Курс ЦБ на 24 апреля 2024 года
EUR: 99.5609 USD: 93.2918 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 18.09.2014 по делу № 33-12662/2014

Судья: Р. Р. Гайфуллин

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
Председательствующего судьи Ю. Р. Мочаловой,
Судей Р. С. Ибрагимова, Э. С. Каминского,
При секретаре судебного заседания З.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р. С. Ибрагимова гражданское дело по апелляционной жалобе Б. В. В. на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 14 июля 2014 года, которым постановлено:

в удовлетворении иска Б. В. В. к межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан о признании действия незаконным и возложении обязанности произвести перерасчет транспортного налога отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Б. В. В. об отмене решения, Судебная коллегия

установила:

Б. В. В. обратился с иском к межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Татарстан (далее по тексту ИФНС) о признании действия незаконным и возложении обязанности произвести перерасчет транспортного налога.

В обоснование исковых требований указывается, что на принадлежащий ему автомобиль «<данные изъяты>» ответчик начисляет налог как на автобус, тогда как данный автомобиль является легковым; считая данные действия незаконными, просит возложить обязанность произвести перерасчет транспортного налога.

В судебном заседании Б. В. В. поддержал иск по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика Г., просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что ИФНС является ненадлежащим ответчиком, так как налог начисляется по сведениям, представленным из ГИБДД. На автомобиль истца налог начислен как на автобус, поскольку в паспорте транспортного средства автомобиль как по названию, так по классификатору указан как автобус.

Судом первой инстанции принято решение в приведенной выше формулировке.

Не согласившись с решением суда, Б. В. В. обратился с апелляционной жалобой, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

При этом указывается, что не согласен с выводами суда о том, что паспорт транспортного средства не содержит сведений о том, что его транспортное средство отнесено к категории легковых, так есть все основания к отнесению транспортного средства именно к легковым автомобилям. По делам данной категории, при рассмотрении дел суды применяют п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ, согласно которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщиков.

Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела к суду не обращались.

На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, оценив доводы апелляционной жалобы и в совокупности с исследованными доказательствами по делу, считает, что решение вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства и является обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 356, 358, 360, 361, 362 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Объектом налогообложения являются, в том числе, и автомобили. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Налоговые ставки устанавливаются для легковых автомобилей и для грузовых автомобилей в зависимости от мощности двигателя (с каждой лошадиной силы). Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарный год), исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Транспортный налог на территории Республики Татарстан исчисляется Законом Республики Татарстан № 24-ЗРТ от 29.11.2002 «О транспортном налоге», которым установлены ставки этого налога для легковых и грузовых транспортных средств, размер которых зависит от мощности двигателей и типов транспортных средств.

Налоговый кодекс Российской Федерации и Закон Республики Татарстан № 24-ЗРТ не определяют понятия грузового и легкового автомобиля для целей налогообложения, поэтому для определения характеристики типа автомобиля следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства (статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Согласно Постановлению Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств» и Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 года «О порядке регистрации транспортных средств», основным документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации транспортных средств и допуска их к эксплуатации и участию в дорожном движении является паспорт транспортного средства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 938 от 12.08.1994 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Государственная инспекция) – автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу и налоговую ставку для исчисления суммы транспортного налога по конкретному транспортному средству, если налогоплательщиком является физическое лицо, руководствуется сведениями, содержащимися в паспорте транспортного средства, которые предоставлены органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств.

В соответствии с положениями Конвенции о дорожном движении (Вена, 08.11.1968) следует, что термин «автомобиль» означает механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки людей или грузов (статья 1 Конвенции). К категории транспортных средств «B», на право управления которыми может быть выдано водительское удостоверение, относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо водителя, не превышает восьми (Приложение 6 Конвенции).

В Сравнительной таблице категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении (Приложение № 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств) указано, что к категории транспортного средства, которые по Конвенции о дорожном движении классифицируются как «В» (автомобили, разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8), относятся по классификации КВТ ЕЭК ООН – механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), и механические транспортные средства для перевозки грузов максимальной массой не более 3,5 тонн.

