Курс ЦБ на 24 апреля 2024 года
EUR: 99.5609 USD: 93.2918 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Постановление Калужского областного суда от 21.08.2012 по делу № 4-А-134/12

Заместитель председателя Калужского областного суда Федоров А. М.,

рассмотрев в порядке надзора жалобу Р. на постановление мирового судьи судебного участка № 14 города Обнинска Калужской области от 23 апреля 2012 года и решение судьи Обнинского городского суда Калужской области от 4 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела ЗАГС администрации города Обнинска Р.,

установил:

13 апреля 2012 года прокурором города Обнинска возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Р.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 14 города Обнинска Калужской области от 23 апреля 2012 года Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Решением судьи Обнинского городского суда Калужской области от 4 июня 2012 года, вынесенным по жалобе Р., указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, а жалоба Р. – без удовлетворения.

В поданной в порядке надзора жалобе Р. просит отменить принятые по делу судебные постановления, как незаконные.

В обоснование жалобы Р. указывает на отсутствие в ее действиях состава вменяемого ей административного правонарушения, поскольку вопрос о допуске лиц, осуществляющих обработку персональных данных, содержащихся в архивных документах администрации города, находился в компетенции и решался министерством развития информационного общества и инноваций Калужской области и Управлением ЗАГС Калужской области в рамках выполнения целевой программы «Развитие электронного правительства Калужской области на период 2011 – 2015 гг.». Исполнителем государственного контракта на выполнение данного вида работ являлась автономная некоммерческая организация «Ц.», которая заключала договоры подряда с гражданами, выполнявшими работы по переводу в электронный вид хранящихся на бумажных носителях архивных данных. Заявитель, как начальник отдела ЗАГС города Обнинска, допускала к архиву только тех лиц, с которыми были заключены договоры подряда.

Р. отмечает, что данные лица не осуществляли обработку персональных данных, а производили организацию хранения архивных документов на электронных носителях; действие же Федерального закона «О персональных данных» не распространяется на отношения, возникающие при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

В жалобе Р. также ссылается на то, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции мировым судьей необоснованно было отклонено ее ходатайство об отложении слушания дела ввиду ее нахождения на стационарном лечении, в связи с чем она была лишена возможности защищать свои права в суде и предоставлять письменные доказательства по делу.

Изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений не нахожу.

Статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

Из материалов дела следует, что в период с 11 ноября 2011 года по 23 января 2012 года Р., являясь начальником отдела ЗАГС администрации города Обнинска, расположенного по адресу: <...>, а также будучи должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности персональных данных при обработке в информационной системе отдела ЗАГС администрации города Обнинска, поручила лицам, не имеющим оформленный в соответствии с требованиями законодательства доступ к персональным данным, а именно Г. и В., осуществлять функции по обработке персональных данных граждан, хранящихся на бумажных носителях в архиве отдела ЗАГС администрации города Обнинска, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку.

Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; распоряжением Главы администрации города Обнинска от 28 декабря 2006 года о приеме на работу Р., трудовым договором от 3 января 2007 года и дополнительным соглашением к нему; распоряжением Главы администрации города Обнинска от 12 мая 2009 года, в соответствии с которым Р. назначена ответственным за обеспечение безопасности персональных данных при обработке в информационной системе отдела ЗАГС администрации города Обнинска, а также утвержден список лиц, имеющих доступ к персональным данным, в котором Г. и В. не значатся; Инструкцией по работе пользователей информационной системы персональных данных на базе локальных вычислительных сетей корпоративной защищенной сети органов ЗАГС Калужской области, пунктом 1.1 которой предусмотрено, что допуск пользователей для работы на информационной системе персональных данных осуществляется в соответствии со списком лиц, утвержденным в установленном порядке; Должностной инструкцией начальника отдела ЗАГС администрации города Обнинска Калужской области, согласно пункту 2.2 подпунктам 9, 14 которой начальник отдела ЗАГС обязан контролировать создание электронной базы данных актов гражданского состояния в отделе ЗАГС, принимать меры к неразглашению работниками отдела ЗАГС сведений конфиденциального характера, а также сведений, содержащих служебную тайну (л.д. 20-21); протоколом опроса Г., согласно которому последняя в период с 11 по 30 ноября 2011 года по предложению начальника отдела ЗАГС города Обнинска Р. и на основании договора подряда осуществляла ввод ретроспективных записей актов гражданского состояния с бумажных носителей в электронный вид; объяснениями В., согласно которым она по предложению начальника отдела ЗАГС города Обнинска Р. в период с 20-х чисел декабря 2011 года по конец января 2012 года осуществляла перенос данных об актах гражданского состояния граждан, находящихся на бумажном носителе в архиве ЗАГСа, в электронную базу на компьютере, какой-либо договор с ней не заключался; протоколом опроса главного специалиста ЗАГС города Обнинска И., в соответствии с которым И. по поручению начальника отдела ЗАГС города Обнинска Р. обучала вводу персональных ретроспективных данных из архива ЗАГС города Обнинска Г. и В. Данные лица, Г. в период с октября 2011 года по декабрь 2011 года, В. в период с декабря 2011 года по январь 2012 года, не являющиеся работниками ЗАГС города Обнинска, осуществляли деятельность по вводу ретроспективных записей актов гражданского состояния в архиве ЗАГС города Обнинска.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни (ч. 1 статьи 6, ч. 7 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных»).

Согласно части 3 статьи 6 названного Закона оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее – поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

В силу статьи 25 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» ограничивается доступ к архивным документам, независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, в том числе к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.

С учетом вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств по делу мировой судья и судья городского суда пришли к правильному выводу о нарушении Р. установленного законом порядка хранения информации о гражданах и о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данные выводы не противоречат установленным обстоятельствам дела и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оценка которым судьями первой и второй инстанций дана по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы не свидетельствуют о неправильной квалификации действий начальника отдела ЗАГС администрации города Обнинска Р. и о необоснованности привлечения ее к административной ответственности по статье 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценивая доводы Р. о нарушении ее права на защиту, судья городского суда применительно к конкретным обстоятельствам дела правильно исходил из того, что процедура привлечения Р. к административной ответственности мировым судьей была соблюдена. При этом при разбирательстве по делу об административном правонарушении в городском суде Р. была предоставлена реальная возможность привести свои доводы по существу рассматриваемого вопроса и представить доказательства в их обоснование.

Административное наказание, назначенное Р., соответствует санкции статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену состоявшихся судебных актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 14 города Обнинска Калужской области от 23 апреля 2012 года и решение судьи Обнинского городского суда Калужской области от 4 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела ЗАГС администрации города Обнинска Р. оставить без изменения, жалобу Р. – без удовлетворения.




Заместитель председателя
А. М. Федоров

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно