами дела подтверждено, что размер месячной заработной платы А. с учетом компенсационных, стимулирующих и социальных выплат был не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, таким образом нарушений трудовых прав истцов при выплате заработной платы в указанный период не допущено. В обоснование жалобы ссылается на ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. 129, 133, 135, 146, 148 ТК РФ, Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Полагает, что данные нормы допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом размера оплаты труда (в данном случае с 1 января 2015 года 5 969 рублей). Указывает, что доводы решения о том, что положения ст. 129, 130, 133, 133.1, 146, 143, 421, 423 ТК РФ в той части в которой они позволяют включить районный коэффициент как компенсационную выплату в минимальный размер оплаты труда, нарушают конституционные права истцов, основано на системном толковании приведенных правовых норм. Республика Алтай относится к числу районов с особыми климатическими условиями. К районам Крайнего Севера отнесены только Кош-Агачский и Улаганский районы. Между тем, установленный районный коэффициент к заработной плате 1,4 не свидетельствует об отнесении Шебалинского района Республики Алтай к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, а также районам Севера. Для Республики Алтай законодательно установлен районный коэффициент 1,4, но порядок его применения для расчета заработной платы для местности с особыми климатическими условиями Правительством РФ не определен. На сегодняшний день такие законы не приняты, что ставит под сомнение неправомерность начисления заработной платы А. В жалобе также ссылается на ст. 315, 316, 317 ТК РФ, Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных границах и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Указ Президента от 2 марта 1993 года № 309 «О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Республики Алтай».

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, заслушав прокурора Дедина А. С., возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).

Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

В силу ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые должны быть разработаны работодателем в соответствии с нормами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.

По правовому смыслу указанных норм месячная заработная плата работника без включения в нее районного коэффициента должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, а работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, должна выплачиваться в повышенном размере.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2015 года устанавливался минимальный размер оплаты труда в сумме 5 965 рублей.

В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из содержания вышеприведенных положений закона следует вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени, ему гарантирована выплата минимального размера оплаты труда независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с чем, соблюдение требований ст. 146, 148 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.

В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2011 года № 3-В11-31 указано, что заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. Недопустимо установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности, но в различных климатических условиях.

Таким образом, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент.

Согласно ст. 317 ТК РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных местностях.

Аналогичные положения содержатся и в ст. 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Из п. 7 Указа Президента РФ № 309 от 2 марта 1993 года «О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Республики Алтай» следует, что с 1 января 1993 года на территории Республики Алтай введен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,4, расходы по выплате которого возложены, в частности, на предприятия и организации.

Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 29 мая 1993 года № 512 «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Г.» в Республике Алтай утвержден районный коэффициент – 1,4.

Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года № 1029, только Кош-Агачский и Улаганский районы Республики Г. (Республики Алтай) отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Республика Алтай расположена в сибирской части России, в соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 года № 849 входит в административное формирование Сибирский федеральный округ.

Учитывая нормативное отнесение Республики Алтай к числу регионов Сибирского федерального округа, коллегия судей отмечает, что Республика Алтай относится к числу районов с особыми климатическими условиями.

Между тем, установление районного коэффициента к заработной плате в размере 1,4 не свидетельствует об отнесении Шебалинского района Республики Алтай к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям, а также районам Севера.

Следовательно, на работников, проживающих и работающих на территории Шебалинского района Республики Алтай, не распространяются положения вышеуказанных правовых норм в части предоставления права на выплату процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В связи с изложенным, доводы жалобы представителя Управления образования Администрации МО «Шебалинский район» К. о правильном начислении заработной платы, поскольку районный коэффициент в размере 1,4 должен учитываться в составе МРОТ как компенсационная выплата и сверх его не начисляется, судебная коллегия не может принять во внимание, как не основанные на нормах материального права, регулирующих спорные отношения.

Судом первой инстанции установлено, что в спорный период А. работал в должности сторожа и ему за июнь 2015 года была начислена заработная плата в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, за июль 2015 года – <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, за август 2015 года – <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки, за сентябрь 2015 года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, в том числе районный коэффициент к заработной плате.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что размер начисленной заработной платы работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда в нормальных условиях труда, не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением на эту сумму районного коэффициента.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует приведенным правовым нормам и установленным по делу обстоятельствам.

Определяя размер, подлежащей к взысканию недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу, суд исходил из того, что истцом отработаны все дни за указанный период, согласно представленного расчета заработной платы.

Произведенный судом первой инстанции расчет суммы недоначисленной и невыплаченной заработной платы ответчиками не оспорен и, по мнению судебной коллегии, является верным.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от 17 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления образования администрации МО «Шебалинский район» К. ФИО1 – без удовлетворения.




Председательствующий судья
В. Б. Сарбашев

Судьи
О. Е. Красикова
Е. А. Кокшарова

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно