Курс ЦБ на 20 апреля 2024 года
EUR: 99.5797 USD: 93.4409 КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА 16%
8 (952) 080-10-85
круглосуточно

Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 29.05.2013 по делу № 33-1590

Судья Лужецкая В. И.

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Ваганюк Н. Н.,
Судей Андриановой И. В., Баранова В. В.,
При секретаре Е.

рассмотрела в судебном заседании 29 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе начальника ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 15 марта 2013 года, по иску Р. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

Заслушав доклад судьи Ваганюк Н. Н., судебная коллегия

установила:

Р. обратилась в суд с иском о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью указав, что на момент обращения в ГУ УПФ РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области (далее – УПФР), ее педагогический стаж составлял более 25 лет.

Считая, что она имеет право на получение досрочной пенсии по старости, как педагогический работник, Р. обратилась в Управление Пенсионного фонда г. Моршанска с заявлением о досрочном назначении ей пенсии, однако в этом ей было отказано по причине отсутствия требуемого стажа, поскольку в стаж педагогической деятельности не были засчитаны периоды ее работы: прохождения курсов повышения квалификации с 04.01.1988 г., с 07.10.1996 г. по 11.10.1996 г.; с 04.10.2004 г. по 09.10.2004 г.; с 15.11.2004 г. по 20.11.2004 г.; 29.03.2005 г.; 05.10.2005 г.; 12.10.2005 г.; 26.10.2005 г., 02.11.2005 г.; 09.11.2005 г.; 16.11.2005 г.; 23.11.2005 г.; 30.11.2005 г.; 07.12.2005 г.; 14.12.2005 г.; 16.12.2005 г.; 21.12.2005 г.; с 27.11.2006 г. по 08.12.2006 г. (1 мес. 13 дн.) – за время работы в Ивенской основной общеобразовательной школе.

Нахождение в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 09.11.1992 г.; с 10.11.1992 г. по 31.08.1993 г. (10 мес. 25 дн.) – за время работы в МОУ Ивенской основной общеобразовательной школе.

Нахождение в учебных отпусках с 06.06.1989 г. по 23.06.1989 г. (18 дней) за время работы в Ивенской основной общеобразовательной школе.

Не соглашаясь с решением об отказе в установлении ей льготной пенсии, Р. обратилась в суд с исковым заявлением о включении в ее педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию указанных периодов работы. Просила признать за ней право на льготную пенсию и обязать УПФР назначить ей льготную пенсию с момента обращения, т. е. с 19 сентября 2012 года.

Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 15 марта 2013 года иск Р. был удовлетворен.

С данным решением не согласен начальник УПФР, который в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене в части включения периодов нахождения в отпуск по уходу за ребенком.

Указывает, что с 01.01.2002 г. вопросы назначения трудовой пенсии регулируются Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ).

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в течение 25 лет.

Правительством РФ Постановлением от 29.10.2002 г. № 781 утвержден список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Согласно п. 4 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 1 ноября 1999 г., засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.

Кроме того, с учетом п. 2 Правил применяемые в данном случае Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 (далее Правила № 516) указывают, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, законодатель связывает право на назначение трудовой пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой педагогической деятельностью, а с деятельностью на должностях и в учреждениях, списки которых утверждены в установленном порядке Правительством РФ в зависимости от специфики и характера труда, функциональных обязанностей, степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов.

Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости регламентируется ст. 13 Закона № 173-ФЗ, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 и Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н (далее – Порядок).

Согласно п. 3 Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:

– до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
– после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как предусматривает п. 13 Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

Первоначальная редакция ст. 167 КЗоТ РСФСР, вступившая в действие с 1 января 1972 г. предусматривала возможность включения дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставленного матери по уходу за ребенком по достижении им возраста один год, в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. продолжительность частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком увеличивалась до достижения ребенком возраста полутора лет, а продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет.

То есть действующим в указанный период законодательством предусматривалось предоставление двух отдельных видов отпусков:

1. частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию и

2. дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой за период такого отпуска компенсации в соответствии с действующим законодательством.

О том, что это два отдельных вида отпуска, указывает и ст. 167 КЗоТ РСФСР в редакции Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1, где в абз. 5 говорится о том, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях.

Лишь только в редакции Федерального закона от 24.08.1995 № 152-ФЗ ст. 167 стала предусматривать единый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Предоставление отпусков по уходу за ребенком до 1995 г., согласно Разъяснениям Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» (далее – Разъяснение № 23/24-11), осуществлялось по заявлению женщины и оформлялось приказом (распоряжением) администрации (п. 4 Разъяснений № 23/24-11).

Истице, согласно приказу был предоставлен отпуск с 10.07.1991 г. по ее заявлению по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

С принятием Закона от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

В связи с изменением ст. 167 КЗоТ РСФСР управлением в льготный стаж истице был включен период указанного отпуска лишь до 06.10.1992 г.

Другой отпуск – дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не был предоставлен истице. Заявление истицы и приказ на предоставление отпуска по уходу за ребенком до трех лет вообще отсутствует.

Следовательно, использование истицей права на предоставление ей самостоятельного дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в период действия ст. 167 КЗоТ РСФСР в редакции Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1, которая не предусматривала права на включение указанного дополнительного отпуска льготный стаж для назначения пенсии – не влечет нарушение ее прав, так как в указанный период (1992 г.), обращаясь к работодателю, она уже знала об отсутствии возможности включения такого отпуска в льготный стаж.

Письмом Минтруда РФ от 21.07.2003 года № 717-АП разъяснено, что порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определен правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Указанными правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком.

Соответственно включение судом в стаж работы дающий право на досрочное назначение пенсии периодов с 06.10.1992 года по 09.11.1992 года, а особенно с 10.11.1992 года по 31.08.1993 года является необоснованным, вынесенным в противоречие действующему законодательству.

Проверив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Ф., выслушав представителя третьего лица Т., выслушав истицу Р., судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемого судебного постановления по следующим основаниям.

Так, суд первой инстанции, принимая решение в обжалуемой части (включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком после 6 октября 1992 г.), руководствовался действующим в тот период законодательством и указанием Конституционного Суда РФ о необходимости соблюдения принципа правовой определенности.

Доводами жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергнута.

Разрешая вопрос о включении в специальный стаж истицы периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, имевшего место после 6 октября 1992 года, районный суд пришел к правильному выводу об удовлетворении указанных требований, исходя из действующего на тот момент законодательства и Конституции РФ, а также с учетом того, что указанный отпуск начался до 6 октября 1992 года. Статьей 167 КЗоТ РСФСР было предусмотрено включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с Постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам. Имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года продолжительность частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком увеличилась до достижения им возраста полутора лет, а продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Пленум Верховного Суда РФ в п. 15 Постановления № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

При таком положении, судебная коллегия находит довод апелляционной жалобы о необходимости исходит из предоставления двух отпусков: до достижения ребенком полутора и трех лет несостоятельными, поскольку на период предоставления истице отпуска по уходу за ребенком до полутора лет уже действовал закон о возможности предоставления отпуска до достижения ребенком возраста трех лет. В связи с чем, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным и, подлежащим оставлению без изменения.

Руководствуясь 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 15 марта 2013 года по данному делу оставить без изменения.

Апелляционную жалобу начальника ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Новости

Тип организации
Подключись к Аюдар Инфо сегодня и получи
3 дня демо доступа бесплатно