Системное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод, что категория транспортного средства «B» в равной степени может быть присвоена как легковым, так и автобусам, а тип транспортного средства будет определяться в зависимости от его конструкторских особенностей и назначения – наличия или отсутствия кабины, двигателя, кузова или имеющее иное исполнение загрузочного пространства.

Как усматривается из материалов дела, в паспорте транспортного средства серии <данные изъяты>, выданного 14.02.2000 на автомобиль марки «<данные изъяты>», указано, что автомобиль зарегистрирован за собственником Б. В. В.; в третьей строке ПТС «Наименование (тип ТС)» указано «автобус-микроавтобус», в четвертой строке «Категория ТС (A, B, C, D)» указано «<данные изъяты>», в десятой строке «Мощность двигателя, л. с. (кВТ)» указано «100».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции с учетом системного толкования приведенных норм права правильно указал, что принадлежащее Б. В. В. транспортное средство по назначению относится к автобусам, в паспорте транспортного средства указан как «автобус», а налоговое законодательство не содержит такого понятия, как «микроавтобус», то при исчислении суммы налога применению подлежит налоговая ставка для автобусов.

Данные выводы суда являются обоснованными, мотивированными и подтверждаются материалами дела.

Доводы жалобы о необоснованности выводов суда о том, что паспорт транспортного средства не содержит сведений о том, что его транспортное средство отнесено к категории легковых, являются несостоятельными.

Так, в силу положений ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации администрирование транспортного налога осуществляется налоговыми органами на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых транспортные средства зарегистрированы, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@, в которых предусмотрены такие показатели, как «Тип транспортного средства» и «Назначение (категория) транспортного средства».

Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, положениями которых установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, производится на основании паспортов транспортных средств.

Постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» основным документом, действующим на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении, также определен паспорт транспортного средства (далее – ПТС).

Таким образом, представляемые в налоговые органы вышеуказанные регистрационные данные по конкретному автотранспортному средству, принадлежащему налогоплательщику, в том числе характеризующие его категорию и тип, определяются органами, осуществляющими государственную регистрацию этих средств, на основании сведений, указанных в ПТС.

В рассматриваемом случае спорное транспортное средство, согласно выданному на него ПТС, относится к категории В.

В соответствии с п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005) в строке ПТС «4. Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, предусмотренной Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968, где к категории В отнесены автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Вместе с тем, согласно определениям категорий транспортных средств, данным в Приложении № 3 к вышеназванному Положению о ПТС, к автомобилям с вышеперечисленными характеристиками категории В отнесены как транспортные средства для перевозки пассажиров (т. е. легковые автомобили), так и транспортные средства для перевозки грузов (т. е. грузовые автомобили).

Следовательно, категория В в равной степени может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям.

Таким образом, правильность применения к транспортным средствам, классифицируемым по категории В, соответствующих ставок транспортного налога находится в непосредственной зависимости от указанного в выданном на них ПТС наименования (типа) этих транспортных средств.

Пунктом 27 Положения о ПТС установлено, что в строке ПТС «3. Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (легковой, грузовой, автобус и т. д.).

В рассматриваемом случае тип (название) спорного транспортного средства, согласно данным указанным в выданном на него ПТС, по строке «3. Наименование (тип ТС)» определен как автобус-микроавтобус.

Таким образом, в рассматриваемом случае категория и тип спорного транспортного средства в совокупности характеризуют его как автобус.

Следовательно, налогообложение названного транспортного средства транспортным налогом следует осуществлять по ставке, применяемой в отношении автобусов.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности решения суда не свидетельствуют, они, по сути, повторяют позицию истца по делу и сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств, которые являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований для переоценки которых, судебная коллегия не усматривает. Судебная коллегия полагает, что оценка обстоятельств по делу и имеющихся по ним доказательств, требованиям ст. 67 ГПК РФ соответствует и доводами апелляционной жалобы не опровергается.

Иных доводов, которые могли бы повлиять на правильность постановленного судом решения, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, обжалуемое решение постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами дела, соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, и не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения при рассмотрении дела, судом первой инстанции допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

определила:

решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 14 июля 2014 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. В. В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного суда Республики Татарстан.

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно