Курс ЦБ на 28 марта 2024 года
EUR: 100.27 USD: 92.5919 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление Магаданского областного суда от 19.11.2014 по делу № 4а-66/2014

И. о. заместителя председателя Магаданского областного суда Ечин А. А.,

рассмотрев жалобу открытого акционерного общества «Магадангеология» на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 7 города Магадана от 11 августа 2014 года и решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 22 сентября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Магадангеология»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 7 города Магадана Магаданской области от 11 августа 2014 года открытое акционерное общество «Магадангеология» (далее – ОАО «Магадангеология», Общество) признано виновным в невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений трудового законодательства и привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Решением судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 22 сентября 2014 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ОАО «Магадангеология» – без удовлетворения.

В поступившей в Магаданский областной суд 21 октября 2014 года жалобе поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения, допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, неполным исследованием доказательств по делу.

В обоснование доводов жалобы указано, что ни мировым судьей, ни судьей Магаданского городского суда не установлена законность требований, изложенных в пунктах 5 и 6 предписания от 23 апреля 2014 года № ...

Полагает, что пунктами 5 и 6 Предписания на ОАО «Магадангеология» незаконно возлагаются обязанности по совершению действий, не соответствующих трудовому законодательству, навязываются формы и системы оплаты труда, игнорируется право Общества устанавливать договорные формы оплаты труда.

Указывает, что поскольку нормативная база по служебным командировкам установлена «Положением об особенностях направления работников в служебные командировки», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, то работодатели могут не принимать локальных нормативных актов регулирующих данные отношения.

Считает, что дополнительное урегулирование вопросов компенсации расходов при командировках и работе в полевых условиях является правом, а не обязанностью юридических лиц.

Обращает внимание на то, что судом не дано оценки доводам ОАО «Магадангеологии» о неприменении в Обществе тарифной системы оплаты труда. В договорные размеры оплаты труда включены доплаты за работу во вредных и (или опасных) условиях труда без указания их конкретного размера, но при этом они существенно превышают минимум, установленный Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 года № 870.

Ссылается на то, что выводы о наличии состава правонарушения мотивированы лишь правом государственной инспекции в пределах своей компетенции выносить предписания, обязательные для исполнения, без установления законности требований, изложенных в предписании, выданном Обществу должностным лицом Государственной инспекции труда в Магаданской области.

Указывает, что в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г. № 298/п-22 (ред. от 29.05.1991 г.) для работников, занятых на открытых горных работах и геологоразведки (водитель автомобиля, взрывник, бурильщик шпуров), предусмотрены дополнительные отпуска различной продолжительности за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, однако не установлена сокращенная продолжительность рабочего дня (рабочей недели).

Также ссылается на Приказ Министерства транспорта РФ от 20 августа 2004 года № 15 «Об утверждении положения об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» и возможность, в соответствии с ним, установления рабочего времени для водителя автомобиля – 40 часов в неделю.

Полагает незаконным требование предписания, обязывающее Общество установить сокращенную рабочую неделю для всех работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Считает, что наличие состава правонарушения по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в деяниях Общества не установлено.

Определением заместителя председателя Магаданского областного суда от 23 октября 2014 года материалы по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Магадангеология» истребованы у мирового судьи, поступили в Магаданский областной суд 28 октября 2014 года.

По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест (часть 1 статьи 30.16 КоАП РФ).

Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, полагаю, что оснований для ее удовлетворения и отмены судебных постановлений не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно абзацу 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Магаданской области № ... от 20 марта 2014 года (л. д. 15 – 16) в ОАО «Магадангеология» проведена плановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства.

По результатам проведенной проверки юридическому лицу выдано предписание от 23 апреля 2014 года № ... (далее – Предписание), состоящее из пяти пунктов, со сроком исполнения 19 мая 2014 года (л. д. 17 – 18).

Решением руководителя Государственной инспекции труда в Магаданской области от 16 мая 2014 года, принятым по обращению Общества, пункт 2 Предписания был признан неправомерным (л. д. 7 – 12).

19 мая 2014 года Обществом в Государственную инспекцию труда в Магаданской области представлены сведения об исполнении пунктов 1, 3, 4, предписания. Данные сведения об исполнения части предписания были приняты государственным органом, их неисполнение не вменялось в качестве нарушения.

Сведений об исполнении пунктов 5 и 6 Предписания в государственный орган в установленный срок представлено не было, в связи с чем в отношении ОАО «Магадангеология» был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Пунктом 5 Предписания от Общества требовалось до 20 мая 2014 года в соответствии со статьей 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации разработать и утвердить локальный акт, установить трудовым договором, коллективным договором, соглашением размеры и порядок возмещения расходов для работников, работающих в полевых условиях.

Статьей 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Как следует из акта проверки от 23 апреля 2014 года (л. д. 19 – 22), в ОАО «Магадангеология» размер возмещения расходов за работу в полевых подразделениях в сумме <...> руб., а также размер суточных установлен приказом № ... от 9 января 2014 года, однако порядок возмещения расходов, предусмотренных статьей 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами, не установлен.

То обстоятельство, что в ОАО «Магадангеология» каким-либо соответствующим актом не урегулирован порядок возмещения расходов, предусмотренных статьей 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации, установлено материалами дела и доводами жалобы не опровергнуто.

Довод жалобы о том, что вопросы, связанные с работой в полевых условиях урегулированы Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки», и работодатели могут не принимать локальных нормативных актов, регулирующих данные отношения, не может быть принят во внимание, поскольку вопросы размера и порядка возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части 1 статьи 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации, данным нормативно-правовым актом не регулируются.

При таких обстоятельствах, требование, изложенное в пункте 5 Предписания о разработке и утверждении локального акта, установлении трудовым договором, коллективным договором, соглашением размера и порядка возмещения расходов для работников, работающих в полевых условиях, является законным, а соответственно его неисполнение влечет за собой ответственность по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Доводы жалобы в данной части не могут быть признаны обоснованными.

Пунктом 6 Предписания от Общества требовалось в срок до 20 мая 2014 года в соответствии со статьями 92, 147, 219 Трудового кодекса Российской Федерации установить для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда сокращенную продолжительность рабочей недели, повышенную оплату труда.

Основанием для вынесения данного требования Предписания, согласно акту проверки от 23 апреля 2014 года (л. д. 19 – 22), послужило то, что в нарушение статей 92, 147, 219 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации № 870 от 20 ноября 2008 года «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», в ОАО «Магадангеология» согласно приказу № ... от 20 января 2011 года работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установлен ежегодный дополнительный отпуск 6 дней, например взрывнику (открытых горных работ) и машинисту буровых установок колонкового бурения. За работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам не начисляется повышенная оплата, не установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 870 от 20 ноября 2008 года предусматривалось, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, устанавливаются:

сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней;

повышение оплаты труда – не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Постановление Правительства Российской Федерации № 870 от 20 ноября 2008 года утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 № 726.

С 1 января 2014 года Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми частично изменены условия предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в частности аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда.

Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом, для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона (в том числе и для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций), используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается, в том числе для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, – не более 36 часов в неделю.

Согласно части 3 статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абзаце пятом части первой настоящей статьи, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.

В силу статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Таким образом, в соответствии с правовым регулированием, действующим с 01 января 2014 года, объем предоставляемых компенсаций работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации.

Довод жалобы со ссылкой на Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» обоснованным признан быть не может, поскольку вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда, как указано выше, с 1 января 2014 года регулируются статьями 92, 117 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации.

Актом проверки, предписанием и протоколом об административном правонарушении, составленном в отношении ОАО «Магадангеология», другими материалами установлено, что в Обществе работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не предоставлены в полном объеме компенсации, установленные статьями 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации.

Данное обстоятельство ОАО «Магадангеология» доводами жалобы не опровергнуто, наличие в Обществе работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не отрицается.

При установлении административным органом обстоятельств непредоставления работникам ОАО «Магадангеология» в полном объеме компенсаций, установленных статьями 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, законность требования пункта 6 Предписания сомнения не вызывает.

Поскольку состав правонарушения по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ образует неисполнение законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, а факт неисполнения законных требований пунктов 5, 6 Предписания установлен, то привлечение юридического лица к административной ответственности в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи КоАП РФ, является правомерным.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов без удовлетворения.

При обстоятельствах, установленных по делу, постановление мирового судьи судебного участка № 7 города Магадана от 11 августа 2014 года и решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 22 сентября 2014 года, вынесенные в отношении ОАО «Магадангеология» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 7 города Магадана от 11 августа 2014 года и решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 22 сентября 2014 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Магадангеология» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу открытого акционерного общества «Магадангеология» – без удовлетворения.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, вступает в законную силу со дня его принятия.




И. о. заместителя
председателя
А. А. Ечин

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно